Презентация как способ повышения мотивации к изучению биологии и формирования ключевых и предметных компетентностей школьников

Разделы: Биология, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (18 МБ)


Согласно Федеральному Закону “Об образовании” обучение - целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни.1 (ст.2 п.3 ФЗ)

Этому способствует использование в образовательном процессе современных средств обучения и воспитания - приборов, оборудования, компьютеров, информационно-телекоммуникационных сетей, аппаратно-программных и аудиовизуальных средств, печатных и электронных образовательных и информационных ресурсов и иных материальных объектов, необходимых для организации образовательной деятельности.2 (ст.2 п.26 ФЗ)

Таким образом, современное общество ставит перед учителем задачу развития личностно значимых качеств школьника, которые выступают как способ, средство развития личности.

Богатейшие возможности для этого предоставляют современные информационные компьютерные технологии (ИКТ). Информатизация системы образования - одно из приоритетных направлений модернизации российского образования. Информатизацию образования рассматривают как систему методов, процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения и использования информации в образовательном процессе. Главное преимущество использования ИКТ на уроках – повышение мотивации обучения, создание положительного настроя, активизация самостоятельной деятельности школьников.

Использование ИКТ при изучении биологии становятся основным средством формирования ключевых и предметных компетентностей школьника. Они позволяют:

- построить открытую систему образования, обеспечивающую каждому школьнику собственную траекторию обучения, формируя у них системное мышление,

- рационально организовать познавательную деятельность, использовать компьютеры с целью индивидуализации учебного процесса и обратиться к принципиально новым познавательным средствам.

Одним из эффективных средств ИКТ являются мультимедийные презентации, позволяющие представлять информацию с помощью компьютерных программ.

Мультимедийные презентации – это удобный и эффектный способ предоставления информации, который сочетает в себе динамику, звук и изображение, факторы, которые наиболее долго удерживают внимание школьника. Одновременное воздействие на два важнейших органа (слух и зрение) позволяет достичь гораздо большего эффекта. По данным Центра прикладных исследований Вортоновской школы (Wharton School) Университета штата Миннесота человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно.

Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов – это основа любой презентации. Значит, основная функция презентации – служить наглядным материалом. Это позволяет решать различные задачи современного урока:

  1. Готовить личность “информационного общества”
  2. Обеспечивать деятельность по информированию учащихся
  3. Способствовать освоению предмета на разных уровнях глубины, формировать ключевые, метапредметные, предметные компетентности
  4. Содействовать развитию способностей к определённым видам деятельности
  5. Способствовать формированию умений работать с информацией, развивать коммуникативные способности.

Кабинет биологии в нашей школе оборудован компьютером, мультимедийным проектором, интерактивной доской Interwrit. Экран доски позволяет демонстрировать различные мультимедиа материалы.

Разнообразие форм работы учащихся на уроке в сочетании с демонстрацией видеоряда и мультимедиа материалов создаёт у учащихся эмоциональный подъём, повышенный интерес к предмету за счёт новизны его подачи.

ИКТ используются по следующим направлениям:

  1. Готовые программные продукты (уроки по УМК Н.И.Сонина для 5 – 11 классов);
  2. Работа с программой MS Office (Word, Power Point)
  3. Работа с ресурсами Интернета;
  4. Работа с интерактивной доской.

Многие биологические процессы отличаются сложностью. Так обмен веществ и энергии, происходящих между организмом и окружающей средой (6 класс), объединяет несколько процессов. И дети с образным мышлением тяжело усваивают абстрактные обобщения, без картинки не способны понять процесс, изучить явление. Развитие их абстрактного мышления происходит посредством образов. Мультимедийные анимационные модели позволяют сформировать в сознании учащегося целостную картину биологических процессов, интерактивные модели дают возможность самостоятельно “конструировать” процесс, исправлять свои ошибки, самообучаться.

Наиболее широко медиапрезентацию можно использовать на уроках изучения нового материала, где она несёт значительную часть информационной нагрузки для учащихся, а для учителя служит опорным конспектом. На экране демонстрируются объекты живой природы, явления, свойства, оживляющие ход урока, пробуждающие у учащихся интерес к изучаемой теме.

Презентация даёт возможность учителю самостоятельно отобрать учебный материал, исходя из особенностей конкретного класса, темы, что позволяет построить урок так, чтобы добиться наибольшего учебного эффекта.

Презентация может быть использована на разных этапах уроков:

- при объяснении нового в качестве наглядного материала;

- при самостоятельном изучении учебного материала учащимися;

- при повторении, закреплении и контроле знаний;

- при подготовке творческого домашнего задания.

Презентация может стать индивидуальным заданием при подготовке сообщения по заданной теме, формой зачёта.

Использование учебных презентаций повышает возможности учителя:

- использовать информационные объекты как иллюстративный материал к новым темам.

- готовить раздаточный материал для повторения и закрепления;

- разрабатывать и демонстрировать свои собственные электронные пособия (инструкции к лабораторным работам, тестовые задания, виртуальные экскурсии, т.д.);

Подготовка и использование презентации предоставляют следующие возможности учащимся:

- самостоятельно изучать новый материал;

- без использования специальных приборов рассматривать и изучать биологические объекты;

- наблюдать за животными существами в их естественной среде с помощью виртуальных экскурсий;

- проводить исследовательскую и аналитическую работу путём создания рефератов, докладов, проектов.

Таким образом, использование ИКТ, в том числе мультимедийных презентаций, на уроках биологии повышает мотивацию учащихся к изучению предмета и, как следствие, уровень обученности. Познавательный интерес к предмету, формирование предметной компетенции - основание для профессиональной ориентации учащихся, что подтверждается выбором биологии для сдачи экзамена в новой форме в 9 классе и ЕГЭ, а также профессиональным самоопределением.

Литература для статьи

  1. Федеральный закон Об образовании в Российской федерации. 2012. ст. 2 п.3, ст.2 п.26.
  2. Использование информационных и компьютерных технологий в среднем образовании. Информационный меморандум. Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании. М., 2005
  3. Информационные и коммуникационные технологии в образовании. Учебно-методическое пособие под редакцией И.В.Роберт, М., Дрофа, 2008.