Эколого-математическая викторина "Калейдоскоп загадок природы"

Разделы: Внеклассная работа


Формирование активной познавательной деятельности обучающихся – один из элементов современной модели процесса обучения. При таком подходе акценты смещены с предоставления учащимся готовых знаний на создание условий для приобретения ими опыта самостоятельного и активного познания. Межпредметная интеграция способствует уплотнению информационной ёмкости содержания и расширению практических сфер приложения полученных знаний и умений. Именно на эти требования ориентируют межпредметные викторины. Игровые технологии в этом случае выступают как основа развития активной познавательной деятельности при формировании единой системы естественно-научного образования.

Цели:

  • Привитие интереса к математике и экологии как элементу общечеловеческой культуры; популяризация среди студентов занимательных задач, развитие познавательного интереса.
  • Формирование общих компетенций, проверка знаний учащихся по обязательным результатам обучения.
  • Развитие у учащихся навыков общения и совместной деятельности.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Ведущий: Сегодня мы проводим эколого – математическую викторину. Эта викторина посвящается замечательной науке – математике, о которой еще Ломоносов сказал: “Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит”, а также мы обратим внимание на загадки природы с точки зрения экологии. Экология – наука, изучающая взаимоотношения живой и неживой природы. Объектами экологии могут быть популяции организмов, виды, сообщества, экосистемы и биосфера в целом. В 20 веке в связи с усилившимся воздействием человека на природу экология приобрела особое значение как научная основа рационального природопользования.
Экологические проблемы, порожденные современным общественным развитием, вызвали ряд общественно-политических движений, выступающих против загрязнения окружающей среды и других отрицательных последствий научно-технического прогресса.
Чаще всего под экологическими вопросами понимаются прежде всего вопросы охраны окружающей среды. Во многом такое смещение смысла произошло благодаря все более ощутимым последствиям влияния человека на окружающую среду.
Одним словом, экология – это наука, изучающая все сложные взаимосвязи в природе, в которой существует множество загадок. Найти ответы на загадки природы сквозь призму математических знаний – задача нашей викторины.

Викторина будет состоять из четырех туров:

1 тур – конкурс капитанов “Веселые загадки природы”;
2 тур – математическая эстафета;
3 тур – занимательные задачи математики и экологии;
4 тур – «Знаешь ли ты наш город?»

В викторине принимают участие 2 команды. За каждым столиком – великолепная семерка. У каждой из них с собой багаж знаний по математике, мешок смекалки, сундук взаимовыручки, тележка дружбы и огромное желание победить. То, что 7 число особое, люди считали очень давно, об этом нам расскажут участники викторины.

I студент: Еще древние охотники, а потом древние земледельцы и скотоводы наблюдали за небом. Их внимание издавна привлекало созвездие Большой Медведицы. Изображение семи звезд этого созвездия часто встречаются на древнейших изделиях.

II студент: Много тысячелетий тому назад люди заметили, что звезды не меняют своего положения относительно других звезд. И только пять светил: сияющая утренняя звезда Венера, торопящийся Меркурий, красный Марс, величественный Юпитер и медленный Сатурн перемещаются относительно других звезд. Эти светила получили имя “планеты” (“блуждающие”) и стали считаться богами.

III студент: Венера считалась у римлян богиней красоты, Меркурий – богом торговли, Марс – богом войны, Юпитер – богом громовержцем, а Сатурн был богом посева. И, конечно, богами были Солнце и Луна. Всего получилось семь, связанных с небом богов.

IV студент: Особенно число 7 чтили на Древнем Востоке. Несколько тысячелетий назад между Тигром и Евфратом жили шумеры. Они обозначали число 7 тем же знаком, что и всю Вселенную. Некоторые ученые считают, что они выражали этим числом 6 главных направлений (вверх – вниз, вперед – назад, влево – вправо), да еще то место, от которого идет этот отсчет.По их сказаниям в подземном царстве было семь ворот, через которые проходили души умерших.

V студент: Мы говорим о семи цветах радуги – красном, оранжевом, желтом, зеленом, голубом, синем и фиолетовом. Чтобы запомнить порядок этих цветов школьники заучивают предложение: “Каждый охотник желает знать, где сидит фазан”.

Ведущий: Вопрос командам – вспомните пословицы и поговорки, в которых упоминается число семь? За каждую поговорку – один балл команде.Ответы предоставляются жюри в письменном виде. На обдумывание – 3 минуты.

А теперь начинаем 1 тур.

1 тур – конкурс капитанов “Веселые вопросы”

Ведущий задает вопросы капитанам команд. На обдумывание дается 15 секунд (1 балл).

1. На двух руках 10 пальцев. Сколько пальцев на десяти руках? Ответ: 50.
2. Яйцо вкрутую надо варить 5 минут. Сколько времени надо варить 6 яиц вкрутую? Ответ: 5 минут.
3. Спутник Земли делает один оборот за 100 минут, а другой оборот за 1 час 40 мин. Как это объяснить? Ответ: 1 час 40 мин. = 100 мин.
4. Какие математические знаки используются в химических уравнениях? Ответ: Плюс, равно, цифры.
5. Самый распространенный элемент во Вселенной. Ответ: Водород
6. Двое подошли к реке. У берега стояла лодка, которая может вместить лишь одного, но оба переправились через реку. Как это могло случиться? Ответ: Они подошли к разным берегам.
7. Тройка лошадей пробежала 30 км. Какое расстояние пробежала каждая лошадь? Ответ: 30 км.
8. Врач прописал три укола. Через полчаса на укол. Через сколько часов будут сделаны все уколы? Ответ: через 1 час.
9. Два отца и два сына купили три апельсина. Каждому из них досталось по апельсину. Как это могло случиться? Ответ: дед – отец – сын.
10. В семье 7 братьев, у каждого по одной сестре. Сколько детей в семье? Ответ: 8 детей.
11. Палку распилили на 12 частей. Сколько сделали распилов? Ответ: 11.
12. Птицелов поймал в клетку 5 синиц, по дороге встретил 5 учениц. Каждой подарил по синице, в клетке осталась одна птица. Как это могло случиться? Ответ: Последнюю синицу отдал вместе с клеткой.
13. В комнате четыре угла. В каждом углу сидит кошка. Напротив каждой кошки по три кошки. На хвосте каждой кошки по одной кошке. Сколько всего кошек в комнате? Ответ: 4 кошки

II тур – математическая эстафета

Команды обдумывают вопросы по 3 минуты (2 балла).

1. Имеется 8 монет совершенно одинаковых по виду, среди которых одна из более тяжелого металла. Как двумя взвешиваниями найти тяжелую монету?
2. Нужно поджарить три кусочка хлеба на сковородке, вмещающей только два таких кусочка. На поджаривание каждой стороны кусочка уходит 2 минуты. Как поджарить хлеб за 6 минут?
3. Десять человек обменялись рукопожатиями. Сколько было рукопожатий? Ответ: 45.
4. Строительный кирпич весит 4 кг. Сколько весит игрушечный кирпичик из того же материала, все размеры которого в 4 раза меньше? Ответ: 4000г: 64=62,5г.

III тур – Занимательные задачи математики и экологии

На обдумывание дается 1 минута (1 балл).

1. Угадайте загадку песни.

Песня – Жили у бабуси два веселых гуся

1. К какому классу животных относятся гуси? (Птицы)
2. Какие цифры упоминаются в песне? (1 и 2)

Песня – Добрый жук

1. О какой геометрической фигуре идет речь в песне? (Круг)
2. К какому классу животных относится герой песни? (Насекомые)

Песня – Три белых коня

1. К какому отряду млекопитающих относится конь? (Парнокопытные)
2. Какая фигура упоминается в песне? (Треугольник)
3. В каком разделе математики она изучается? (В планиметрии)

2. Лифт поднимается с первого этажа на третий за 6 секунд. За сколько секунд он поднимается с первого этажа на пятый? Ответ: 12 секунд.
3. Сколько раз цифра 9 встречается в числах от 1 до 100? Ответ: 20 раз.
4. Когда моему отцу был 31 год, мне было 8 лет, а теперь отец старше меня вдвое, Сколько мне лет теперь? Ответ: Мне 23 года.
5. Куб со стороной 1 м распилили на кубики со стороной 1 см. Получившиеся кубики выложили в ряд. Чему равна длина ряда? Ответ: 10 км
6. Для чего нужны жуку правила высшей математики? Ответ: Жучок небольшой, совсем крошка – березовый трубковерт. Он сворачивает в трубки березовые листья не просто как-нибудь, а по всем правилам математики и делает это для того, чтобы его будущим детям было тепло и уютно.
7. Человек оказался в лесу один. Куда идти? Как ориентироваться по деревьям, муравейникам, солнцу, растениям, птицам? Ответ: Башня муравейника всегда находится в направлении к югу от дерева или пня.
8. Что означает понятие «икебана»? Ответ: Живые цветы или цветы, которые "живут".
9. У каких народов есть национальные праздники, посвященные цветам? Ответ: Болгария – розабир, Германия – фиалка, Югославия – мимоза, Япония – хризантема, Англия – незабудка. Россия – почитание всего растительного мира в Троицу, в ночь на Ивана Купалу – папоротник.

IV тур. «Знаешь ли ты наш город?»

Предлагаем вашему вниманию видеоролик «Наш край родной». На обдумывание следующих вопросов дается 1 минута (1 балл).

1. Сколько букв в слове «Димитровград» ? (12)
2. Сколько водоемов в нашем городе? (3 пруда и 2 реки)
3. Какие памятники природы вы знаете в нашем городе? (Березовая, осиновая и дубовая рощи)
4. Какая геометрическая фигура заложена в основу памятника рублю? (Круг)

Пока жюри подводит итоги викторины ведущий предлагает командам задание «Разбежавшиеся мысли». Из набора слов надо правильно составить «Золотые мысли» – высказывания знаменитых людей и вспомнить их авторов. На задание отводится 2 мин. Задания вытягиваем из коробочки.

  • Существую, я, мыслю, следовательно, я. Ответ: «Я мыслю – следовательно, я существую». Декарт.
  • Порядок, в, ум, нужно, учить, приводит, математика, уже, потому, что, она. Ответ: «Математику уже потому учить нужно, что она ум в порядок приводит».М.В.Ломоносов.
  • Основание, арифметика, есть, математика, всей. Ответ: «Арифметика – есть основание всей математики». Л.Н.Толстой.
  • Множество, число же, из, составленное, единиц. Ответ: «Число же – множество, составленное из единиц». Евклид.
  • Рука, правая, химия, ее, глаза, математика, физика. Ответ: «Химия – правая рука физики, а математика – ее глаза». М.В.Ломоносов.

Подведение итогов.

Ведущий: На этом наша викторина завершается. Поздравляем команду с подедой! Но победителями оказались все участники викторины, потому что каждый узнал что-то новое, полезное и интересное. Спасибо всем участникам!