Повторение изученного по теме «Лексика». Урок-игра. 6-й класс

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 6


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (31 МБ)


Цели:

  • повторить основные лексические понятия;
  • развивать интерес к слову посредством игры.

Оборудование урока: компьютер, проектор с экраном для демонстрации презентации; 3 одинаковых набора карточек с заданиями для “Лингвистической эстафеты”; для "стрельбы по мишеням" три одинаковых набора карточек из 6 заданий (по количеству учеников); плакат с "мишенями"; набор карточек с заданиями для соревнования "Лингвистические тяжеловесы"; плакат "Лингвистические тяжеловесы", рейтинговая таблица.

Подготовка к уроку: класс делится на 3 команды. Из класса выделить  двух учеников, которые будут помощниками и в подготовке к уроку, и во время проведения урока.

План урока

  1. Организационный момент (3 мин.)
  2. Разминка (5 мин.)
  3. Лингвистическая эстафета (7 мин.)
  4. Биатлон. (7 мин.)
  5. Тяжеловесы.(12 мин.)
  6. Физкультминутка. (1 мин.)
  7. Лингвистический хоккей.(7 мин.)
  8. Подведение итогов (3 мин.)
  9. Организационный момент. Слайды 1,2.

Учитель: Наша страна готовится к самому значительному спортивному событию в мире. Назовите его. Конечно, это ХХII зимние Олимпийские игры. Этому спортивному мероприятию посвящается наш урок. Слайд 3 Родина Олимпийских игр – Древняя Греция. Спортивные игры проводились в городе Олимпия один раз в четыре года и продолжались пять дней. В 395 году Олимпия была разрушена, а игры - запрещены. С предложением возобновить Олимпийские игры выступил французский общественный деятель барон Пьер де Кубертен. Сегодня эти соревнования проходят между странами всего мира. В программу олимпиады включаются наиболее распространённые виды спорта.

Слайд 4  Вот и у нас с вами пройдёт сегодня Олимпиада, но она не спортивная, а лингвистическая. Цель урока: повторить тему “Лексика”. Урок же проведём в форме соревнования между тремя командами.

Программа соревнования:

  1. разминка;
  2. лингвистическая эстафета;
  3. лингвистический биатлон;
  4. лингвистические тяжеловесы;
  5. хоккей.

2. Разминка. Слайды 5, 6.

Любое соревнование начинается с разминки. Главная цель её – настроить на урок. Она не будет влиять на результат соревнования. Отвечает тот, кто первым поднимет руку.

Вопросы для разминки:

1. Слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но могут отличаться друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи (синонимы).

2. Слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением (антонимы).

3. Совокупность слов какого-нибудь языка (лексика).

4. Слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению (омонимы).

5. Новые слова, возникающие в языке (неологизмы).

6. Слова, вышедшие из активного повседневного употребления (архаизмы).

7. Раздел науки о языке, в котором изучаются устойчивые словосочетания, цельные по своему значению (фразеология).

8. Слова, связанные с особенностями работы людей той или иной специальности, профессии (профессионализмы).

9. Слова, употребляемые только жителями той или иной местности (диалектизмы).

10. Слова, ограниченные в своём употреблении определённой социальной или возрастной средой (жаргонизмы).

11. Слова, вышедшие из активной лексики в связи с исчезновением называемых ими предметов и явлений (историзмы).

3. Лингвистическая эстафета. Слайды 7-11.

А теперь перейдём непосредственно к соревнованиям. Наше соревнование начинается с эстафеты. На слайде вы увидите иноязычные слова. Замените их русскими синонимами, указанными на карточке. (3 одинаковых набора карточек с заданиями для “Лингвистической эстафеты” у учащихся на руках). С выбранной карточкой подбегаем к доске и крепим на плакат. Задание для обоих рядов одинаковое. Кто первый правильно ответит, тот зарабатывает для команды 1 балл.

Образцы карточек:

На старт презентация
Представление шоу

Последняя карточка:

ответ финиш

Задания для карточек смотрите в приложении 1. Баллы команд отмечают на рейтинговой таблице.

4. Лингвистический биатлон. Слайд 12.

Теперь вступают в борьбу за медали наши биатлонисты. Следующий этап - бег с прицелом. Для спортсменов у нас есть специальная мишень. Но стрелять вы будете не из ружья, а ответами выполненных заданий. Если вы выполнили задание правильно, это значит, выстрел попал в яблочко, и команда зарабатывает 2 балла.

Сейчас вы получите карточку с заданием и чистый лист для записи ответа. Задание выполняется в течение 7 минут. По истечении времени начнётся “стрельба по мишеням”. На мишень прикреплены номера заданий. К доске выходят сразу трое учеников, по одному с каждого ряда, которые выполнили задание под указанным номером. Учитель объявляет правильный ответ, и ученики, у которых правильный ответ, крепят свое решение в центр мишени. После проверки всех заданий подсчитывается общее количество баллов у команд.

Задания для биатлона. Слайды 13, 14.

1.Что это?

Её заваривают, затевая какое-либо неприятное, хлопотливое дело, а потом расхлёбывают, распутывая это дело; её не сварить с тем, с кем трудно сговориться; её “просит” рваная обувь; она в голове у путаников (каша).

2. Её толкут в ступе или носят решетом те, кто занимаются бесполезным делом; её набирают в рот, когда молчат; ею нельзя разлить неразлучных друзей; в неё прячут концы нечестные люди, иногда они выходят из неё сухими (вода).

3. Его проглатывают, упорно не желая что-либо говорить; он хорошо подвешен у человека, который говорит бойко; за него тянут или дёргают, настойчиво заставляя высказаться; его держат за зубами, когда не хотят говорить лишнего (язык).

4. Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в своё дело (нос).

5. Он в голове у легкомысленного, несерьёзного человека; его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчез; на него бросают слова и деньги те, кто их не ценит (ветер).

6. Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не бельё, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные (уши).

5.Тяжеловесы. Слайд 15.

Кто сильнее на Олимпийских играх, проверяется с помощью штанги. Мы же с вами выявлять силача будем с помощью заданий. Сильнее на нашей олимпиаде будет тот, кто выполнит задание высокого уровня сложности. Карточки рассчитаны на разный уровень знаний учащихся. На выполнение даётся 12 минут. Приложение 2.

6. Физкультминутка. Слайд 16.

Потрудились – отдохнем.
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать,
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.

7. Лингвистический хоккей. Слайд 17.

Заключительное соревнование наших игр - "Лингвистический хоккей". Ударом по хоккейным воротам будет вопрос, который я задам капитанам команды. Каждый правильный ответ принесёт 3 очка команде.

Подберите к устаревшим словам синонимы из современного русского языка. Слова-подсказки на экране. Слайд 18.

Очи - глаза
чело – лоб
ланиты – щёки
уста – губы
перст – палец
брань – битва
глаголет – говорит
льзя – можно
зрачный – видно
брадобрей – парикмахер
тать – вор
овен – баран
риза – одежда
плоть – тело
рамо – плечо
пясть – кисть руки
шуица – левая рука
десница – правая рука
вежды – веки
глезна – лодыжка.

8. Подведение итогов. Слайд 19.

Подсчитываются баллы, и выявляется команда-победитель. Указать темы, с которыми дети справились легко, а какие нужно повторить. Похвалить активных ребят.

Использованная литература

1. Богданова Г.А. Тестовые задания по русскому языку: 6 кл. – М.: Просвещение, 2007.

2. Уроки русского языка в 5 классе./ Под ред. Е.А.Евлампиевой. Чебоксары, “Клио”, 1999. 60с.

3. Ефремова Л.Р., Постовалова Г.М. Олимпиадные задания по русскому языку. 5-6 классы. Волгоград:Учитель, 2011.