Междисциплинарный урок-игра: "Путешествие на Петровскую ассамблею"

Разделы: МХК и ИЗО


Форма организации деятельности:   индивидуально-групповая и практическая.

Принцип организации коллективной композиции: презентация готовых детских работ в “Замке торжеств”.

Цель: развитие эмоционально-творческого восприятия мира через игру.

Формирование  универсальных  учебных  действий.

Регулятивные УУД:

- проводить рефлексию эмоционального состояния и деятельности в диалоге с учащимися и учителем,

- формирование навыков самооценки и взаимооценки.

Познавательные УУД:

- формулировать понятие “ассамблея”, “герб”, знакомиться с традициями Петровской эпохи;

- учиться высказывать своё предположение на основе исследовательского материала;

- наблюдать и делать выводы.

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь своих товарищей, умение работать в парах, вести диалог.

Личностные УУД:

- формирование положительной учебной мотивации, понимание смысла учебной деятельности.

Материально-техническое обеспечение.

Зрительный ряд: Геральдические таблицы: по форме герба, цвету, расположению линий и символов.

ИТБ: фотокамеры, компьютеры (графические планшеты).

Материалы и инструменты: Картон, цветная бумага, клей, ножницы

Сувениры: книги, бумажные и шоколадные медали.

Прогнозируемые результаты:

Личностные: Ценностное отношение к процессу, осознание практической важности удерживать учебную задачу, мотивирование учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока.

Метапредметные: умение находить способы решения поставленной цели, умение планировать, контролировать и оценивать свои действия, умение слушать собеседника и вести продуктивный диалог, высказывая свою точку зрения.

Предметные: умение применять знания в жизненной ситуации.

Этапы урока.

I. Мотивация учащихся

“Погружаем” 5 класс в Петровскую эпоху через интерактивную, костюмированную игру-путешествие. Делим класс на группы и предлагаем пройти испытания за ограниченное время в разных мастерских (“остров кодекса чести”,кузница мастеров”, “ущелье легенд и баллад”…). Весь путь показан в маршрутном листе.

Правила игры.

  • Выполняя задание, каждая команда проходит свой маршрут в строго отведенное время.
  • Все участники включены в игровой процесс. Если есть желающие не играть, предлагается альтернативная форма работы по заданной теме. (Как правило, таких – нет).
  • В игре соблюдаются такие понятия, как: кодекс чести, благородство, милосердие, доблесть, уважение…

II. Познавательно-практический. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности

  Описание игры Задания Примечание
1 блок Преподаватель предлагает на машине времени посетить петровскую ассамблею. (Постановка учебной задачи).    
2 блок Без документов этого невозможно.

(Построение проекта выхода из затруднений).

Создать охранную грамоту Портал времени – старт.
3 блок Дворянство имеет свои знаки отличия – герб. Посещаем различные мастерские:

“Тайная комната” на Башне, встреча с Магистром (библиотека или кабинет истории)

Кузница мастеров: кабинет ИЗО или технологии

Остров кодекса чести:

Получить историческую справку

Создать геральдическую таблицу, для себя и своей семьи.

Создание герба своей семьи

Изучение науки.

 

Геральдические таблицы: по форме герба, по цвету, по расположению линий и символов.

III. Подведение итогов:

  Описание игры Задания  
1. Замок торжеств.

Храм посвящения

Присваивается дворянство. Подтверждается указом.

Презентация на петровской ассамблеи.

Дают клятву

“Перемещаемся” в петровскую эпоху в “Храм посвящения”.

Выдаются памятные свидетельства

Фрагмент урока – 2 блок (Построение проекта выхода из затруднений). “Создание охранной грамоты”:

Слово учителя.

  • Ребята, что бы попасть на Ассамблею Петра Великого, у каждого из нас должна быть охранная грамота.
  • Что бы получить ее, придется пройти серьезные испытания.
  • Не забывайте, что надо быть весьма учтивым и вежливым как в словах, так и в делах:

1. Первое испытание: Надо сфотографировать свое лицо. Перенести с фотокамеры на компьютер изображение. Уменьшить до размера 5 на 5 (используя любую программу). Вставить в заданную форму охранной грамоты. Время выполнения 15 минут.

Дополнительное задание: Тот, кто сможет за это же время найти рисунок головного убора петровской эпохи в любой поисковой системе и совместить с фото, получит ключ, который открывает дверь, где хранятся несметные сокровища

  • После выполнения первого задания всем, кто выполнил его, присваивается бумажная “медаль” “За доблестную службу Отечеству”. получат ничеРебятам, которые выполнили сложное задание - получают еще и ключ. Могут быть ребята, которые на первом испытание него.

2. Условие второго испытания: Молодцы, но нас ждет второе испытание! Используя шрифт: 16 Times New Roman, внесите текст в полученную форму грамоты:

  • Фамилия, имя.
  • Титул.
  • Девиз. В него нужно включить слова: смелость, отвага, честь, достоинство, доблесть, мудрость, благородство, нежность, мягкость. Время выполнения 10 минут.

Дополнительное задание: Те, кто сможет за это же время составить свой девиз в стихах, внося некоторые предложенные слова, получат ключ к несметным сокровищам.

  • Выполнившим второе задание, выдается серебряный петровский рубль. (Или мини шоколадки в форме петровского рубля). Ребята, которые преодолели сложное испытание – ключ. По итогам 2-ух испытаний могут остаться учащиеся, которые не смогли ни с чем справиться.

После всех испытаний зачитывается Указ Петра:

Указ: “Мы, Петр Первый, царь и самодержец всероссийский и протчая, и протчая, и протчая. Объявляем, сей указ всем подданным нашего государства, какого чину и достоинства оныя ни есть.

Младый отрок должен быть бодр, трудолюбив, прилежен и беспокоен, подобно как в часах маятник. Всегда время пробавлять в делах благочестных, а празден и без дела отнюдь не бывать. За труды доблестные отмечен. Посему повелеваю:

  • Всех, кто старался, но в делах государевых не должно преуспел, отмечать пожатием руки и книгой памятной, несущей знания великие.
  • Кто ж добился высот больших, прилежно науку постигая: отметить речью хвалебной и дарами Государева. Например, могут быть: книги, но другого формата, модели кораблей (самоклеющиеся)…
  • Тем, кто смог, на пути трудном, в глубокой сути предмета разобраться и получить ключи к несметные сокровищам - поблагодарить. Провести в сокровищницу государеву и приоткрыть тайны. (Разыгрываются различные варианты).

1 вариант. На уроке. Дверцы шкафов пронумерованы. Предлагается выбрать и открыть любые двери по количеству ключей.

2 вариант. Педагог ведет на перемене в заготовленную тайную комнату (кабинет) и там открываются “тайные двери” (двери шкафов).

3 вариант. К “повелителю” всех тайн и секретов - директору (завучу) (по договоренности). И там он достает или ему вручают книги о петровской эпохе с напутствиями, что книга – это кладезь знаний, который открывает любые двери!

Фрагмент урока – 3 блок по теме: “Создание герба”:

Дворянство имеет свой знак отличия – герб. К ассамблее каждый дворянин должен знать, как выглядит его семейный герб.

Создать герб – сложно, но вы познакомитесь с магистром “Тайной комнаты” на Башне (библиотекарь или преподаватель истории), где хранятся уникальные старинные книги и рукописи, позволяющие изучить историю и законы создания герба.

С магистром создаем собственную геральдическую таблицу, разбив класс на 3 творческие группы. (По изучению форме, цвета и символов).

Кузница мастеров. В кузнице мастеров учащимся предлагают создать герб из бумаги в виде щита (для мальчиков) и в виде бутоньерки (для девочек).

Остров кодекса чести: (cамостоятельная работа в группах)

1. Чтобы не попасть впросак, надо как можно быстрее собрать информацию: Петровская эпоха, ассамблея, петровский указ об ассамблеях, место проведения, куртуазность, кодекс чести, модные тенденции...

2. Класс разбивается на группы по желанию или по жребию: выбери цвет, выбери изображение или фишку… Я предлагаю разбиться на группы “разведчиков” (“дипломатов”, в петровское время это было одно и то же), работающих в разных областях, ограниченных временем, по темам: “город”, “политика”, “этикет”, “мода”.

3. *Выдается лист с явками, паролями (можно получить задание, информацию, к какому государственному лицу обратиться, например: группа “Город”: библиотека, летописец - Антонина Петровна; группа “Политика”: кабинет истории – дипломат Павел Арнольдович; группа “Этикет”: кабинет музыки - дворцовый концертмейстер Княжна Анна Михайловна; группа “Мода”: кабинет ИЗО – Графиня Вероника Аркадьевна).

4. *Выдается тайный конверт с заданием для каждой группы: (другой вариант - проще)

  • Собрать “деловое досье” (15-20 минут). Выдается 1/2 листа ватмана для отображения информации (подбираем, распечатываем, клеим). Или ребята работают малой группой на компьютере (создают презентацию, включая различные возможности программы Power Point)

- Задание “Город”: Временные рамки петровской эпохи. В каком городе проходили ассамблеи. Кто мог участвовать (а в современном мире)?

- Задание “Политика”: Выберите, пожалуйста, 5 пунктов в указе Петра Великого об ассамблеях, которыми можно пользоваться и в современном культурном мире. Для групп гуманитарного класса или детей, углубленно изучающих историю, вопрос: Как церковь отнеслась к ассамблеям?

- Задание “Этикет”: Как проходили ассамблеи? Что такое куртуазность? Был ли “кодекс чести” в петровскую эпоху? В современном мире проходят ассамблеи?

- Задание “Мода”: Из какой страны Петр Первый привез законы модной одежды? Что так возмутило в предписании Петра 1 об изменение в одежде?

  • Презентация с обоснованием ответа:

“Город” - “Политика” “Этикет” - “Мода” (одновременно 3 минуты)

“Город” - “Мода” “Этикет” - “Политика” (одновременно 3 минуты)

“Город” - “Этикет” “Политика” - “Мода” (одновременно 3 минуты)

  • Надо ли соблюдать на Ассамблее кодекс части? Что такое кодекс чести? Был ли он в петровские времена, а в современном мире?

Рефлексия.

Учащимся на различных этапах мероприятия предлагается провести рефлексию.

Например, рефлексия настроения и эмоционального состояния через выбор карточки цвета.

Групповая рефлексия. Эффективен прием незаконченного предложения:

После работы на “Острове кодекса чести”, участникам предлагается дописать предложения, оценивая работу всей группы. (Смогли бы вы достичь результата, если бы с нами не работал ….(имя)”, “Какую помощь в работе оказал… (имя)”)

Рефлексия деятельности: В конце всего мероприятия учащимся раздаются “Листы рефлексии” и просят ответить на вопросы:

• Доволен ли ты тем, как прошел урок?
• Было ли тебе интересно на уроке?
• Сумел ли ты получить новые знания?

Литература

  1. Комиссаренко С.С. “Культурные традиции русского общества”. СПб., 2003, с. 124-140.
  2. Колякина В.И. Методика организации уроков коллективного творчества. – М.: Гуманитарный издательский центр "Владос", 2002.
  3. Молчанов Н.Н. “Дипломатия Петра I” — М.: 2006 г.
  4. Пыляев М.И. Старый Петербург. Репринтное воспроизведение издания А.С. Суворина 1889 г. Издана в Москве в 2000 г.
  5. Нефедов С. А. Демографически-структурный анализ социально-экономической истории России. Конец XV – начало XX века. Екатеринбург: Издательство УГГУ, 2005. 
  6. Маркова, А.Н. Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов / А.Н. Маркова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ, 2000. - 600 с.