Развитие самоконтроля и самооценки на уроках математики в начальной школе

Разделы: Математика, Начальная школа


Важнейшими умениями, которыми должны обладать ученики, является самоконтроль и самооценка в процессе учения. Постоянная целенаправленная работа в данном направлении ведется у детей с момента прихода их в первый класс. Курс “Введение в школьную жизнь” Г.А. Цукерман являлся отправной точкой в развитии этого умения у учащихся. После его завершения работа продолжается на всех уроках.

Мне хотелось бы поделиться опытом, как на уроках математики дети учатся самоконтролю и самооценке.

Ученики вместе с учителем постоянно разрабатывают наборы критериев оценки заданий разных видов. Определяют ценность выполнения части задания. Так задача оценивается по следующим критериям:

- определение типа задачи,
- схема,
- решение,
- вычисления,
- ответ.

Каждому критерию присваивается ценность в двадцать процентов.

Дети самостоятельно оценивают свою работу, опираясь на обсуждение ее правильности в соответствии с этими критериями в классе. Затем на отрезке, состоящем из десяти клеток, ставят процент выполнения задания, отмечая уровень выполнения крестиком в первой четверти и числом процентов, начиная со второй четверти.

Важное место на уроках математики занимает обсуждение с детьми, каким образом можно оценить качество через количественный показатель выполнения собственной работы.

В процессе решения ежедневных практических задач по определению количественного показателя, присваиваемого одному из нескольких однотипных заданий, ученики развивают мотивационный компонент приобретения умений в области математики. Так во втором классе, обсуждая, сколько “весит” правильность выполнения одного из шести заданий на сравнение чисел, заданных формулой, дети под руководством учителя делят на шесть сто процентов.

У учеников формируется мотивация научиться делить многозначное число. Они целенаправленно следят за тем, как это делает учитель, и помогают ему выполнить это математическое действие, необходимое ученикам для осуществления оценки своей работы.

В ходе этого процесса дети опосредованно научаются пользоваться таблицей умножения в процессе деления. Далее обсуждается, сколько нужно вычесть из 100% за каждую ошибку в выполнении всего задания. Так тренируется умение устно считать на уроке математики.

Устный счет становится для детей необходимой составляющей их повседневной жизни.

Таким образом, ученики на ежедневных уроках математики решают реальные задачи.

Систематическая работа в данном направлении развивает у детей самоконтроль и самооценку на уроках математики. При этом перед учителем стоит важная задача разработки оценивания учебной работы учениками с точки зрения восприятия выполнения блока заданий, с которым могут справиться все дети, ста процентами, а всего того, что они сделают дополнительно, другими дополнительными баллами. Перед нами стоит задача - найти способ, как перейти от системы оценивания с вычитанием процента за невыполненные части задания, к способу самооценки, при котором баллы прибавляются. Вероятно, это будет уже совсем иная система оценивания. Но она нужна, так как это положительно повлияет на мотивацию учения детей, а также на самооценку учащихся.