Элективный курс по физике для учащихся 8-го класса «Физическая карта мира. Развитие идеи атомизма»

Разделы: Физика


1. Пояснительная записка.

Курс “Физическая карта мира” способствует формированию современной научной картины мира. В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относятся овладение обучающимися знаний методологических принципов физики, которые можно освоить путем применения опытов и теорий. Однако, внедрение исторических сведений не должно быть самоцелью. Оно лишь средство для формирования методологических знаний у обучающихся

Среди многих физических идей прошлого и настоящего времени особо выделяются фундаментальные. В такой идее, с одной стороны, наиболее сконцентрированы последние достижения науки, что позволяет считать ее высшей формой научного знания. С другой, – идея выступает в роли эвристического метода познания.При разработке материла по специальному курсу учитывались основные требования: материал должен соответствовать познавательным возможностям обучающихся, неразрывно связанным с предметными знаниями по физике, представлять интерес для них, вызывать положительную мотивацию. Элективный курс включает восемь тем. Кроме лекций учителя, предусматривается активная деятельность и самих обучающихся, предполагается использование кинопоказов по отдельным темам. Курс заканчивается зачетом.

Цель курса: сформировать у обучающихся представление о единстве физической карты мира.

Задачи курса:

1. Создать основу для понимания того, что главной составной частью научной картины мира является физическая картина мира.

2. Показать роль исторических открытий в физике на развитие человечества науки и техники.

3. Способствовать развитию интересов и любознательности обучающихся, дать знания, выходящие за пределы школьной программы.

4. Способствовать подготовке обучающихся к сознательному выбору школьного профиля, связанного с физикой.

Требования к подготовке обучающихся:

  • научиться обобщать физические знания;
  • формировать самостоятельность;
  • знать современное понятие науки.

2. Учебно-тематический план.

Наименование разделов и тем Количество часов Форма контроля
Всего Лекции Практика
1.Первоначальные сведения о строении вещества. Тепловые явления.

Зарождение науки в античную эпоху.

2 2    
2.Возникновение атомистической идеи в гипотезу. 1 1   Реферат
3.Превращене атомистической идеи в гипотезу. 2 2   Реферат
4.М.В.Ломоносов. Две точки зрения на природу теплоты. 2 2   Рефераты
5. Химическая атомистика. 2 2   Реферат
6. Создание основ кинетической теории газов. 2 2    
7.Развитие кинетической теории Максвеллом и ее первые экспериментальные подтверждения. 3 3   Рефераты
8.Окончательное утверждение атомистической идеи. 3 2 1 Зачет
Итого. 17 16 1  

3. Содержание.

Тема 1. Первоначальные сведения о строении вещества. Тепловые явления. Зарождение науки в античную эпоху. Знакомство обучающихся с содержание данного курса. Зарождение и развитие атомистики. Показ фрагментов “Воздух”, “Вода”.

Тема 2. Возникновение атомистической догадки в античной науке. Ознакомление обучающихся с жизнью и творчеством Лукреция Кара и других атомистов античности. Показ фильма “Строение атома”.

Тема 3. Превращение атомистической идеи в гипотезу. Использование Галилеем и Ньютоном атомистических идей. Создание Р. Байлем первого газового закона. Подтверждение Э. Марриотом этого закона.

Тема 4. М.В.Ломоносов. Две точки зрения на природу теплоты. Теплота – движение частиц вещества. Теплота - невесомые флюиды. Объяснение Ломоносовым тепловых явлений ( испарение, теплопроводность). Просмотр фильмов “Жизнь и деятельность М.В. Ломоносова”, “Тепловое расширение тел”.

Тема 5. Химическая атомистика. Открытие Д. Дальтоном атомного веса. Согласование атомистики с количественными отношениями, полученными в опытах. Фрагмент фильма “Вода”.

Тема 6. Создание основ кинетической теории газов. Создание теории газового состояния вещества. Открытие Джоулем поступательного движения молекул. Вывод Р. Клаузисом основного уравнения МКТ. Просмотр кинофильма “Основные газовые законы”.

Тема 7. Развитие кинетической теории Масквеллом и ее первые экспериментальные подтверждения. ПолучениеМасквеллом формулы для расчета скорости молекул. Опыт Штерна по измерению скорости молекул. Теория теплоемкости Масквелла. Фрагмент фильма “Скорость распределения газовых молекул по скоростям”.

Тема 8. Окончательное утверждение атомистической идеи. Открытие Д.И. Менделеевым периодического закона элементов. Конференция “Атомистическая идея”. Примерные вопросы и дополнительная литература обговариваются заранее. Зачет.

Приложение.

4. Календарно-тематическое планирование.

№ п/п Название раздела. Тема Кол-во часов Сроки
1 Первоначальные сведения о строении вещества Зарождение науки в античную эпоху. Зарождение и развитие атомистики 2  
2 Возникновение атомистической идеи в гипотезу. Жизнь и творчество Лукреция Кара и других атомистов античности. 1  
3 Превращение атомистической идеи в гипотезу. Атомистические идеи Галилея и Ньютона.

Создание и подтверждение первого газового закона.

2  
4 М.В.Ломоносов. Две точки зрения на природу теплоты. Теплота – движение частиц вещества. Теплота – невесомые флюиды. 2  
5 Химическая атомистика. Открытие атомного веса. Подтверждение количественных отношений атомистики с помощью опытов. 2  
6 Создание основ кинетической теории газов. Создание теории газового состояния вещества.

Вывод основного уравнения МКТ. Поступательное движение молекул.

1

1

 
7 Развитие кинетической теории Максвеллом и ее первые экспериментальные подтверждения. Экспериментальные подтверждения кинетической теории Максвелла.

Формула для расчета скорости Максвелла. Опыт Штерна.

1

 

2

 
8 Окончательное утверждение атомистической идеи. Открытие Д.И. Менделеевым периодического закона элементов.

Конференция по теме “Атомистическая идея”

Зачет по курсу “Физическая картина мира. Развитие идеи атомизма”

1

 

1

 

1

 
Итого     17  

5. Перечень ключевых слов. Атом, атомистика, флюид, материя, теплота, температура, корпускула, молекула, опыт.

6.1. Список литературы для учащихся.

1.Кудрявцев,П.С. История физики. [ Текст ]: /П. С.Кудрявцев // М.: Учпедгиз,1956, с.536.

2.Кудрявцев, П.С. Курс истории физики [Текст] /П.С.Кудрявцев// М.: Просвещение, 1982, с.447.

3.Спасский Б.И. История физики. [Текст] /Б.И.Спасский// – М.: Просвещение, 1977, с. 320

4. Мошанский В.С., Савелкова Е.В. История физики в средней школе. [Текст] /В.С.Мошанский, Е.В.Савелкова// М.: Просвещение, 1981, с.205.

6.2 Список используемой литературы.

1. Голин Г.М. Классики физической науки. [Текст] / Г.М.Голин.// М.: Вышэйш, 1981, с.190.

2. Лауэ М. История физики. [Текст] /М.Лауэ// М.: Гостехиздат, 1956, с.230.

3. Льицин М. История физики. [Текст] /М.Льицин// М.: Мир, 1970,с.164.

4. Лакур П., Аппель Я. Историческая физика [Текст]/ П.Лакур, Я.Аппель// О.: Матеизис, 1907.

5. Дуков В.М. Исторические обзоры в курсе физики средней школы [Текст] / В.М.Дуков// М.: Просвещение, 1983, с.160.

6. Фейнман Р. Характер физических законов [Текст] / Р.Фейнман// М.: Наука, 1987, с. 158