"Антарктида: открытие и исследование, географическое положение". 7-й класс

Разделы: География, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 7


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (5 МБ)


Цели урока:

  • Образовательная – познакомить учащихся с первооткрывателями, охарактеризовать географическое положение Антарктиды и его влияние на природу материка;
  • Развивающая – продолжить формировать умение работать с картой, анализировать, делать выводы;
  • Воспитательная – заинтересовать изучаемым материалом, представить трудности и результат работы полярников.

Задачи урока:

  • совершенствовать умения учащихся работать с различными географическими источниками;
  • развивать умение устанавливать причинно-следственные связи;
  • закреплять умение самостоятельно характеризовать особенности географического положения.

Технологии: урок с применением презентации, созданной в PowerPoint.

Методы работы на уроке: словесные (объяснение, беседа), наглядные (демонстрация мультимедийной презентации), практические (работа с атласом и контурной картой).

Тип урока: изучение нового материала.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент: приветствие, проверка наличия необходимых материалов (слайд 1).

2. Изучение нового материала

Сегодня мы приступаем к изучению загадочного, далекого, труднодостижимого материка Антарктида. Тема урока – «Антарктида: открытие и исследование, географическое положение» (слайды 2-3).

Каждый из нас имеет свое представление об этом материке (слайд 4). Вот что писал  американский исследователь Антарктиды Ричард Бэрд (1947): «На краю нашей планеты лежит, как спящая принцесса, земля, закованная в голубое. Зловеща и прекрасна, она лежит в своей морозной дремоте, в складках мантии снега, светящегося аметистами и изумрудами льдов. Она спит в ледяных переливах гало Луны и Солнца, и ее горизонты окрашены розовыми, голубыми, золотыми и зелеными тонами пастели … Такова Антарктида – материк, по площади почти равный Южной Америке, внутренние области которого нам известны фактически меньше, чем освещенная сторона Луны» (слайд 5).

Сегодня мы с вами узнаем особенности географического положения Антарктиды, кто ее открывал, попытаемся определить, можно ли назвать этот материк обитаемым.
Итак, кто, как и когда исследовал материк?
Предположения о существовании Антарктиды высказывали еще древние ученые. Дж. Кук не однократно пересекал Южный полярный круг, но суровые условия Антарктики не дали ему пройти к материку (слайд 6).
Ф.Ф. Беллинсгаузен и М.П.Лазарев обогнули весь материк в суровых водах океанов полярных  широт, после чего 1820 год – год открытия – принято считать началом интенсивного изучения материка (слайды 7-8).
Р. Амундсен и Р. Скотт открыли Южный полюс (слайды 9-11).
Современные исследования. Антарктида – континент науки и мира. С 1957 года материк изучают и обмениваются информацией сразу несколько стран мира (слайды 12-16).
Географическое положение Антарктиды уникально – больше нет ни одного материка на Земле, который бы полностью располагался в полярной области планеты (слайд 17). Такое расположение и привело к возникновению на материке постоянного покровного оледенения и очень тяжелых климатических условий (слайд 18). Площадь Антарктиды – 14 миллионов км2. Из-за особенностей расположения не приходится говорить о протяженности с севера на юг и с запада на восток, однако, максимальное расстояние между двумя противоположными точками берега составляет около 5700 км. На самом севере материк в нескольких местах пересекается Южным Полярным кругом. Из крайних точек материка можно назвать только северную: мыс Сифре (63°12' 48" ю. ш., 57°18' 8" в.д.) на Антарктическом полуострове (слайд 19). Материк расположен в субантарктическом и антарктическом климатических поясах Земли. Антарктида омывается Южным океаном. Иначе, если этот океан не рассматривать, она омывается водами Атлантического, Индийского и Тихого океанов. Материк занимает крайнее южное положение, не соединен ни с одним из других материков, а также сильнее всего удален от остальных. Кратчайшее расстояние от Антарктиды до Южной Америки – 1000 км, до Австралии – 3100 и до Африки – 3980 км. В сторону Южной Америки тянется длинный и узкий Антарктический полуостров.

3. Задание для самостоятельной работы обучающихся

На контурной карте отметить:

  • омывающие Антарктиду океаны и моря (Атлантический, Индийский, Тихий, Уэделла, море Амудсена, море Росса);
  • Антарктический полуостров;
  • координаты крайней точки (63 ю.ш. 58 з.д.),
  • Южный полюс (слайд 20).

4. Закрепление (фронтально):

1. Кто пытался достигнуть берегов Антарктиды? Почему не получилось?
2. Кто и когда открыл Антарктиду?
3. Кто открыл Южный полюс?
4. Особенности географического положения Антарктиды?
5. Обитаема ли Антарктида? Чем занимается человек на ней? (слайд 21)

5. Домашнее задание:

  • §48;
  • подготовить репортаж об одной из станций Антарктиды;
  • подготовить сообщение о животных материка.

6. Список использованной литературы и источников Интернет

  1. Учебник по географии материков и океанов (7 класс)/Коринская В.А., Душина И.В., Щенев В.А. – М., 2006.
  2. Атлас. География. 7 класс. (ФГОС) – М., Дрофа, ДиК
  3. http://pedsovet.su/load/106-1-0-15972
  4. http://www.webpark.ru/comment/46096
  5. http://destinations.ru/fact/59