Цикл занятий по изобразительному искусству: «Художественная культура Древнего Египта. Стенопись»

Разделы: МХК и ИЗО, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (17 МБ)


Данный урок является вторым в цикле уроков по теме “Художественная культура Древнего Египта”. На первом уроке ребятам было предложено знакомство с древнеегипетской письменностью – иероглифами, и выполнение творческой работы на папирусной бумаге.

Возраст: 4 – 5 классы

Продолжительность занятия: 45–60 мин.

Цель занятия: познакомить учащихся с художественной культурой Древнего Египта, показать ее своеобразие, изучить творения древнеегипетских живописцев — настенные росписи; научить работать с изображением, построенным с помощью сетки (использование сетки делает чрезвычайно легче получение правильных пропорций); выполнить творческую работу акварелью и восковыми мелками, используя полученные знания о правилах изображения в Древнем Египте.

Задачи:

  • научить работать с сеткой для получения правильных пропорций;
  • научить ведению правильной работы при использовании восковых мелков и акварели;
  • научить пользоваться цветом как средством художественной выразительности, окрашивать изображение в пределах сложного контура;
  • развивать наблюдательность и творческое мышление;
  • формировать эмоционально-эстетическое отношение к изображаемому;
  • воспитывать любовь и доброту к окружающему миру, интерес к искусству и культуре Древнего Египта.

Материалы и оборудование: бумага для акварели А4, листы для упражнений А5, линейка, простые карандаши, восковые мелки, акварель, кисти, распечатанные иероглифы для повторения пройденного материала, иллюстрации, плакаты с темой урока, компьютер с оборудованием для просмотра слайдов, с возможностью воспроизводить звук, искусственный цветок кувшинки (египетский лотос).

Литературный ряд: стихотворение “Египетская фреска” Владимира Пучкова.

Музыкальный ряд: египетская музыка.

Зрительный ряд: иллюстрации, плакаты с темой урока, электронная презентация “Художественная культура Древнего Египта. Стенопись”.

План занятия

  1. Организационный момент, постановка цели урока.
  2. Теоретическая часть урока. Знакомство учащихся с новой темой.
  3. Практическая часть урока. Выполнение подготовительных упражнений.
  4. Выполнение творческой работы.
  5. Подведение итогов урока.

Организационный момент. Подготовить презентацию, включить египетскую музыку для создания настроения. (Слайд 1)

– Здравствуйте, ребята! Мы продолжаем путешествие по удивительной, полной загадок и чудес стране, расположенной в Северо-Восточной Африке, в нижнем течении одной из самых величайших рек планеты реки – Нил. Кто помнит название этой страны?

– Египет!

– Верно, сегодня на уроке мы продолжим знакомство с одной из первых цивилизаций, отдалённой от нас несколькими тысячелетиями – Древним Египтом.

Слайд 2 демонстрирует карту мира, на которой мы можем увидеть расположение Египта относительно России.

На прошлом занятии мы познакомились с нарисованными или высеченными письменами – иероглифами. Узнали, что древние иероглифы могли быть прапрапрадедушками наших букв, что каждый иероглиф обязательно связан с окружением древнего египтянина (природа, животные, птицы, постройки), а также, что не каждый человек мог писать иероглифы, а только образованные египтяне.

(Слайд 3 наглядно помогает напомнить материал прошлого урока).

Теоретическая часть урока. Знакомство учащихся с новой темой.

Как ни одна страна на планете, Египет богат свидетельствами древних цивилизаций. Многое об истории древнейшей цивилизации на Земле ученые узнали благодаря монументальным сооружениям, созданным несколько тысяч лет назад. Египет по праву называют колыбелью современной цивилизации. Основную долю знаний о Древнем Египте можно почерпнуть, побывав в храмах древних городов: Фивы (Луксор), Мемфис (Дашхур - 20 км от Каира), Абу-Симбел (Верхний Египет), Кена, Абидос, Каир, Александрия.

А мы с вами отправляемся в высеченный в горной гряде храм Абу-Симбел. На самом деле храмов два: большой был построен фараоном Рамзесом II как монумент самому себе и малый (Хатхор) – возведен в честь его жены Нефертари. (Слайды 4–5 демонстрирует карту Древнего Египта, на которой обозначен изучаемый нами город – Абу-Симбел)

Давайте заглянем вовнутрь храма. Внутри большого храма – четыре последовательных зала. В первый мог войти любой египтянин, во второй – только знать, в третий – жрецы, а в четвертый – лишь сам Рамзес II со свитой. Внутренние росписи изображают фараона поклоняющимся самому себе в божественном обличье. Тогда, тридцать три века назад, камень покрывали яркие росписи. Но с течением времени они потускнели, а потом и вовсе стерлись, и храм стало заносить песком. (Слайд 6)

Я предлагаю нам вместе стать замечательными художниками, которые помогут восстановить яркие настенные росписи египетского храма. Это прекрасные творения древнеегипетских живописцев, выполненные по определенным правилам. Давайте знакомиться с ними ближе! (Слайд 7)

3. Практическая часть урока. Выполнение подготовительных упражнений. Выполнение творческой работы.

Посмотрите какой прекрасный цветок! (Ребятам предложено рассмотреть, потрогать искусственный цветок – кувшинку или лотос). В близком родстве с нашей кувшинкой состоит знаменитый египетский лотос. Цветы его тоже белые, только несколько крупнее, а главным его отличием служат листья, которые имеют не округленные края, а зазубренные. (Слайды 8 – 9)

– Как вы думаете, где же мы можем видеть изображения египетских лотосов?

– В настенных росписях древнеегипетских храмов!

– Совершенно верно! Теперь давайте выполним небольшое упражнение на черновых листах формата А5, которое поможет нам изучить изображение египетского лотоса в росписях храмов. Нам понадобится простой карандаш, а также восковые мелки для аккуратного закрашивания цветка (Слайд 10 демонстрирует упражнение)

– Итак, когда мы изобразили египетский лотос, надеюсь, это было вовсе нетрудно!? Давайте вместе подумаем, что же ещё изображено на настенных росписях в древнеегипетских храмах? (Слайд 11 – 12 поможет рассмотреть и обсудить изображения на настенных росписях)

– Жизнь Древнего Египта!

– А как же наносили росписи? Ведь это вертикальная поверхность, а не привычные нам листы бумаги! Процесс росписи стены в Древнем Египте был очень непростой. Стена зачищалась, покрывалась слоем штукатурки, затем кистью наносили жидкий раствор гипса. При помощи верёвки, окрашенной красной краской, на стене чертили сетку, по которой наносили контуры фигуры. (Слайд 13)

– Для выполнения творческой работы, напоминаю вам – мы должны помочь восстановить яркие настенные росписи египетского храма, поэтому нам также как древнему египтянину пригодится использование эскизной сетки, которую мы изобразим с помощью линейки. Сетка даст вам правильные пропорции, которые являются основой рисунка. К тому же использование сетки, как это ни странно, развивает глазомер. Поэтому сетка понадобится нам на начальных этапах, а позже вы вполне сможете обходиться без нее.

Для создания сетки: начиная с нижнего левого угла, делайте маленькие пометки карандашом на листе ровно через один сантиметр. Сделайте так по всей левой стороне, возвратитесь к нижнему правому углу и сделайте точно так же. Используя линейку, тщательно соедините эти пометки горизонтальными линиями слева направо. Рисуйте эти линии очень тщательно, потому что если вы ошибетесь хоть немного, пропорция вашего рисунка не будет точна.

Когда половина сетки сделана, начните с верхнего правого угла делать те же самые крошечные пометки на расстоянии один сантиметр поперек верхнего края. Тоже самое – по нижнему краю. Теперь соединим пометки по линейке движениями сверху вниз.

Эскизная сетка готова, пора приступать к изображению (сюжет ребята могут придумать сами или воспользоваться предложенным). Но прежде чем приступать к изображению человека, познакомимся с правилами изображения людей в Древнем Египте, каноном. (Слайды 14 – 15)

Итак: лицо и ноги изображают в профиль; верхняя часть туловища – анфас; бёдра - на три четверти анфас; глаза увеличены и подчёркнуты; верхняя часть туловища – спереди; ноги внизу – сбоку; мужчину как главу семьи изображают выше всех; жена – ниже плеча мужа; детей изображают по росту ещё меньше взрослых, хотя на росписях они выглядят как маленькие взрослые, а если дети совсем маленькие – их рисовали голыми; чем ниже стоял человек на социальной лестнице, тем больше было свободы в его изображении.

Теперь мы можем нанести изображение человека с помощью эскизной сетки, соблюдая пропорции.

А для того, чтобы выполнить работу в цвете, необходимо обратить внимание на то, какими красителями наносили росписи и какие цвета использовали египетские мастера. (Слайды 16 – 17 демонстрируют нам порядок нанесения росписей и используемые цвета).

Творческую работу мы можем дополнить изученными нами ранее цветами лотоса, а также удивительными иероглифами, которые покрывали стены древнеегипетских храмов. Работать мы можем сразу восковыми мелками, минуя использование простого карандаша, а для того, чтобы передать ощущение не просто изображения на бумаге, а настенного, покроем рисунок акварельными красками. Желаю удачи! (Слайды 18 – 20)

Подведение итогов урока.

Выставка работ, краткий анализ, вопросы по теме урока.

Сегодня мы познакомились со стенописью Древнего Египта, мы расписали стену храма, соблюдая египетские каноны, тем самым помогли восстановить яркие настенные росписи.

И в заключениe, давайте вместе прочтем чудесное стихотворение Владимира Пучкова “Египетская фреска” (Слайд 21):

Мне не понять тебя, египетская фреска!
Что значат контуры, очерченные резко,
И лилий царственных изысканный наклон?
И жеста плавного застывшее величье,
Все в этих контурах пугливое и птичье,
И пыль дорожная легла на небосклон.
Как странно вывернуты головы и руки,
Какая музыка и мука в каждом звуке!
Здесь правит линия, как линия судьбы!
Легка, извилиста в стремлении печальном,
И египтянка над колодцем вертикальным
Застыла тихая, не зачерпнув воды!