Литературное чтение. Игра-викторина для учащихся 3–4-х классов

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Задачи:

  • научить учащихся самостоятельно собирать необходимую информацию в книгах, толковых словарях;
  • работать по инструкции;
  • прививать умение работать в группе;
  • развивать речь, творческие способности;
  • прививать любовь к литературному чтению;
  • вызвать интерес к устному народному творчеству.

Ход игры

- Ребята! Я рада приветствовать вас на нашей игре-викторине “Здесь русский дух, здесь Русью пахнет. Сегодня соревнуются 4 команды, поэтому, чтобы нам познакомиться, мы начнем с представления команд.

Представление команд.

“Березка”

“Матрешки”

“Богатыри”

“Ложкари”

- А теперь я представлю наше жюри.

Сегодня, ребята, мы отправимся в путешествие в мир творчества русского народа.

-  Каждый народ на протяжении веков создавал свой язык, свою культуру, национальную музыку и самобытные музыкальные инструменты.

Культура русского народа очень своеобразна. Подтверждением этого является наша выставка, на которой представлены предметы, используемые в быту русским народом.

- От всех этих предметов веет русским духом. Давайте вдохнем глубже этот воздух, чтобы наполниться им до краев и проникнуться до глубины души словами А.С.Пушкина: “Здесь русский дух, здесь Русью пахнет.”

Правила игры:

  • с помощью считалочки выбираем того, кто первым выбирает матрёшку (количество матрёшек в наборе неизвестно);
  • за каждый правильный ответ команда получает матрёшку, которая равна 1 баллу, в игре есть один вопрос на 5 баллов;
  • если команда не отвечает на вопрос, то она должна исполнить какой-либо жанр фольклора;
  • побеждает та команда, у которой окажется большее количество матрёшек.

Разминка

Вашему вниманию предлагается инструкция, следуя которой, вы должны выполнить задание.

Инструкция

  1. Зачеркни в таблице буквы г, т, а, е.
  2. Выпиши оставшиеся буквы.
  3. Составь из них слово.
  4. Найди его значение в “Толковом словаре” С.И. Ожегова
г о т а е г
е г т л а е
т е ф а г т
г а е г о г
т л г т а е
е г е ь т а
р а г т к а

Ответ:

ФОЛЬКЛОР, -а, м. Народное творчество; совокупность народных обрядовых действий. Словесный (р. Музыкальный фольклор Танцевальный фольклор Древнерусский фольклор || прш. фольклорный, -ая, ое.

Кстати!

Слово фольклор в буквальном переводе с английского folklore означает народная мудрость.

1-й тур игры

Считалочка.

Наша Маша рано встала
Кукол всех пересчитала:
Две матрёшки на окошке,
Две Танюшки на подушке,
Две Иринки на перинке,
А Петрушка в колпачке
На зеленом сундучке.

Ребята выбирают понравившуюся им матрёшку.

Красная с ягодкой матрёшка

Тур называется “Четвёртое лишнее(в этой группе вопросов необходимо найти неправильный ответ).

Вопрос 1.

  1. “Колобок”
  2. Конёк-Горбунок
  3. “Курочка Ряба”
  4. “Царевна лягушка”

(Ответ: “Конёк-Горбунок” - это не народная сказка)

Доп. Одна из команд может заработать дополнительный бал.

Почему эта сказка лишняя и кто ее автор? (Петр Павлович Ершов)

Красная с ягодкой матрёшка

“Четвёртое лишнее”.

Вопрос 2. Какое из этих названий лишнее?

  1. Городец
  2. Хохлома
  3. Дымково
  4. Киев

(Ответ: Киев)

Красная с ягодкой матрёшка

“Четвёртое лишнее”.

Вопрос 3. Перед вами муз. инструменты.

  1. Звук №1 (балалайка)
  2. Звук №2 (гармонь)
  3. Звук №3 (фортепиано)
  4. Звук №4 (гусли)

(Ответ: фортепиано – это не народный музыкальный инструмент)

2-й тур игры

Считалочка.

У Литейного моста
Я поймал в Неве кита,
Спрятал за окошко.
Съела его кошка,
Помогали два кота…
Вот и нет теперь кита!
Ты не веришь другу?
Выходи из круга!

Матрёшка голубая

“Что за прелесть эти сказки!”.

Вопрос 1. В известной народной сказке “Поди туда - не знаю куда, принеси то - не знаю что” царь послал стрелка Андрея “за тридевять земель”.

Вопрос: Тридевять – это сколько?

(Ответ: 27)

Матрёшка голубая

“Что за прелесть эти сказки!”.

Вопрос 2. В каких сказках сюжет развивается зимой? Назовите “зимние сказки”.

(Ответ: “Морозко”, “12 месяцев”, “Снежная королева”, “Мороз Иванович” и др.)

Матрёшка голубая

“Что за прелесть эти сказки!”.

Вопрос 3. В сказках, особенно волшебных, воплощалась мечта народа на лучшее будущее. Как вы думаете, о чём мечтали люди, придумывая волшебные предметы? Воплотились ли в жизнь их мечты?

Например:

ковёр-самолёт – самолёт,

блюдечко и наливное яблочко – телевизор

волшебный клубок – навигатор

ступа - самолет

волшебное зеркало - скайп

карета - машина

печка - плита

3-й тур игры

 

Считалочка.

За морями, за горами,
За железными столбами
На пригорке теремок,
На дверях висит замок,
Ты за ключиком иди
И замочек отомкни.

Чёрная матрёшка

“Поговорка – цветочек, пословица – ягодка”.

Задание №1

Игра “Собираем из предметов пословицы”

Рыбка - Без труда не вытащишь и рыбку из пруда –

Саночки Любишь кататься, люби и саночки возить -

Книга - Книга - твой лучший друг.

Задание №2

Сколько пословиц в стихотворении?

А в пословицах ведь говорится,
Что сами вы должны учиться.
Грамотей не тот, кто читать умеет,
А кто слушает да разумеет.

И конечно, без труда – не вытащишь рыбку из пруда.
Помни: тот, кто хочет много знать,
Тот не должен долго спать.
Хочешь есть калачи – не лежи на печи.

Согласитесь: лень и плут

До добра не доведут.

4-й  тур игры

Считалочка.

Плыл у берега пескаpик,
Потерял воздушный шарик.
Помоги его найти -
Сосчитай до десяти.

Розовая матрёшка

Тур называется “Понемногу обо всём”.

Задание№ 1. “Соотнеси картинку со словом”.

Вам даны картинки, на которых изображены элементы старинной русской одежды.

Физминутка под музыку. (Девочки повторяют движения за русской красавицей, а мальчики за парнем)

Рисунок 1

Розовая матрёшка

“Понемногу обо всём”.

Задание №2. Найдите загадки на заданную тему. (Детям предлагаются разные книги, в которых они ищут загадки и задают командам)

Кстати!

В древности загадка имела культовое значение, она была связана с поверьями и обрядами, запрещавшими называть предметы своими именами. Сейчас загадка служит для испытания смекалки.

5-й тур игры

Считалочка

Раз, два, три, четыре!
Жили мышки на квартире;
Чай пили,
Чашки били,
По три денежки платили!
Кто не хочет платить —
Тому и водить!

Красная с цветочком матрёшка.

Тур называется “Опять я всё перепутала…

У русского фольклора богатая и очень долгая история. Русские сказители имели большой репертуар сказок, бывальщин, которые они передавали из уст в уста, а затем записали в разных уголках нашей древней Родины.

Вопрос № 1. Что в названиях неверно?.

“Петушок Ряба” – “Курочка Ряба”.

“Даша и медведь” – “Маша и медведь”.

“Волк и семеро ягнят” – “Волк и семеро козлят”.

“Петушок и гороховое зёрнышко” – “Петушок и бобовое зёрнышко”.

“Утки-лебеди” – “Гуси-лебеди”.

“Лисичка с кастрюлькой” – “Лисичка со скалочкой.

“По рыбьему велению” – “По щучьему велению”.

“У страха глаза огромны” – “У страха глаза велики”.

Красная с цветочком матрёшка.

“Опять я всё перепутала…”.

Вопрос 2. Великий русский художник, один из первых обратившийся к русскому фольклору И. Репин написал картину “Три богатыря” .На ней изображены русские богатыри: Илья Муромец, Алёша Попович и Микула Селянинович. Картина находится в Третьяковской галерее.

Вопрос: Что здесь неверно?

(Ответ: Автор картины Васнецов, третий богатырь – Добрыня Никитич)

Считалка

Вдоль по речке, по Десне,
Едет парень на бревне.
Видит парень: в глубине
Старый дуб лежит на дне.
Парень тут же прыгнул в воду,
Сунул руку под колоду,
Под колодою - нора...
Выходить тебе пора.

Жюри подводит итоги, награждает победителей.

Вы, надеюсь, не скучали,
Веселились, как могли,
На игре вы подружились,
Славно время провели!

Время встречи пролетело быстро,
Словно невзначай.
А сейчас всех приглашаю я
На ароматный чай!

Как говорится в русской пословице “Делу – время, потехе час!”.