Внеклассное мероприятие «Экологический канал»

Разделы: Внеклассная работа


“Есть просто храм,
есть храм науки,
А есть еще природы храм,
С лесами, тянущими руки
Навстречу Солнцу и ветрам.
Всегда, в любое время суток,
Он нам открыт в жару и стынь.
Входя в него, будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь”.
Сергей Смирнов.

Ведущий 1. Добрый день!

Ведущий 2. Мы рады нашей встрече на “Экологическом канале”.

Ведущий 1. Современная эпоха имеет много эпитетов: электронная, космическая, ядерная. Сегодня ее чаще называют эпохой глобальных проблем, которые касаются всего человечества. Решение их зависит от поступков каждого из нас.

Ведущий 2. Одна из глобальных проблем – экологическая, связанная с разрушением окружающей среды, когда под угрозу ставится жизнь и здоровье людей, существование растительного и животного мира. И нам предстоит выяснить экологическую обстановку на примере нашей местности.

Ведущий 1. Разобраться в этом нам помогут гости нашей программы:

- специалист по охране окружающей среды администрации района;

- глава поселковой администрации;

- заведующий амбулаторией;

- начальник очистных сооружений;

- краевед, победитель районной краеведческой олимпиады и викторины “Мой край родной”.

Ведущий 2. Начать разговор хотелось бы с вопроса:

- Давно ли живут люди в нашем крае? Что вы знаете о возникновении нашего города?

Слово победителю районной краеведческой олимпиады и викторины “Мой край родной”.

Ведущий 1. (вопросы экологу )

Известно, что главный загрязнитель атмосферы наших городов – автомобильный транспорт. На его долю приходиться 70% выбросов, в которых содержится 200 пагубных для здоровья компонентов. Причем распространяются они по всей территории, в отличие от промышленных предприятий, выбросы которых, как правило, локальны.

Ведущий 2. Ущерб от работы автомобиля значителен: выбрасывают примерно 60м3 выхлопных газов за час.

С возникновением в районе промышленных предприятий обострились экологические проблемы.

- Каково состояние воздушного бассейна в районе г. Калача?

- Какие меры принимаются для очистки воздуха, улучшения экологической среды города?

Ведущий 1.

Очистка воздуха от загрязнения во многом зависит от состояния очистных устройств.

- Насколько эффективно их использование на предприятиях поселка?

Ведущий 2. Информация

По проведенным подсчетам ежегодный расход воды на земном шаре на все виды водоснабжения составляет 150км3, а возможный водозабор из рек и подземных источников – 600км3. Примерно половина сбрасываемых сточных вод искусственно очищают. А чтобы природные воды сохранили способность к самоочищению, необходимо не менее чем десятикратное разбавление сточных вод. Установлено, что каждый 1м3 сточных вод загрязняет 40-60м3 чистой воды.

Ведущий 1. (вопросы экологу)

В России первые указы по охране воды были изданы Петром I. За засорение вод Невы и других рек Петербурга грозила ссылка на каторжные работы.

- Какие меры по охране вод принимаются в нашем районе?

Ведущий 2. (вопросы заведующему амбулаторией)

Известно, что качество употребляемой воды оказывает влияние на здоровье людей.

- Насколько вода нашей местности по своим качествам соответствует ГОСТУ?

Ведущий 1. Известно, что: повышение температуры воды в водоемах при спуске в них различных стоков допускается не более чем на 30С по сравнению с максимальной температурой воды в летний период?

Содержание взвешенных веществ в воде не должно увеличиваться более чем на 0,75мг/л.

Окраска воды не должна обнаруживаться в столбике высотой 20 см.

Ведущий 2. (вопросы начальнику очистных сооружений)

- Какие данные своих исследований по очистке воды вы можете привести?

Ведущий 1. Информация

Каждому человеку необходимо в день 300-400 л. воды, около 2 кг пищи, 15 тыс. литров воздуха, примерно 1 кг различных материалов – бумаги, металла, 0,6 га земли, чтобы прокормиться, 0,4 га на получение разных волокон, 0,2 га на дороги, здания, еще 0,8 га незагрязненной территории для отдыха. По мнению ученых, для сохранения природного равновесия треть суши и треть океана не должна быть тронута цивилизацией.

Ведущий 2. (вопросы экологу)

На территории района и города есть карьеры по добыче песка, мела, глины. Рекультивацию отработанных карьеров, как правило, не производят, плодородный слой при вскрытии карьеров не сохраняют. Подсчитано, что на образование 2-3 см почвы требуется при благоприятных условиях от 200 до 1000 лет. Талые воды, дождь, ветер могут за 20-30 лет уничтожить то, что природа создавала тысячелетиями.

Ведущий 1.

- Всегда ли рационально эксплуатируют земельные угодья?

- Как используют почвенный покров, снятый при разработке карьеров?

Ведущий 2. (вопросы заведующему амбулаторией)

В связи с интенсивным “антропогенным прессом” /наличие крупных промышленных центров – Воронежа, Россоши и др./, регулярной химизацией с/х угодий в Черноземье, последствиями Чернобыльской аварии проблема профилактики злокачественных заболеваний актуальна.

- Какие заболевания на ваш взгляд, чаще связаны с нарушением экологической обстановки?

Ведущий 1.

- Я слышала, что вредно для здоровья готовить пищу, используя только что взятую из водопроводного крана воду.

- Что Вам известно об этом?

Ведущий 2.

- Что по вашему мнению можно предложить для улучшения экологической ситуации?

Врачу

- Какая тенденция наблюдается за последние годы: уменьшение или увеличение заболеваемости жителей поселка?

- Какие заболевания чаще всего встречаются у детей дошкольного возраста. Связано ли это с экологией?

- Поднимаете ли Вы вопросы неблагоприятной экологической обстановки поселка на уровне района и области?

- Вредно ли для здоровья готовить пищу из воды, взятой только из водопроводного крана?

Вопросы к администрации поселка

- Как Вы занимаетесь экологическими проблемами поселка?

- Имеются ли у Вас финансовые средства на решение экологических проблем? Как Вы их используете?

- Приходилось ли Вам решать споры с предприятиями, загрязняющими окружающую среду на территории поселка?

- В чьем ведении находятся леса и что их ожидает в будущем?

- В лесных массивах часто случаются пожары. Кто-нибудь наказан, или виновные найдены?

Специалисту по охране окружающей среды администрации района.

- Как Вы считаете, достаточная ли законодательная база для выполнения работниками вашей службы своих функций?

- Как Вы оцениваете экологическую обстановку в регионе в целом и конкретно в поселке?

- Какие предприятия, на ваш взгляд самые неблагоприятные в экологическом плане?

- Состав вашей службы, ее отделы и главные задачи, мероприятия, материальное обеспечение?

- Какими правилами наделена ваша служба и приведите конкретные примеры их использования?

-Платят ли штрафы конкретные лица или предприятия?

- Имеете ли Вы поддержку со стороны районной администрации?

Представителю очистных сооружений

- Может ли работать предприятие по замкнутому циклу? Если нет, то почему?

- Кто осуществляет контроль за сбросами в реку?

- Имеется ли лаборатория по контролю и ее функции?

- Были ли случаи / и как часто/ загрязнения реки отходами?

Ведущий 1.

Окружающая нас природа не только величественна, но удивительно хрупка и ранима. Для того, чтобы понять масштабы наступления человека на природу, я хочу привести следующее историческое сопоставление.

Биосфера нашей планеты существует около 3,5–4,4 млрд. лет, она начала формироваться с момента образования нашей планеты.

Ведущий 2.

Современный человек существует на Земле 100 тысяч лет. Если принять продолжительность жизни одного поколения людей за 60 лет, то всю нашу цивилизацию можно вместить в 800 поколений, причем 600 из них одевались в звериные шкуры и пользовались каменными орудиями, 100 – владели письменностью, 4 – использовали силу пара, 2 – электричество. И только наше поколение поставило на службу авиацию и космонавтику, радио и телевидение, атомную энергию и мощную индустрию.

Ведущий 1.

Это значит, что человек скачком вышел из равновесия с биосферой, частью которой он является и его деятельность является угрозой существования биосферы.

В заключение – учитель географии:

“Вот перед вами яблоко.

Представим себе, что яблоко – это Земля. Делим его на 4 части, 3 из них – вода, а 1/4 - земля.

1/4 разделим на 4 части и получим кусочек, где люди не живут. Эту 1/8 часть яблока делим на 3 части, две из них – это города, леса, дороги и только одна маленькая часть – это земля, которую мы используем для сельского хозяйства, которая нас кормит”.

Невольно приходят на память слова:

“Я сорвал цветок – и он увял.
Я поймал мотылька – и он умер у меня на ладони.
И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем” (журнал “География в школе”).

Экологическое образование, культура, воспитание начинаются с воспитания экологии души, пребывающей в гармонии с собой и миром. Человек, понимающий красоту окружающей его природы, не сломает ветку дерева, не разорит гнезда птицы, защитит слабого. Самые замечательные душевные качества проявляются в детстве, и как бы хотелось, чтобы они сопровождали каждого из вас всю жизнь.

Ведущий 1.

Исходя из темы нашего разговора необходимо признать, что сегодня на каждом из нас лежит огромная ответственность за состояние природы, а следовательно, за здоровье и благополучие нынешнего и последующих поколений.

Ведущий 2.

Благодарим всех пришедших за участие в нашей программе и приглашаем принять участие в экологическом рейде.