Янтарный песок в психокоррекционной работе с подростками, оказавшимися в трудной жизненной ситуации

Разделы: Школьная психологическая служба, Коррекционная педагогика


«Я бы мог нарисовать, но не знаю, как выразить это словами»,
— цитирует К. Рудестам одного из своих клиентов.

 Песочная терапия в контексте арт-терапии представляет собой невербальную форму психокоррекции, где основной акцент делается на творческом самовыражении клиента, благодаря которому на бессознательно-символическом уровне происходят отреагирование внутреннего напряжения и поиск путей развития. Это один из психокоррекционных, развивающих методов, направленных на разрешение личностных проблем через работу с образами личного и коллективного бессознательного.

Янтарный песок в кабинете психолога центра «МОСТ» появился летом 2013 года. Автором изготовления песка является директор и ведущий специалист отдела технологий «Института янтаря и региональных ресурсов» Петров Сергей. Специалист, профессионал своего дела поделился со мной уникальными современными технологиями работы с янтарем и его свойствами. Также показал, как используют специалисты и дети культурно- образовательного центра «Самбия» янтарный песок и рассказал о работе с детьми и подростками с ОВЗ.

Очень часто придя в кабинет психолога, подросток не может выразить свои чувства, эмоции, настроение. А в песке это становится возможным. Проигрывая волнующие ситуации с помощью маленьких фигурок, создавая картину из янтарного песка, подросток освобождается от напряжения и бессознательно находит для себя ответы, которые ему было сложно от нас взрослых учителей и воспитателей. А мы в свою очередь получаем уникальную возможность реально увидеть внутренний мир подростка в данный момент – ландшафт его души. Творчество на янтарном песке – это проекция внутреннего мира подростка. То есть перенос вовне переживаний, желаний, внутренних конфликтов, поиск ресурсов на будущее.

Янтарь — камень творчества. Он укрепляет веру в оптимизм. Янтарь считается источником творческих сил, оптимизма и веры. Он способен дать владельцу не только физические силы, но и бодрость духа. Издревле считалось, что янтарный оберег сохраняет здоровье, что, кстати, небезосновательно, если ознакомиться с лечебными свойствами янтаря. Кроме того, янтарь считают камнем счастья. Любовный янтарный амулет способен привлечь к его владельцу объект его воздыханий. Спектр излучения янтаря полностью совпадает со спектром излучения солнечного света, являющегося источником энергии для всего живого на Земле. Не случайно, наверное, янтарь называется «Камнем Солнца». Янтарь состоит в основном из атомов углерода, водорода, азота и кислорода. Основная масса молекул в организме человека состоит из атомов этих же элементов. Это камень с мягкой энергетикой, добрый, солнечный.

Необыкновенно приятный на ощупь янтарный песок, даёт возможность по-настоящему расслабиться, отдохнуть. Почувствовать себя ребенком. Именно в таком состоянии лучше всего снимаются стрессы, внутреннее напряжение, уходят проблемы. С помощью песка легко менять детали изображения, не используя ластик, а одной и той же рабочей поверхностью можно пользоваться бесконечное число раз. Манипулируя сыпучими материалами, подросток избавляется от негативных эмоций. Рисование и построение «своего мира» происходит непосредственно пальцами по песку, что способствует развитию сенсорных ощущений, раскрепощает и гармонизирует, а так же способствует развитию двух полушарий (так как рисование происходит двумя руками).

Занятия с подростками направлены на гармонизацию эмоционального состояния как потенциала для преодоления деструктивных изменений личности и личностного роста; психопрофилактику негативных эмоциональных переживаний и их проявлений; эмоциональное переключение; развитие моторики и креативности.

Для организации занятий на световом столе потребуется:

  • световой планшет (размеры 65x 40x0,7; состоит из двух застеклённых рам, между ними лампа, нижняя рама зеркальная или можно наклеить на стекло зеркальную плёнку, окрашен планшет в голубой цвет);

  • янтарный песок до 1 кг. ( можно иметь несколько вариантов цветного песка для –арт-терапии);
  • коллекция миниатюрных фигурок, предметов;
  • магнитофон, диски со спокойной музыкой;
  • набор тонких кистей с жёсткой щетиной;
  • настольная лампа (для разогрева песка);
  • фотоаппарат (снимок делается после построения и обсуждения песочной картины);

Продолжительность занятия с детыми и подростками от 20 до 45 минут.

Занятие делится на 4 этапа:

1. Подготовительный: песок необходимо слегка нагреть настольной лампой, познакомить подростка с правилами работы с янтарным песком, можно показать подростку массаж рук песком.

2. Этап индивидуальной работы. Психолог поддерживает и подбадривает, если подросток затрудняется в выборе в начале занятия. Подросток выбирает фигуры и предметы для рисунка.

3.Э тап вербализации. При обсуждении с клиентом его картины и связанных с ней переживаний психолог не дает интерпретаций или рекомендаций. Он только «отзеркаливает» подростку его собственные переживания. Если бы планшет был картиной, какое бы название имел рисунок? Каковы ваши впечатления, ощущения от процесса создания картины и работы с янтарным песком? Как сюжет или герои вашей композиции могут помочь вам в вашей жизни? Быть может, вы сделали для себя некое открытие или важное наблюдение: если это так, хотели бы вы об этом рассказать?

4. Заключительный этап психолог предлагает расставить предметы по местам и разгладить янтарный песок.

Фотографии работ из янтарного песка. Приложение.

"Нередко руки сами знают, как решить головоломку, которую напрасно пытался решить интеллект"
К.Г. Юнг.

Создание мандалы на янтарном песке.

Приложение 2.

«Принятие ситуации».

Приложение 3.

«Цветок желаний».

Приложение 4.

«Черепаха».

Ресурсы:

  1. Культурно- образовательный центр «Самбия» http://vk.com/sambia
  2. Об авторе янтарного песка http://baltic-amber.blog.ru/90314227.html
  3. Музей янтаря http://www.ambermuseum.ru/amber/legends