Социально-ориентированный урок русского языка по теме "Категория числа имен существительных. Имена существительные, имеющие форму только единственного числа и только множественного числа"

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Класс: 5.

Цель: познакомить учащихся с категорией числа имён существительных , имеющих форму только единственного и форму только множественного числа.

Задачи:

Образовательные:

  • Дать понятие существительных, имеющих форму только единственного и форму только множественного числа.
  • Работать над орфоэпическими нормами русского литературного языка.

Воспитательные:

  • Воспитывать любовь и бережное отношение к языку.
  • Воспитывать бережное отношение учащихся к своему здоровью.
  • Воспитывать уважительное отношение друг к другу, умение работать в паре.

Развивающие:

  • Уметь согласовать существительные с прилагательными по родовому окончанию.
  • Уметь согласовать прилагательные с существительными, имеющими форму только единственного и форму только множественного числа.
  • Уметь моделировать предложения, составлять связный текст на тему ЗОЖ.
  • Развивать внимание, логическое мышление, умение самооценивать и анализировать свои ошибки.

Оборудование:

  1. Мультимедиапроектор,
  2. ноутбук,
  3. презентация к уроку,
  4. таблицы “Существительные, имеющие формы только единственного и только множественного числа”.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ, ПОЗВОЛЯЮЩИЕ РЕАЛИЗОВЫВАТЬ ИНТЕГРАЦИЮ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ И ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ

 Эффективная подача информации. Мотивация.

Критическое отношение к информации

Человек – хозяин своего поведения. Ответственное поведение.

Здоровый образ жизни. Ценность здоровья.

1.   Организационный момент.

2.   Психологический настрой на работу. (слайд 2)

Прежде чем перейти к работе по новому материалу, нужно сосредоточить своё внимание и слух, настроимся на работу. Пусть нам будет комфортно на уроке в обучении и общении. А для этого нам необходимо, как вы думаете ,что? Конечно, уважительно выслушивать чужую точку зрения, уметь аргументировать своё мнение, пусть оно будет и ошибочным, не боятся мыслить и активно включаться в работу на уроке.

Лингвистическая справка (презентация к уроку слайд 3)

Категория числа существительных 

Большинство существительных обозначает предметы, поддающиеся счёту, и поэтому сочетается с количественными числительными. Данные существительные имеют форму единственного и множественного числа. При обозначении одного предмета слово употребляется в форме единственного числа, а при обозначении нескольких или множества предметов – в форме множественного числа.

Изменение конкретных существительных по числам передаётся при помощи окончания (при этом меняется место ударения).

Слайд4

Скажите, что вы знаете об имени существительном?

– Имя существительное обозначает предмет.

– Отвечает на вопросы кто? что?

– Имена существительные изменяются по родам, числам и падежам.

А чему нужно нам научиться?

– Отличать имена существительные единственного числа от множественного числа, только единственного числа от формы только множественного числа.

3. Сообщение цели и темы урока.

– Сегодня на уроке мы с вами постараемся приблизиться к цели, изучив вопрос “Имена существительные, имеющие форму только единственного и форму только множественного числа”. А также поговорим о здоровом питании.

(презентация слайд 5)

Как вы понимаете слова Сократа: “Мы живём не для того, чтобы есть, а едим для того, чтобы жить”?

Как вы считаете здоровое питание входит в ЗОЖ? (слайд 6-7)

Слова записаны в 4 колонки

1 2 3

овощи белки здоровый дух волосы жиры здоровье

день прыгалки зарядка

обед лыжи капуста

Задание

Сравним 3 колонки.

(Анализируя количество предметов, которые обозначают данные слова, дети приходят к выводу, что слова 1 колонки обозначают один предмет и много предметов. Слова 2 колонки – предметы, которые чаще всего употребляются в паре. В 3 колонке – предметы имеют форму только ед. ч.

4.   Актуализация прежних знаний.

Загадка (слайд 8 презентация к уроку)

Его нельзя купить за деньги. Что это?

(здоровье)

– Что вы можете сказать об этом слове с точки зрения морфологии?

(это имя существительное, так как обозначает предмет, отвечает на вопрос что?, средний род (оно моё?), ед ч.)

–  Можно ли образовать форму множественного числа?

(нет)

5.   Объяснение нового материала

Работа с таблицей (п.95-96 стр.204, 206 учебника “Русский язык 5 класс” автор Л.А.Тростенцова”

(Презентация к уроку слайд 9-10)

Имена существительные, имеющие форму только ед.ч.

  • Собственные имена (Урал, Татьяна Сергеевна, Курган)
  • Большинство абстрактных сущ. (грусть, счастье, изумление)
  • Большинство вещественных сущ. (смола, молоко, золото)
  • Собирательные сущ. (молодёжь)

Имена существительные, имеющие форму только множественного числа.

  • Название составных и парных предметов (ножницы, грабли, очки)
  • Название материалов, отходов, остатков (духи, чернила, сливки, консервы)
  • Название промежутков времени и игр (каникулы, сутки, жмурки)
  • географические названия (Альпы, Афины)

Физминутка (презентация “Здоровое питание” слайд 4)

Задание “Проверь себя” (Презентация к уроку слайд 11)

Верно ли образовано число?

  1. Восстание – восстания
  2. Ворота – вороты
  3. Серебро – серебра
  4. Оттепель – оттепели
  5. Цитата – цитаты
  6. Досуг – досуги
  7. Консервы – консерва
  8. Свёкла – свёклы
  9. Щавель – щавеля

слайд 12

Проверка (верно 1,5)

Задание (слайд 13 презентация к уроку)

По лексическому значению отгадать слово.

  1. Скоростная дорога (шоссе)
  2. Болезнь из-за недостатка витаминов (цинга)
  3. Гладко, душисто, моет чисто. (мыло)

Определите форму числа.

(только ед. ч.)

Первичное закрепление

(презентация слайд 14-16)

Дерево держится своими корнями, а человек – пищей.

Задание

Найдите имена существительные, имеющие форму только ед. ч.

(человек, пища)

слайд 17

Задание

Выберите продукты, которые полезны для вас, и разделите их на две группы: полезные и неполезные. Определите категорию числа у них.

(ребята выполняют самостоятельно, затем проверяют с доской)

слайд 18 (проверка)

– Мне предложили алгоритм определения категории числа имён существительных.

(слайд 19 “Презентация к уроку”)

  1. Поставьте имя существительное в И.п. ед. ч.
  2. Измените форму числа.
  3. Если изменяется, то существительное имеет 2 формы: ед.ч. и мн.ч.
  4. Если не изменяется, то имя существительное имеет форму только ед. ч. или форму только мн. ч.
  5. Определим, что обозначает имя существительное.

Можно ли примять этот алгоритм?

(можно)

Орфоэпические нормы

Упражнение 513 (распределить имена сущ., употребляющиеся только в ед. ч. по группам: 1) с ударением на 1 слоге, 2) с ударением на 2 слоге, 3) с ударением на 3 слоге.

Слайд 20 “Презентация к уроку” – проверка выполнения упр.

Ребята выполняют упражнение самостоятельно, затем взаимопроверка и сверка с доской.

Упр. 515 (выписать имена существительные, имеющие форму только мн. ч.)

упр. 507 (устно)

упр.509. (орфоэпические нормы)

один уч-ся у доски, остальные в тетрадях, затем проверка.

Выполнение

Ворота, заморозки, похороны, тиски, хлопоты, чернила.

Работа с презентацией слайд 21-30

Слайд 31 (Какие имена существительные имеют форму только ед. числа?)

Слайд 32-33

Почему овощи – кладезь здоровья? Ответ объясните.

Слайд 34

(кроссворд)

Задание: назовите имена существительные, имеющие форму только множественного числа.

Ответ: киви

А теперь только единственного числа.

Ответ: капуста, лук, свёкла, репа.

Работа с презентацией слайд 35– 43 (разговор о правильном питании)

Задание.

Прослушайте текст и выпишите имена существительные

1 в. имеющие форму только ед. ч.

2 в. – форму только мн. ч.

(дети получают карточку с текстом) слайд 44

Питание человека должно быть правильным. Нельзя есть быстро, впопыхах. Питание должно быть дробное и частое, а пищевые блюда – хорошо термически обработанные, не очень холодные и не очень горячие. До минимума свести употребление поваренной соли, острых, копчёных и маринованных блюд, консервов, поскольку эти продукты вызывают повышенное выделение соляной кислоты в желудке. Желательно исключить блюда, обжаренные в масле: чебуреки, беляши, картофель. В суточный рацион целесообразно добавлять свежие огурцы, кабачки, яблоки, свёклу, морковь, инжир, сухофрукты, курагу, финики.

Проверка (слайд 45“Презентация к уроку)

1 в. Питание, поваренная соль, соляная кислота, масло, картофель, свёкла, инжир, курага, морковь.

2 в. Консервы, сухофрукты

слайд 47

Д.з. п. 95, 96, правило. Упр. 516

 Физминутка для глаз

1. Закрыть глаза, сильно напрягая мышцы, на счёт 1-4, затем раскрыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль на счёт 1-6. Повторить 4 раза.

6.   Голову держать прямо. Поморгать, не напрягая глазные мыщцы, на счёт 7-12.

Физминутка для снятия утомления с плечевого пояса и рук

1.   И.П. – о.с. 1. Поднять плечи. 2. – опустить плечи. Повторить 6 раз, затем пауза 2-3 с., расслабить мышцы плечевого пояса. Темп медленный.

Презентация “Здоровое питание”

(слайды 35 )

Рефлексия (слайд 46 презентация к уроку)

(каждый ученик на листке отмечает)

  • На уроке я работал активно/пассивно
  • Своей работой на уроке доволен/не доволен
  • Урок для меня казался коротким / длинным
  • Моё настроение стало лучше / хуже
  • Материал на уроке мне был полезен / бесполезен
  • Интересен / скучен.