Опасность развития гиперактивности у ребенка старшего дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками, Коррекционная педагогика


В последнее время все чаще приходиться слышать о дифференцированном и индивидуализированном подходе к воспитанию и обучению ребенка. Конечно, есть такие дети, общаться с которыми — одно удовольствие: им все интересно, у них все получается, они вежливы, способны и очень милы. Но далеко не каждый ребенок подходит под эту категорию, и педагогу часто приходится использовать весь свой опыт, изобретательность, интуицию, чтобы найти подход к мальчикам и девочкам, посещающим группу или класс. Каждый взрослый, мы уверены в этом, неоднократно встречался в своей жизни с ребенком, отличавшимся высокой двигательной подвижностью. Обычно их называют “живчиками”, “шустриками”, “моторчиками”. Они обладают чрезвычайно высоким уровнем энергии.

В последние годы число гиперактивных детей катастрофически выросло. Воспитатели, а прежде всего учителя начальных классов бьют тревогу. Проблема распространённости синдрома дефицита внимания с гиперактивностью актуальна не только потому, что является одной из современных характеристик состояния здоровья детского организма. Это важнейшая психологическая проблема цивилизованного мира, доказательством чему является то, что:

1) дети с гиперактивностью плохо усваивают школьную программу;

2) они не подчиняются общепринятым правилам поведения и часто становятся на преступный путь. Более 80% криминального контингента составляют лица СДВГ;

3) с ними намного чаще происходят различные несчастные случаи, в частности, они в 7 раз чаще попадают в автокатастрофы;

4) вероятность стать наркоманом или алкоголиком у этих детей в 5-6 раз выше, чем у детей с нормальным онтогенезом;

5) нарушениями внимания страдают от 5% до 30% всех детей школьного возраста, т.е. в каждом классе обычной школы 2-3 человека - дети с нарушениями внимания и гиперактивностью.

Необходимость изучения детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью в дошкольном возрасте обусловлена ещё и тем, что данный синдром - одна из наиболее частых причин обращения за психологической помощью в детском возрасте. Длительное проявление невнимательности, импульсивности и гиперактивности, ведущих признаков СДВГ, нередко приводит к формированию девиантных форм поведения.

Обращает на себя внимание и тот факт, что синдрому дефицита внимания с гиперактивностью уделяется основное внимание только при поступлении ребёнка в школу, когда налицо школьная дезадаптпция и неуспеваемость. Изучение детей с гиперактивностью имеет важное значение для психолого - педагогической практики именно в дошкольном возрасте. Ранняя диагностика и коррекция должны быть ориентированы именно на дошкольный возраст (5 лет), когда есть возможность предотвратить формирование стойких патологических проявлений.

Современная наука не придумала ничего нового и необычного. Она советует нам, взрослым, чаще вставать на позицию ребенка, пытаться его глазами увидеть окружающее. Открыв для себя внутренний мир малыша, оценив его новые, неведомые нам раньше замечательные качества, мы сможем по-новому взглянуть на него, научимся понимать его, на первый взгляд бессмысленные, поступки. Да, да, понимать! Несмотря на то, что его поведение никогда не объяснить с помощью нашей, взрослой, логики. Только приняв точку зрения ребенка, мы, наконец, поймем, зачем он это сделал. А, разобравшись, может быть, станем воспринимать его поступки не как баловство и непослушание, а как попытки узнать мир, привлечь наше внимание, порадовать нас. Все дети разные. Но все они нуждаются в нашей любви, ласке, заботе. И все они достойны этой награды: и тихони, и забияки, и задиры, и шалуны.

На протяжении более 50 лет врачи выявляли и пытались лечить детей, у которых наблюдались различные сочетания двигательной расторможенности, импульсивности, невнимательности, повышенной отвлекаемости. По причине нарушения внимания, визуально-двигательной координации и восприятия у гиперактивных детей в дошкольном возрасте наблюдается снижение коэффициента интеллекта на 10% от уровня нормы (по результатам обследования детей группой чехословацких врачей, педагогов и психологов во главе с З. Тржесоглавой). В ряде случаев у таких детей выявлялись нарушения речи и поражения зрения. Психоневрологические отклонения отмечались в виде повышенной тревожности, невротических привычек, главным образом, навязчивых движений, которые усиливались вплоть до юношеского возраста.

Возникновение заболевания относят к началу посещения детского сада (3 года), а первое ухудшение – к началу обучения в школе. Подобная закономерность объясняется неспособностью центральной нервной системы ребенка, страдающего этим заболеванием, справляться с новыми требованиями, предъявляемыми ему в условиях увеличения психических и физических нагрузок. Максимальная выраженность проявлений синдрома совпадает с критическими периодами становления центральной нервной системы у детей. 3 года – начало активного развития внимания, речи и памяти. Форсированное повышение нагрузок в этом возрасте может привести не только к нарушениям поведения в виде упрямства и непослушания, но и к отставанию в нервно-психическом развитии. Возраст 6-7 лет – критический период не только для становления письменной речи, но также произвольного внимания, памяти, целенаправленного поведения и других функций высшей нервной деятельности.

Поэтому, если в дошкольном возрасте среди детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью преобладают гипервозбудимость, двигательная расторможенность, моторная неловкость, рассеянность, повышенная утомляемость, импульсивность, то у школьников на первый план выступают трудности обучения и отклонения в поведении. В подростковом возрасте симптомы заболевания могут стать причиной развития асоциального поведения: правонарушений, алкоголизма, наркомании. Неадекватность поведения, социальная дезадаптация, различные личностные расстройства могут стать причиной неудач и во взрослой жизни. В связи с этим усилия специалистов должны быть направлены на своевременное выявление и коррекцию этого заболевания.

Существуют различные мнения о причинах возникновения гиперактивности: это могут быть генетические факторы (по мнению З. Тржесоглавы), особенности строения и функционирования головного мозга, родовые травмы, инфекционные заболевания, перенесённые ребёнком в первые месяцы жизни, и т. д. Кроме этого современные интенсивные формы обучения детей, рост психоэмоциональных перегрузок, ухудшение социально-экономического состояния населения, усиление внутрисемейной напряженности, распространение асоциальных тенденций в обществе – все это также способствует нарастанию нервно-психических отклонений и нарушений поведения у детей и подростков.

При отсутствии лечения могут развиться хронические формы заболевания, часто сочетающиеся с серьезной психопатологией. Поэтому необходимо проводить своевременное выявление и коррекцию таких состояний, тем более, что существуют недорогие и эффективные методы терапии.

Как правило, в основе синдрома гиперактивности лежит минимальная мозговая дисфункция (ММД), наличие которой определяет врач-невропатолог после проведения специальной диагностики. При необходимости назначается медикаментозное лечение.

Однако подход к лечению гиперактивного ребенка и его адаптации в коллективе должен быть комплексным. Как отмечает специалист по работе с гиперактивными детьми доктор медицинских наук, профессор Ю.С. Шевченко, “ни одна таблетка не может научить человека, как надо себя вести. Неадекватное же поведение, возникшее в детстве, способно зафиксироваться и привычно воспроизводиться...” Вот тут-то и приходят на помощь воспитатель, психолог, учитель, которые, работая в тесном контакте с родителями, могут научить ребенка эффективным способам общения со сверстниками и взрослыми.

Безусловно, постоянное движение и интерес к окружающему миру не является патологией, но тут следует знать меру и понимать, когда действия ребенка переходят все допустимые границы. Тихий и молчаливый ребенок пугает родителей, но и постоянное “стояние на голове” тоже далеко от нормы.

Активность является признаком здоровья и психологического благополучия малыша, ведь если бы он был больным, то наверняка он не стал бы скакать по диванам из-за упадка сил, но и чрезмерная активность ребенка также требует своевременного обращения за квалифицированной помощью. Часто родители таких малышей приходят на прием к детским психологам, задавая один вопрос — как воспитывать гиперактивного ребенка.

Существует несколько критериев, которые помогут отличить гиперактивного ребенка от просто активного. Оба вида детей любят прыгать, бегать, играться, но обычный ребенок способен и спокойно посидеть с мамой почитать книжку или складывать конструктор, тогда как гиперактивного малыша утихомирить невозможно никакими методами или ухищрениями. Деятельность гиперактивных детей нецеленаправленна, маломотивирована и не зависит от ситуации – они подвижны всегда. И опасность гиперактивности в этом случае в том, что даже тогда, когда ребенок к концу дня устает вследствие общего утомления, он не может остановиться и его “сверхактивность” может выражаться в истериках, беспричинных приступах раздражения, плаксивости. Если действительно в доме гиперактивный ребенок – симптомы свидетельствуют о невозможности нервной системы малыша самостоятельно переключаться с одного вида деятельности на другой. Такой ребенок стремится успеть все и сразу, но все делает торопливо и бестолково; приступает к заданию, не дослушав инструкции, а затем много раз переспрашивает, делает ошибки и не успевает; очень быстро теряя интерес к одному занятию и переключаясь на другое, потом на третье, ничего не доводя до конца. Ему трудно самоорганизоваться, поэтому на занятиях он требует много внимания со стороны взрослого. Замечания и выговоры в этих случаях не помогают. Ребенок часто и сам не рад, но справиться, “убежать” от самого себя он не может. Окриками и наказаниями взрослый только усугубляет ситуацию: ребенок теряется еще больше, теперь он не только не может, но и не хочет контролировать свое поведение.

Гиперактивному ребенку больше всех грозит непонимание со стороны окружающих. Его постоянно укоряют, стыдят, одергивают и наказывают. В конце концов ребенка убеждают, что он ни на что не способен и что бестолковее его никого нет на всем свете. В результате ребенок ожесточается. У него развивается отрицательная, а часто агрессивная реакция на окружающих, он становится неуправляемым, “трудным” ребенком. Такая модель защитного поведения порой выгодна для него, а потому трудно исправляема.

Каждый педагог, работающий с гиперактивным ребенком, знает, сколько хлопот и неприятностей доставляет тот окружающим. Однако это только одна сторона медали. Нельзя забывать, что в первую очередь страдает сам ребенок. Ведь он не может вести себя так, как требуют взрослые, и не потому, что не хочет, а потому, что его физиологические возможности не позволяют ему сделать это. Такому ребенку трудно долгое время сидеть неподвижно, не ерзать, не разговаривать. Постоянные окрики, замечания, угрозы наказания, на которые так щедры взрослые, не улучшают его поведения, а порой даже становятся источниками новых конфликтов. Кроме того, такие формы воздействия могут способствовать формированию у ребенка “отрицательных” черт характера. В результате страдают все: и ребенок, и взрослые, и дети, с которыми он общается.

Добиться того, чтобы гиперактивный ребенок стал послушным и покладистым, еще не удавалось никому, а научиться жить в мире и сотрудничать с ним — вполне посильная задача.

Список литературы

  1. Безруких М.М. Ребёнок – непоседа: Тетрадь для занятий с детьми. Методические рекомендации. – М.: Вентана – Графф, 2001. – 64 с.
  2. Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Непоседливый ребёнок, или всё о гиперактивных детях. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. – 96 с.
  3. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб.: ООО Изд-во “Речь”, 2000. – 190 с.

ПРАВИЛА РАБОТЫ С ГИПЕРАКТИВНЫМИ ДЕТЬМИ

  1. Работа с гиперактивным ребёнком целесообразней в первую половину дня, а не вечером.
  2. Уменьшать нагрузку ребёнка следует по времени, но не облегчать её.
  3. Делить работу на более короткие, но более частые периоды. Использовать физкультминутки
  4. Быть артистичным, экспрессивным педагогом.
  5. Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха.
  6. Посадить ребёнка во время занятий рядом с взрослым.
  7. Использовать тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания).
  8. Договариваться с ребёнком о тех или иных действиях заранее.
  9. Давать короткие, чёткие и конкретные инструкции.
  10. Использовать гибкую систему поощрений и наказаний.
  11. Поощрять ребёнка сразу же, не откладывая на будущее.
  12. Предоставлять ребёнку возможность выбора.
  13. Оставаться спокойным. Нет хладнокровия – нет преимущества!

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ПЕДАГОГА С ГИПЕРАКТИВНЫМ РЕБЁНКОМ:

* “не замечать” мелкие шалости, сдерживать раздражение и не кричать на ребёнка, так как от шума возбуждение усиливается;

* применять при необходимости позитивный физический контакт: взять за руку, погладить по голове, прижать к себе;

* рекомендуется сажать за первую парту, чтобы уменьшить отвлекающие моменты во время занятий;

* давать возможность в середине занятия подвигаться (попросить что-нибудь поднять, принести, предложить протереть доску и т.п.);

* хвалить за каждое проявление сдержанности, самоконтроля, открыто проявлять свой восторг, если ребёнок довёл какое-то дело до конца.

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ С ГИПЕРАКТИВНЫМ РЕБЁНКОМ:

* поддерживать дома чёткий распорядок дня;

* выслушивать то, что хочет сказать ребёнок (в противном случае он не услышит вас);

* автоматически одними и теми же словами повторять многократно свою просьбу (нейтральным тоном);

* отвлекать ребёнка в случае капризов: предложить на выбор другую возможную в данный момент деятельность; задать неожиданный вопрос; отреагировать неожиданным для ребёнка образом (пошутить, повторить его действия);

* сфотографировать ребёнка или подвести его к зеркалу в тот момент, когда он капризничает;

* оставить в комнате одного (если это безопасно для его здоровья);

* не запрещать действие ребёнка в категоричной форме;

* не читать нотаций (ребёнок всё равно их не слышит);

* не приказывать, а просить (но не заискивать);

* не настаивать на том, чтобы ребёнок во что бы то ни стало принёс извинения.

Приложение