Урок-путешествие по теме "Геометрические фигуры"

Разделы: Математика, Коррекционная педагогика


Тема: Урок-путешествие. Геометрические фигуры (закрепление знаний о геометрических фигурах).

Цели:

  • Обобщение, уточнение и расширение знаний о геометрических фигурах.
  • Совершенствование практических умений и навыков в построении геометрических фигур.
  • Развитие восприятия, наблюдательности, пространственных представлений, умение выделять главный признак, классифицировать, обобщать.

Оборудование: карта-схема «Полет в космос» (15 шт.) – Приложение 1, набор плоских геометрических фигур разного цвета, линейки, карандаши, цветные мелки, перфокарты, магнитофон, запись музыки «Взлет, приземление», конверты с набором треугольников.

Ход урока

I. Организационный момент. 

II. Сообщение темы урока, цели.

Сегодня на уроке мы закрепим ваши знания о геометрических фигурах.

В огромном мире, «Математике», есть очень интересная страна с красивым названием «Геометрия».

Фигуры и лини в ней живут,
Мерят, чертят и узнают
Периметр, площадь, длину, ширину,
Диаметр, радиус и высоту.
Скорей собирай своих знаний багаж,
Готовь поскорей простой карандаш.
Много заданий ждут вас, друзья,
Пора отправляться в дорогу, пора!

Но урок у нас необычный. Мы совершим полет в космос. Проверьте готовность к полету (маршрутная карта, карандаши, треугольники…). Во время полета будьте дружны, поступайте по-товарищески, не забывайте, что мы – единый коллектив.

III. Подготовительная беседа (открывается карта-схема).

  1. Как звали первого космонавта нашей страны?
  2. Как называется космический корабль, на котором Ю.А. Гагарин поднялся в космос?

Теперь, чтобы совершить взлет, необходимо выполнить задание на карте-схеме:

  1. Какого числа не достает на голове у третьего человечка?
  2. Из каких  геометрических фигур состоят человечки?

окружность                  

ломаная                        

угол                             

назовите существительные

II склонения,

какого они рода?

Звучит музыка «Взлет» и на карте схеме проводится линия к Луне.

На какую планету прилетели? – На Луну. (Сообщение о Луне).

Что такое Луна?

Луна – планета, спутник Земли. Она вращается вокруг земного шара, который в свою очередь вращается вокруг Солнца.

Полный оборот вокруг Земли Луна делает за 27 дней и 8 часов, в то же время она вращается вокруг своей оси. Поэтому – то мы всегда видим одну сторону Луны.

Луна – мертвое небесное тело: там нет ни атмосферы, ни воды, следовательно, жизнь просто невозможна. Луна в диаметре в 4 раза меньше Земли. В ночь с 20 на 21 июля 1969 года на Луну высадились американские астронавты: Армстронг и Олдрин. С помощью автоматических кораблей они  взяли лунный грунт для исследования.

Нам сообщили, что на Луне были оставлены автоматические корабли. Вот такие, но один затерялся и его надо найти. (Выполните задание на карте-схеме).

Посмотрим, что же представляет затерявшийся корабль, из каких фигур состоит он (треугольник и отрезок).

– Начертите треугольник и обозначьте его.

– Назовите элементы треугольника.

Если в треугольнике прямой угол, как называется этот треугольник. Найдите на парте прямоугольный треугольник. Какого он цвета? (зеленый).

А еще, какого цвета треугольники? Сиреневый треугольник как можно назвать (тупоугольный)? Почему? А еще, какой треугольник есть (желтый)? Какой это треугольник (остроугольный)? Почему?

Задание: Начертите в тетрадке треугольник, который вам понравился. Измерьте стороны треугольника, который вы начертили. У кого получился разносторонний, равнобедренный, равносторонний треугольник?

Летим дальше, наш путь лежит на планету «Марс». Пока наша ракета на автопилоте, вам предстоит выполнить еще одно интересное задание. На столе различные геометрические фигуры, составьте вместе с соседом «Ракету».

Мы прибыли на планету Марс, проводим линии на Марс.

Ребята, вы хотели бы что-нибудь узнать об этой планете?

Марс – это планета солнечной системы. Марс меньше земли примерно в два раза. Днем на Марсе можно даже загорать, но к вечеру резко холодает, а ночью ударяет такой мороз, что в пору одевать шубу. Но шуба не понадобится, так как на Марсе пригодна только одна одежда – скафандр.

Кто желает узнать больше об этой планете, в библиотеке есть много литературы по этой теме.

Вот какие задания вам предлагает Марс.

Найдите знакомые геометрические фигуры, вспомните, как они называются.

рис.1

Перед полетом на следующую планету давайте отдохнем. Закройте глаза и кончиком носа в воздухе начертите геометрические фигуры, которые вы сейчас видели. (Музыка).

Летим на планету Юпитер. На карте-схеме проводится линия. (Сообщение о Юпитере).

Юпитер – самая большая из всех планет, его объем в 1300 раз больше объема Земли. Одна из странностей Юпитера в том, что на его поверхности часто появляются поразительные цвета.

Возможно, самым интересным и примечательным из всего, что относится к Юпитеру, является его красное пятно. Оно около 30000 миль в длину и примерно 8000 миль в ширину. Оно сильно изменяет цвет. Может быть кирпично-красным, в другое время – серым, а иногда кажется, что совсем исчезает.

Посмотрите на карту-схему. Какой геометрической фигурой изображен маршрут полета. (Маршрут – заранее намеченный путь следования с указанием пунктов остановок).

Сколько звеньев?

Найдите длину ломаной от Луны до Юпитера (работаем на маршрутных листах).

Много интересных заданий выполнили мы, путешествуя по планетам Солнечной системы, пора возвращаться домой, (проводим линию к Земле), где нас любят и ждут и встречают знакомые «геометрические фигуры», подготовив нам сценку – сказку «Треугольник и квадрат».

Игра-сказка

Жили-были два брата
Треугольник с квадратом
Старший – квадратный,
Добродушный, приятный,
Младший – треугольный
Вечно недовольный
Стал спрашивать  квадрат:
“Почему ты злишься брат?”
Тот кричит ему: “Смотри,
Ты полней меня и шире,
У меня углов лишь три,
У тебя же их четыре!”
Но квадрат ответил: ”Брат!
Я же старше, я квадрат!”
И сказал ещё нежней:
”Неизвестно, кто нужней!”
Но настала ночь, и к брату,
Натыкаясь на столы,
Младший лезет воровато
Срезать старшему углы.
Уходя, сказал: “Приятных
Я тебе желаю снов!
Спать ложился ты квадратным
А проснешься без углов!”
Но наутро младший брат
Страшной мести был не рад.
Поглядел он, нет квадрата
Онемел, стоял без слов…
Вот так месть! Теперь у брата
Восемь новеньких углов!

Подведем итог урока (игра «Верите ли вы?»).

Объяснить правила игры (если верите – правую руку, если нет – левую).

Верите ли вы, что:

  1. Есть треугольник с двумя прямыми углами.
  2. Треугольник, у которого есть тупой угол – тупоугольный.
  3. У квадрата одна сторона больше другой.
  4. У прямоугольника один угол острый.
  5. Отрезок – это часть прямой линии, имеющий начало и конец.
  6. Прямая линия бесконечна (не имеет длины).
  7. Луч – это часть прямой, у которого есть начало, но нет конца.
  8. В равностороннем треугольнике две стороны равны.
  9. В остроугольном треугольнике все углы острые.

Понравилось ли вам наше путешествие? Чем запомнилось? Что нового узнали?

Домашнее задание: Изготовить любую геометрическую фигуру из любого материала.

Отметки в журнал.