Активные методы обучения на уроках экологии

Разделы: Экология


Активные методы обучения – это методы позволяющие активизировать учебный процесс, побудить обучаемого к творческому участию в нем. Задачей этих методов является обеспечение развития и саморазвития личности обучаемого на основе выявления его индивидуальных особенностей и способностей, причем особое место занимает развитие теоретического мышления. К активным методам обучения относится игровая деятельность. Подбирая методы обучения, при подготовке к уроку учитель должен учитывать индивидуальные и возрастные особенности учащихся, а также специфику содержания изучаемого материала.

Приведем пример урока-игры, разработанной нами для обобщения изученного материала учащимися по теме: “Грибы и бактерии в жизни растений” (по учебному пособию Быловой А.М., Шориной Н.И. Экология растений. 6 класс) [1].

Тип урока: обобщающий.

Вид урока: урок-игра

Задачи.

Образовательная: обобщить и систематизировать знания учащихся о развитии взаимоотношений, способах питания грибов и бактерий; бактериальных и грибных болезней растений.

Развивающая: продолжать развивать у учащихся мышление, память, речь; умения работать в команде.

Воспитательная: продолжать формировать научное мировоззрение и экологическую культуру у учащихся.

Методы обучения: словесные (беседа), наглядные (демонстрация фотографий, рисунков).

Оборудование: мультимедиа проектор, ноутбук, экран, фотографии, рисунки показываются по ходу урока–игры. (Приложение 1)

Ход урока

I. Организационный момент (1 мин.).

Проверка готовности класса к уроку. Приветствие. Запись отсутствующих в журнале.

II. Обобщение материала (35 мин.).

Сообщение цели урока учащимся. Сегодня вы должны вспомнить материал большой темы, который изучали в течение нескольких уроков. Для этого нам предстоит поиграть в игру: “Грибы и бактерии в жизни растений”.

Для того чтобы поиграть в игру учащиеся класса должны разделиться на две команды и в каждой команде выбрать капитана. Команды должны придумать себе название, эмблему и девиз. Перед вами лепестки “Цветика-семицветика”, которые скрывают задания. Командир команды отрывает лепесток, который содержит серию вопросов. Учитель задает вопросы по порядку, если команда не отвечает на вопрос, то право ответить переходит той команде, которая первая поднимет руку. При правильном ответе команда получает 100 баллов. Если ответ на вопрос неполный, то команда получает 50 баллов. При неправильном ответе баллы не начисляются. В этом случае другая команда имеют право ответить на вопрос. При отсутствии ответа среди команд учитель отвечает сам.

Вопросы игры разрабатывались нами в соответствии с учебным материалом, представленным в учебнике под редакцией Н.М. Черновой [1].

Вопросы игры:

I. Способы питания грибов и бактерий.

1. На какие группы по типу питания делят бактерии и грибы?

(Ответ: Сапротрофы и паразиты.)

2. Что такое сапротрофы?

(Ответ: Сапротрофы – это организмы, которые питаются отмершими растениями, остатками животных.)

3. Какова роль в жизни зеленых растений сапротрофных почвенных бактерий и грибов?

(Ответ: Сапротрофные почвенные бактерии и грибы обитают в почве и в гниющих остатках листьев, веток, корней. Эти мельчайшие организмы участвуют в разложении остатков животных, отмерших растений и образовании почвенного перегноя.)

4. Почему не рекомендуют сажать комнатные растения в чистый торф?

(Ответ: Бактерии и грибы не успевают разлагать органические вещества, почвенное питание растений нарушается.)

5. Являются ли бактерии и грибы звеном круговорота веществ?

(Ответ: Растения поглощают минеральные вещества, которые участвуют в создании органических веществ тела. Любая часть и любой орган растений может служить пищей для животных. После гибели животных, содержащиеся в них органические вещества с помощью бактерий вновь превращаются в минеральные и могут быть повторно использованы растениями.)

6. Обеспечивает ли круговорот веществ непрерывность жизни на Земле?

(Ответ: Если уничтожить бактерии и грибы, растения быстро исчерпали бы все необходимые им минеральные соли. Биологический круговорот нарушился бы, и наша планета превратилась бы в гигантское кладбище неразложившихся трупов. Жизнь прекратилась бы на суше за 60–100 лет, а в океане – примерно через 2 тыс. лет.)

II. Сожительство растений с грибами и бактериями.

1. Что такое микориза?

(Ответ: Сожительство корней многих деревьев с грибами.)

2. Что такое грибница?

(Ответ: Подземные части грибов представлены тонкими ветвящимися белыми нитями.)

3. Чем питаются шляпочные грибы?

(Ответ: Органическими веществами.)

4. Каким образом взаимодействуют корни деревьев и грибы?

(Ответ: Грибницы микоризных грибов оплетают корни и проникают внутрь их, снабжая растения водой, минеральными солями, и заменяют отчасти корневые волоски. От корней деревьев грибы получают органические вещества.)

5. Какую еще пользу приносит микориза деревьям?

(Ответ: Увеличение всасывающей поверхности корней.)

6. Могут ли орхидеи жить без микоризы?

(Ответ: Нет, не могут. Их семена не прорастают, пока не вступят в сожительство с грибами.)

7. Каким образом микориза влияет на дуб, сосну и лиственницу?

(Ответ: Дуб, сосна, лиственница могут обходиться и без микоризы, но тогда для них характерно угнетенное состояние. Эти древесные породы гораздо лучше растут с микоризой. Поэтому при посадке дубков, елочек, лиственниц в посадочные лунки рекомендуется подсыпать, немного лесной почвы, насыщенной нитями грибниц.)

8. Где могут обитать бактериальные клубеньки?

(Ответ: Они образуются на корнях бобовых растений в результате сожительства с клубеньковыми бактериями. Эти бактерии могут свободно жить в почве, а могут проникать в клетки образовательной ткани на кончиках молодых корней. Тогда корни видоизменяются в клубеньки.)

9. Какова польза растениям от сожительства с клубеньковыми бактериями?

(Ответ: Поселившись в клетках корня, клубеньковые бактерии приобретают способность усваивать азот почвенного воздуха и включать его в органические вещества своего тела. Растения, вступившие в сожительство с клубеньковыми бактериями, хорошо растут на бедных почвах, так как получают необходимый им азот.)

10. Почему бобовые высоко ценят как кормовые и пищевые растения?

(Ответ: Все органы бобовых растений богаты белками, по количеству которых их семена приближаются к мясным и молочным продуктам.)

11. Какое растение называют растительной коровой?

(Ответ: Соя.)

12. Побеги и корни каких растений используют в качестве зеленых удобрений? Почему?

(Ответ: Побеги и корни бобовых растений (клеверов, вик, горошков) перегнивают, а почва обогащается азотом и становится плодороднее.)

13. Какие еще растения, кроме бобовых, способны к сожительству с бактериями и другими микроорганизмами усваивающими азот из воздуха?

(Ответ: Ольха, облепиха, лох.)

III. Бактериальные и грибные болезни растений.

1. Каким образом проявляется у растений заболевание головня?

(Ответ: У злаков, заболевших пыльной головней, колосья как бы обгорают. Они чернеют, крошатся, и мельчайшие споры гриба распространяются, как дым.)

2. Каким образом проявляется у растений заболевание спорынья.

(Ответ: У злаков, заболевших спорыньей, вместо зерновок формируются черные рожки, торчащие из колосьев – это плотно сплетенные нити грибницы, содержащие ядовитые вещества.)

3. Какой вред спорынья приносит растениям?

(Ответ: Спорынья не только ослабляет растения, но и поражает зерно ядом, оно становится непригодным в пищу.)

4. Какой основной способ борьбы с пыльной головней и спорыньей?

(Ответ: Выведение сортов культурных растений, устойчивых к этим болезням.)

5. Что такое фитофтороз?

(Ответ: Болезнь картофеля и томатов, вызванная паразитическим грибом фитофторой.)

6. Каким образом фитофтороз проявляется у растений?

(Ответ: При этом заболевании на клубнях, листьях, плодах картофеля и томатов образуются темные пятна из отмерших тканей.)

7. Какой вред фитофтороз приносит растениям?

(Ответ: Это заболевание сильно снижает урожай, иногда даже губит растение. Кроме того, заболевшие клубни и плоды непригодны для длительного хранения.)

III этап. Итог урока (2 мин.).

Награждение учащихся и вручение призов.

IV этап. Оценка знаний и выставление отметок с комментариями за устные ответы (2 минуты).

См. рисунки к статье.

Литература

  1. Былова А.М., Шорина Н.И. Экология растений: 6 класс: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / под ред. д-ра биол. наук проф. Н.М. Черновой. – М.: Вентана-Граф, 2007. – 192 с.