Авторская программа "Азбука экологии"

Разделы: Экология


В настоящее время во всем мире развивается экологическое образование в интересах устойчивого развития, основанное на подготовке детей к жизни в будущем мире.

Эколого-биологическое дополнительное образование представляет собой непрерывный процесс обучения, воспитания и развития, направленного на формирование общей культуры личности обучающегося. Дополнительное эколого-биологическое образование “Азбука экологии” в современных социокультурных условиях призвано решать социальные и этические задачи.

Актуальность таких образовательных установок представляется более очевидной в крупных городах - мегаполисах, поскольку человек в них находится в комплексе сложнейших социальных и экономических отношений. Дополнительное образование позволяет получить каждому обучающемуся новые специфические знания для развития собственных способностей и самореализации. Для достижения этих целей поможет игровая педагогика, которая в наше время стала широко распространенным социокультурным явлением. Особенностью игры в экологическом образовании заключается в том, что оно основано на кооперации и сотрудничестве.

Новизна предлагаемой программы “Азбука экологии” заключается в создании учащимися младших классов экологических эмблем, игр, сказок. Тем самым осуществится знакомство с экологическими проблемами уже в начальной школе, что усилит воспитательный аспект программы.

Экологическое дополнительное образование “Азбука экологии” в школе ставит своей целью формирование ответственного отношения наших воспитанников к окружающей среде. В связи с этим можно выделить следующие педагогические задачи:

  • формирование знаний о взаимодействии природы, общества и человека; об экологических проблемах и способах их разрешения;
  • формирование ценностных ориентаций экологического характера, мотивов и потребностей, привычки экологически целесообразного поведения, стремление к активной деятельности по охране окружающей среды.
  • развитие восприятия прекрасного и негодования от поступков людей по отношению к природной среде, личное участие в делах по защите окружающей среды.

На групповых занятиях данного курса “Азбука экологии” привлекаются учащиеся 9-11 лет, которые могут проявить свои творческие способности и умения в рисовании, создании коллажей, компьютерной графике. Данная образовательная программа даст возможность сочинять экологические сказки или включать экологический аспект в сюжет известных и любимых сказок. Лучшие работы будут отправлены на конкурсы.

Режим занятий: 1 часа один раз в неделю, общее кол-во часов - 39.

Содержание образовательной программы дополнительного образования “Азбука экологии ” включает в себя знакомство с экологическими проблемами современности, в том числе и ознакомление с Красной книгой Москвы и Московской обл.

Некоторые темы теоретической части курса сопровождаются экскурсиями на природу (экологическая тропа в Серебряном бору) , в музеи (музей им. Тимирязева и Государственный Дарвиновский музей) или практическими занятиями, на которых учащиеся самостоятельно будут искать возможности отразить экологические проблемы в игровой форме.

Программа содержит три линии: ботаническую, зоологическую и линию связей в живой природе. В программе учитывается мероприятия экологического календаря. Учащиеся также будут самостоятельно вести календарь наблюдений за природой, проводить наблюдения за развитием растения из семени, создавать собственный гербарий, изготавливать наглядные пособия из природных материалов.

Практические занятия будут проходить с использованием инновационных компьютерных программ и интерактивных игр. На занятиях учащиеся могут самостоятельно создавать презентации, видеоролики, мультфильмы, экологические игры и эмблемы.

Наилучшие работы участвуют в конкурсах.

Учебно-тематический план

Тема Кол-во
часов
Теор.
занятия
Практ.
занятие
Экскур-
сии

1

Введение в науку экология

1

+    

2

Экологические эмблемы

1

  +  

3

Дневник наблюдений погоды

1

+ + +

4

29 сентября - Всемирный день моря 

1

+ +  

5

Развитие животных на примере рыбы

1

  +  

6

4 октября-Всемирный день животных

1

+ + +

7

Путешествие в удивительное царство животных

1

+ +  

8

В каком порядке птицы улетают на юг?

1

  + +

9

Осеннее расцвечивание листьев (сбор природного материала для нагл. пособия)

1

  + +

10

Как животные готовятся к зиме?

1

+ +  

11

Осенние изменения в жизни зверей. В мире животных (игра зад.7)

1

  +  

12

Экскурсия в музей им. Тимирязева.

1

  +  

13

29 декабря международный день биологического разнообразия

1

+ +  

14

Вечнозелёные растения.

1

  +  

15

Пирамида питания, цепи питания.

1

+ +  

16

Конкурс презентаций “Самый - самый”

1

+    

17

Фотоколлаж “Природа в объективе”

1

+ +  

18

Жизнь природных сообществ. Акция “Покорми птиц зимой”

1

  +  

19

Помоги муравью добраться до дома.

1

  +  

20

Путешествие плодов и семян

1

  +  

21

2 февраля – Всемирный день водно-болотных угодий. 

1

+ +  

22

Развитие животных на примере лягушки.

1

  +  

23

Источника загрязнения среды.

1

+ +  

24

Экологические рисунки.

1

  +  

25

Подборка стихов о природе (работа в шк.библиотеке)

1

+ +  

26

О Красной книге (игра)

1

+ +  

27

22 марта – Всемирный день воды 

1

+ + +

28

Фотоконкурс “Природа и мы”

1

  +  

29

1 апреля – Международный день птиц 

1

+ + +

30

Развитие растения из семени

1

+ +  

31

Сотрудничество с ПП “Серебряный бор”

1

  +  

32

22 апреля – День Земли 

1

+ + +

33

Путешествие в удивительное Царство растений.

1

  +  

34

 Развитие животных на примере бабочки и кузнечика

1

  +  

35

Жизненный цикл бабочек (з. 29 игра)

1

  +  

36

5 июня – Всемирный день охраны окружающей среды (участие в акции по уборке территории)

1

+ + +

37

Создание мультфильма и видеоролика.

1

  +  

38

Создание игры, раскрасок и экол. листовок.

1

  +  

39

Создание презентации по всему курсу “Азбука экологии”

1

  +  

Методическое обеспечение программы

Программа предусматривает различные формы и методы работы:

• групповые занятия, теоретическое обсуждение вопросов, практическое использование полученных знаний в играх, экскурсиях, предметной недели в школе.

• работа в библиотеке с учебной и художественной литературой;

• подготовка индивидуальных и групповых проектов;

• использование инновационных компьютерных программ и интерактивных игр.

• работа с наглядными пособиями и наглядным материалам;

• практические занятия с природным материалом, составление дневников наблюдений и отчетов.

Список литературы для педагога

  1. Аргунова М.В., Моргун Д.В., Экологический мониторинг. - М., Центр “Школьная книга”. 2008.
  2. Моргун Д.В., Современные методические аспекты экологического образования., Выпуск 6. – Москва.   2010.
  3. Одум, Юджин, Экология. 2 тома. — М.: Мир, 1986.
  4. Чернова Н.М., Былова А.М. Экология. - М.: Просвещение, 1981.
  5. Федоров В.Д., Гильманов Т.Г. Экология. М.: Изд-во МГУ, 1980.
  6. Ягодин Г.А., Аргунова М.В., Методические рекомендации по преподаванию курса “Экология Москвы и устойчивое развитие”, М.; МИОО. 2007.
  7. Ягодин Г.А., Аргунова М.В., Экологическое образование в интересах УР как надпредметное направление модернизации школьного образования.
  8. Ягодин Г.А., Аргунова М.В., Экологическое образование в условиях модернизации Российского образования.- М., МИОО., “Московский учебник”, 2009.

Список литературы для детей

  1. Экология. Энциклопедия для детей. 2001.
  2. Энергия и окружающая среда. Учебное пособие для средней школы. SPARE. 2008.
  3. 101 ключевая идея: Экология.  Пол Митчелл. 2001.

Интернет-сайты

http://school-collection.edu.ru/

https://globallab.org/ru/user/search/