Интегрированный проект "Географические аспекты культур мира"

Разделы: География, Информатика, МХК и ИЗО, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (28 МБ)


Данная проектная деятельность, в которую вовлечены учащиеся средней и старшей школы охватывает несколько предметов: географию, информатику, искусство. Прежде чем говорить о работе над проектом “Географические аспекты культур мира” надо сказать об особенностях учеников ГБОУ СОШ №542 “Школа надомного обучения”. Это школа, где учатся дети, имеющие различные отклонения в физическом развитии, хронические заболевания, которые затрудняют им полноценное восприятие мира. Поэтому этот интегрированный проект имеет важную цель расширить познание мира через знакомство с географическими особенностями, влияющими на формирование культур мира. Во время работы над проектом учащиеся вовлекаются непосредственно в изучение географии и культуры различных районов мира.Они находят интересные сведения о влиянии на культуру географического положения того или иного региона мира.

Наш интегрированный проект как нельзя лучше осваивается в этой проектной деятельности, так как освоение предметов на данном этапе имеет преимущественно деятельностный характер, что обусловлено возрастными особенностями школьников , их стремлением к самостоятельности, творческому поиску, а также современными возможностями информационно-коммуникативных технологий в приобщении учащихся к различным видам научно-практической и творческой деятельности.

Работа над проектом перекликается с учебной целью предметов “География”, “Информатика”, “МХК” и “Изобразительное искусство”, так как происходит обогащение эмоционально-духовной сферы, познавательной деятельности и самостоятельного художественного творчества.

В процессе работы над проектом учащиеся выполняли зарисовки карандашом достопримечательных мест мира. Затем создавали компьютерные версии своих зарисовок в графическом редакторе.

Культура – это все то, что не природа. Все, что сделано руками человека. Одна точка зрения на происхождение понятия и смысл слова “культура” - культура производная от понятия “культ”. Культ - это совокупность религиозных, ритуальных действий, с помощью которых человек призывал высшие силы, “общался” с ними. На заре зарождения человеческой цивилизации, все виды работ, производимые человеком были священными обрядами, будь то охота или обработка земли. Искусство первоначально носило религиозный характер и выполняло священную функцию – заклинало злые силы или призывало добрые.

До сих пор мы можем наблюдать такую функцию искусства у австралийских аборигенов. Первобытное искусство аборигенов отразило первые представления человека об окружающем мире, благодаря ему сохранялись и передавались знания и навыки, происходило общение людей друг с другом. В искусстве аборигенов преобладают сюжеты, восходящие ко "времени сновидений" - священной для аборигенов эпохе, которую они считают началом мироздания. У коренного населения Австралии существует поверье, что некоторые из самых древних рисунков созданы духами-мими. Это очень живые и яркие рисунки, выполненные охрой. На них чаще всего изображены воины или охотники.

Сохранившиеся на территории национального парка образцы наскальной живописи считаются лучшими в Австралии и одними из старейших в мире. Возраст некоторых “картин”, по мнению ученых, колеблется от 18 до 20 тысяч лет.

Если аборигены Австралии - это охотники, то представители речных цивилизаций (шумеры и египтяне) – это земледельцы. Шумерская культура зародилась среди пустыни и заболоченных озер, на бескрайней плоской равнине, однообразной и на вид совершенно серой. Этот унылый рельеф побуждает человека или к бегству, или к активной деятельности в борьбе с природой. Однообразие равнинного рельефа весьма способствует возникновению напряженных эмоциональных состояний, противостоящих образу окружающего пространства. По мнению этнопсихологов, народ, живущий на равнине, отличается большой сплоченностью и стремлением к единству, стойкостью, трудолюбием и терпением.

Пожалуй, самым существенным вкладом шумеров в историю мировой культуры является изобретение письменности. Письменность стала мощным ускорителем прогресса во всех областях деятельности человека: с ее помощью был налажен учет имущества и контроль за производством, стало возможным планирование хозяйства, появилась устойчивая система образования, увеличился объем культурной памяти, в результате чего возник новый вид традиции, основанный на следовании канону письменного текста. Благодаря клинописи шумеры первыми смогли записать дивные устные сказания, став родоначальниками литературы. Глиняные таблички, оставшиеся от шумерской цивилизации, рассказывают, какую картину окружающего мира имели шумеры. Для шумерской цивилизации характерно многобожие. Старших богов у шумеров было четверо. Они почитались во всей Месопотамии. За ними стояли те силы природы, значение которых для земледелия было особенно велико — неба, земли и воды. Таковыми выступали бог неба Ан, бог земли Энлиль и бог воды Энки. А четвертой богиней была Нинхурсаг – “мать всего живого”. Для землепашца природа становится матерью.Черты коллективизма настолько сильны в шумерской культуре, что в их мифологии даже боги принимают решения коллегиально, путем голосования самых выдающихся богов. Мир боги создали для себя. Они вели такую же жизнь, как и люди. Для облегчения своей жизни боги вылепили из глины людей, чтобы те трудились для их благополучия.Человек в представлениях шумеров был создан для службы. Усердный и послушный работник мог рассчитывать на продвижение, на знаки милости и награды со стороны своего хозяина. Таким образом, путь послушания и хорошей службы есть путь обретения защиты, а также путь к земному успеху, к почетному положению.

Цивилизация майя считается одной из наиболее развитых цивилизаций древности. Царство индейского народа майя, объединяющего большое количество разных племен, занимало огромную территорию, превышающую 300 тыс. квадратных километров. Уже около 1000 г. до н. э. майя населяли полуостров Юкатан. Природа этой части американского континента отличается большим разнообразием. Несмотря на сложные природные условия, индейцам майя удалось закрепиться на этой земле, а к середине III века построить около двухсот городов-государств, развалины которых вызывали удивление и восхищение европейцев на протяжении многих веков.

Удивительный русский мыслитель Павел Флоренский писал, что культура – это то, что как бы отщепляется от культа, это его боковой побег.В большой степени религия Майя представляет набор ритуальных практик.Особым занятием в культуре майя считалась игра в мяч, которая носила религиозно-церемониальный характер. Подготовка к игре сопровождалась сложным ритуалом, поскольку считалось, что в игре вступают в борьбу те или иные божества.

Для самих индейцев игра в мяч была не простой забавой, а имела огромное обрядовое и сакральное значение, они верили, что таким образом служат богам. Зачастую ритуальная игра в мяч проводилась, когда было необходимо вызвать дождь, попросить богов о победе в войне. В игре участвуют две команды, которые будут бороться, не на жизнь, а на смерть. Ведь команда, которая проиграет ритуальную игру в мяч, согласно древним, жестоким обычаям майя, в полном составе будет принесена в жертву богам, их положат на алтарь и еще живым вырвут сердца. Боги майя являлись аналогичными людям смертными существами. В связи с этим человеческое жертвоприношение рассматривалось древними майя как акт, способствующий в определённой мере продлить жизнь богам. По представлениям майя, в крови находились душа и жизненная энергия. Материальная культура майя представлена архитектурой. Существовали два типа архитектурных сооружений — жилые дома и монументальные церемониальные сооружения. К типу церемониальных построек относились пирамиды, которые служили основанием храма, поднимая его как можно выше к небу; чаще всего храмы располагались именно на вершинах пирамид. Они были квадратными в плане, имели тесное внутреннее пространство (из-за толстых стен), украшались надписями, орнаментом и выполняли роль святилищ. Образцом архитектуры такого типа является “Храм надписей” в Паленке.

Древние египтяне создали высокую по своему уровню, сложную по своей структуре, богатую по содержанию культуру, которая оказала огромное воздействие на культурное развитие не только многих народов Ближнего Востока, но и древних греков.

Оригинальность и своеобразие древнеегипетской культуры определялись как ранним зарождением классовых отношений и государства, так и довольно изолированным географическим положением долины Нила, что затрудняло контакты древних египтян, а, следовательно, и заимствование культурных достижений других народов. Только общим трудом, организованным сильной властью фараона, египтяне могли создать условия для нормальной жизни. Поэтому страх перед грозными силами природы, воплощаемыми в свирепых божествах, перед всесокрушающей властью фараона, их абсолютным величием и могуществом пронизывал все мировоззрение египтянина в древности. Человек чувствовал свое бессилие, свою ничтожную малость перед могущественными богами и не менее грозным фараоном.

Египтяне поклонялись многочисленным божествам. Эти древнейшие божества объединяются в семью важнейших и изначальных богов — божественную девятку, так называемую Эннеаду, от которой и происходят все другие египетские боги и люди.

Особую роль играл культ царствующего фараона. Согласно учению жрецов фараон считался воплощением божества в человеческом облике, богочеловеком. Символическим олицетворением божественной природы фараона был сфинкс, изображавшийся в виде спокойно лежащего могучего льва с головой человека, которому придавали портретное сходство с фараоном. Согласно представлениям древних египтян, их боги были всемогущественными и грозными. Они создали людей лишь с одной целью: чтобы заставить их служить себе.

В египетской религии большое место занимал заупокойный культ. 

Знаменитые пирамиды фараонов IV династии или грандиозные скальные дворцы фараонов XIX—XX династий, наполненные несметными сокровищами и ценнейшими произведениями искусства — красноречивые свидетельства мощи деспотической власти и огромного значения заупокойного культа в системе египетской религии. Вместе с тем огромные средства, направляемые на строительство гробниц, заупокойных храмов, создание рельефных изображений и настенных, архитектуры, скульптуры, направляли его развитие по вполне определенным путям художественного творчества.

Наука является органической частью любой культуры. В системе египетской культуры научные знания достигли довольно высокого уровня, и прежде всего в трех сферах: математике, астрономии и медицине. Большим достижением древних египтян было составление довольно точного календаря. Сутки делили на 24 часа. Были составлены довольно точные каталоги звезд, карты звездного неба. Они умели возводить в степень и извлекать квадратные корни. Одним из высших достижений египетской и всей древней медицины было учение о кровообращении и сердце как его главном органе.

Китайская культура является одной из древнейших. Самые ранние памятники культуры, найденные на территории Китая, относятся к V-III тыс. до н.э. Однако цивилизация Древнего Китая сложилась несколько позднее, чем в Египте, Шумере— лишь во 11 тыс. до н.э. До середины I тыс. до н.э. китайская цивилизация существовала изолированно, в отрыве от других древнейших цивилизаций.

Как и другие культуры,китайская культура самобытна и неповторима. Одной из черт ее — это исключительная, огромная и определяющаяроль традиций, обычаев у ритуалов и церемонии. Еще одна особенность китайской культуры связана с религией и отношением к природе. Как и в других религиях, в китайских верованиях обожествляются прежде всего силы природы. Верховным божеством для китайцев выступает Небо, главным храмом — храм Неба, а свою страну они именуют Поднебесной. У них существует культ Солнца и других светил. С древнейших времен китайцы поклоняются горам и водам как святыням.

Однако наряду с обожествлением природы для китайской культуры, как ни для какой другой, характерны ее эстетизация и поэтизация. Именно поэтому в ней раньше всего возникают пейзажная живопись, лирика и архитектура. Философия древнего Китая строится на этико-политическом учении Конфуция. Система философских взглядов, созданная им, более, чем две тысячи лет назад значительно влияла на развитие общественного и политического строя, а также духовной культуры Китая.Управлять государством, согласно Конфуцию, призваны благородные мужи во главе с государем (Императором) — “сыном неба”. Благородный муж — это образец нравственного совершенства. Главная их задача — воспитать в себе и распространить повсеместно человеколюбие. Человеколюбие включало в себя: попечение родителей о детях, сыновнюю почтительность к старшим в семье, а также справедливые отношения между теми, кто не связан родственными узами. Примерно одновременно с конфуцианством в Китае возникло другое влиятельное религиозно-философское течение — даосизм, основателем которого считается легендарный Лао-Цзы. В учении главное внимание уделяется законам, действующим в природе. Даосизм развивает теорию пассивности и недеяния, побуждает к отказу от активного участия в жизни, к бегству от суеты повседневности, к созерцательности.

В круг интересов даосизма входило не только естествознание, но и так называемые оккультные науки, в частности алхимия. Эксперименты китайских алхимиков в конце концов привели кизобретению пороха. Особое место занимала такжегеомантия - наука о связи космоса и земного рельефа. Здесь знания и рекомендации китайских магов не только имели большое значение для земледельцев и архитекторов, но и привели кизобретению компаса. Важная роль принадлежала также астрологии, особенно в составлении гороскопов на все случаи жизни. В сельском хозяйстве используются самые передовые технологии взращивания с использованием удобрений и севооборотов. Высокого уровня достигают ремесла. Особого выделения заслуживаетпроизводство шелка, где Китай обладал абсолютной монополией. Примерно то же самое можно сказать о лаковом производстве. Созданный китайцами лак не знал себе равных.

Величайшим достижением Древнего Китая сталоизобретение бумаги (II-I вв. до н.э.), которая вызвала настоящий переворот во всей культуре. Не меньшее значение имело также доведенное до совершенства иероглифическое письмо, воспринятое в Корее, Вьетнаме и Японии.

Искусство Древней Греции- одно из самых значительных явлений мировой культуры. Оно совершенно по форме. Согласно древнегреческой философии - человек мера всего. Искусство Египта, Китая, Шумер, Ассирии выражает идеалы только этих конкретных стран. Древняя Греция создала искусство понятное не только одним эллинам,как называли себя Древние греки, но и всем другим народам. Красота творений древнегреческих мастеров продолжает пленять человечество на протяжении двух тысячелетий. К середине V века до н.э. искусство древней Греции вступило в полосу расцвета. В Афинах с449 г. до н.э. правил Перикл, высокообразованный человек, объединивший вокруг себя все лучшие умы Эллады. Его друзьями были художник Поликлет, скульптор Фидий. философ Анаксагор. Перикл очень точно выразил идеал греческой культуры того времени: "Мы любим красоту без прихотливости и мудрость без изнеженности". Главный принцип культуры древних греков - ничего лишнего. При Перикле заново отстраивается Афинский Акрополь - средоточие всех высших святынь афинян. Главный храм акрополя -Парфенон .Он выстроен в середине V века до нашей эры в честь богини Афины Парфенос- богини мудрости в победе. В глубине храма Возвышалась прекрасная огромная статуя Афины. Работал над созданием этого ансамбля скульптор Фидий.

Затрагивая искусство Древней Греции, мы не можем не вспомнить об искусстве вазописи, которое достигло своего совершенства в V веке до н.э. В Афинах преобладает чёрнофигурный стиль. Черные фигуры располагаются на красном фоне обожжённой глиняной поверхности ваз. ВазописцыЕвфроний и Евтимид стали работать в краснофигурном стиле. Фигуры на вазах - естественный цвет обожженной глины, а фон - чёрный. На вазах были изображены сцены из жизни людей и богов,которые у греков были очень похожи на человека. Для создания черных силуэтов и заливок использовался чёрный лак. Секрет его получения сейчас утерян. Благодаря изображениям на вазах, мы можемзнать как жили, во что одевались в те далёкие времена люди. Большое внимание греки уделяли совершенствованию своего тела, занятиям спортом. На горе Олимп проводились спортивные состязания - олимпийские игры. Античное мировоззрение основывалось на убеждении, что в мире существует всеобщая гармония, что мир вечен, а человек является органической частью этого мира. Античное мироощущение придавало большое значение человеческому разуму, его способности самостоятельно познавать мир.

Мастера эпохи Возрождения дали высочайшую оценку произведениям классической древности. Античность провозгласили непревзойдённой и совершенной. Она вдохновляет едва ли не всех великих художников разных времён.

В эпоху Возрождения появился термин "Средние века", который обозначал период с момента падения Римской империи в V веке до XV столетия.

В основе средневекового искусства Европы лежала особая система ценностей, созданная христианствомХристианство утверждало особый тип духовности, при котором главное внимание уделялось внутреннему миру человека, его нравственным установкам. Всё искусство того времени служило религиозному культу. Наиболее распространённый жанр в литературе- жития святых, в архитектуре – соборы, в живописи –икона, в скульптуре – персонажи священного писания. До 10века в архитектуре Западной Европы мы наблюдаем романский стиль, для которого характерны суровость, простота, массивность. Со второй половины 12 столетия появляется готический стиль, для которого характерны устремлённость вверх, “воздушность”, исчезают тяжеловесные стенные проёмы, характерные для романской архитектуры, их заменят витражи – живописные изображения из цветных стёкол, скреплённые свинцовыми полосками.

Культура эпохи Возрождения (Ренессанс) зародилась в Италии. Термин “Возрождение” по отношению к этой эпохе не случаен. В Италии, на Родине античности, вновь возрождается античный идеал прекрасного, гармоничного человека. Человек вновь становится главной темой искусства. Гуманистическая культура Возрождения пронизана мечтой о новом человеке и его новом духовном развитии. Итальянское Возрождение охватывает время с конца 13 века по16 век. Эпоха Возрождения знаменита расцветом философии, ремёсел, политической мысли и науки. Но самое замечательное явление того времени – это возрождение живописи. Для эпохи Возрождения характерна многогранность и разносторонность художников. Яркими представителями этого времени являются Леонардо да Винчи (1452-1519),Микеланджело (1475-1564) и Рафаэль Санти (1483-1520).

Желание понять внутренний мир человека, изучение психологии отразилось в самом удивительном творении Леонардо да Винчи – шедевре, с которым связано огромное количествоисследований, научных гипотез и легенд. Это - “Джоконда”. Современник Леонардо да Винчи художник Джорджо Вазари писал , что портрет Джоконды казался чем то божественным, почитался произведением чудесным, ибо сама жизнь не могла быть иной. В историю мировой культуры Микеланджело вошёл как блестящий мастер скульптуры. В своём творчестве он отстаивал веру в безграничные возможности человека. Пример тому - скульптура “Давид”.

Возрождение характеризуется гармоничным объединением искусств, где предполагается равноправие скульптуры с живописью и архитектурой. Искусство Возрождения не исчерпывается только этими именами. В это же время творили: Джорджоне, Тициан(Италия), Эль Греко(Испания), Альбрнхт Дюрер(Германия), Иероним Босх(Нидерланды).

Художественная культура средневековой Руси охватывает время с IXпоXVIIвека. Созданные в этот период разнообразные памятники художественной культуры обеспечили русскому искусству заслуженное признание во всём мире.Среди этих шедевров,вошедших в золотой фонд мировой художественной культуры надо отметить такие памятники русского зодчества,как Софийский собор в Великом Новгороде (1045-1050), храм Покрова Богородицы на реке Нерль (1165), Дмитровский собор во Владимире (1194-1197), Покровский собор(храм Василия Блаженного) в Москве (16 в.), работы иконописцев Андрея Рублёва, Даниила Чёрного, Феофана Грека. Наряду с этими произведениями поражают своей красотой шедевры деревянного зодчества такие как церковь в Кижах.

Древний иконостас Троицкого собора сохраняет иконы письма преподобного Андрея Рублева и его учеников. В Лавре две копии Троицы Рублева. Икона зашифровывает в себе богословское послание, раскрывающее суть христианского учения о Боге. Святая Троица является прообразом всякого единения и любви. Чудотворная рублевская икона устремлена в будущее, это послание нам и нашим потомкам.

Недаром говорят, что архитектура — это душа народа, воплощенная в камне и дереве. В его произведениях во всей своей непосредственности и самобытности раскрывается творческая одаренность русского народа. Русское деревянное зодчество, возникшее в стране лесов, органично слито с окружающей природой. В лесах русского Севера до сих пор разбросано огромное количество замечательных произведений народного творчества. В рубленых избах, часовнях, церквях чувствуется любовно выполнившая их рука художника. Особенно хороши сохранившиеся деревянные часовни и церкви - от маленьких изящных построек до больших величавых и суровых сооружений.