Повышение мотивации и качества знаний учащихся информационными технологиями на интегрированных уроках эколого-биологического цикла

Разделы: Биология, География, Экология, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (5 МБ)


Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не только памятью.
Л.Н. Толстой

Взаимопроникновение идей и методов различных наук является отличительной чертой нашего времени. Перед современной школой ставится важнейшая образовательная задача: сформировать у ребенка представление о целостной карте мира, где большое значение уделяется развитию чувств и образного мышления. Сегодня очевиден тот факт, что новое качество образования невозможно полyчить, решая педагогические проблемы устаревшими методами. Требуются другие стратегии школы, созвучные нашему времени, новые инновационные технологии.

С моей точки зрения, в основу комплексного образования ложиться идея интеграции. А с введением ФГОС возрастает роль интегрированных уроков. Причин здесь как минимум две. Первая связана с необходимостью формирования «целостного взгляда на мир». Одним из направлений формирования целостного видения мира является интеграция сведений, получаемых из различных учебных дисциплин. Этому способствуют интегрированные уроки. Вторая причина практическая – в настоящее время проверочные задания все чаще носят комплексный и интегрированный характер.[4]

Кроме интегрированных уроков сейчас в нашу жизнь прочно входят информационно-коммуникационные технологии, которые тоже становятся на путь повышения эффективности преподавания. Применение ИКТ повышает общий уровень учебного процесса, усиливает познавательную активность учащихся. Применение компьютера на уроках развивает учащегося; повышает интерес к учебному процессу, ставит перед ребeнком познавательные и творческие задачи, воспитывает самостоятельность, учит работать с разными источниками информации. Компьютер является мощнейшим стимулом для творчества детей, в том числе и самых инфантильных или расторможенных. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом.

Я твердо убеждена, что использование ИКТ на интегрированных уроках дает хорошие результаты в деле повышения мотивации, качества обучения, развивают педагогику сотрудничества. Примером повышения мотивации на уроке, через информационные технологии может служить урок «Лекарственные растения Ростовской области».

Данная разработка «Лекарственные растения Ростовской области» – это интегрированное занятие с использованием информационно технологий, включающее в себя знания из области биологии, географии и экологии. По типу – это занятие повторения и обобщения знаний. Учитывая возрастные и психологические особенности в целях совершенствования знаний, умений и навыков используется метод познавательной игры. Данный метод проведения занятия вовлекают детей в обсуждение поставленной проблемы, учит анализировать факты, слушать и понимать иное мнение.

Разработка подкреплена приложением, содержащим мультимедиа презентацию, дидактические карточки, раздаточный материал.

Тема урока: «Лекарственные растения Ростовской области».

Тип урока: повторения и обобщения знаний.

Форма проведения: игра, практическая игра.

Цель: обобщить знания обучающихся о лекарственных растениях Ростовской области, по средствам интеграции знаний из области биологии, географии и экологии.

Задачи:

  • образовательные: обобщить знания обучающихся о многообразие лекарственных растений родного края, их значение в жизни человека, правила сбора и заготовки лекарственного сырья, не причиняя вреда природе.
  • воспитательные: продолжить формирование бережного отношения и любви к природе, экологической культуре, рационального использования природных ресурсов.
  • развивающие: развивать познавательную и творческую деятельность через активную позицию ученика: умение слушать и слышать, самостоятельно мыслить, быть уверенным в себе, коммуникативные навыки.

Оборудование: дидактические карточки, гербарные экземпляры, мультимедийная презентация, Контурная карта Ростовской области, образцы лекарственных растений.

Возраст детей: 12-13 лет, 7 класс

Ход урока

I. Организационный момент.

(Слайд 1)

Педагог: Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычное занятие. Мы погрузимся в таинственный и удивительный мир растений. (Слайд 2)

В степях родных,
Где всё нам с детства мило,
Где чистым воздухом приятно так дышать.
Есть в травах и цветах целительная сила,
Для всех, умеющих их тайну разгадать.
Роберт Рождественский

II. Постановка цели занятия.

Педагог: Сегодня мы поговорим о растениях, о лечебных растениях, растущих в нашей местности. Эти растения помогают нам сохранять и укреплять наше здоровье.

Именно поэтому эпиграфом нашего занятия я выбрала слова Роберта Рождественского

Так давайте подумаем и определим цель нашего занятия, о чем мы сегодня будем говорить? (дети высказывают свои предположения).

Педагог: (Слайд 3) Цель нашего занятияпоказать многообразие лекарственных растений нашего края.

III. “Вызов” мотивация на изучение нового материала.

(Слайд 4)

Педагог: « …Один человек учился у мудрого знахаря искусству врачевания и как-то раз спроси, когда ему будет, наконец, разрешено лечить людей, ведь он уже сейчас многое умеет. Вместо ответа учитель дал ему задание. Иди и принеси всё то, чем ты будешь лечить» Ученик вернулся через неделю и сказал учителю: « Я не смог выполнить задание, которое ты поставил передо мною».

– Ребята, как вы думаете, почему ученик не смог выполнить задание учителя? (дети высказывают свои предположения).

Педагог: ученик сказал «…потому что … я не состоянии принести всё то, что может излечивать, так как в природе каждый минерал, каждое растение, каждое животное целебны».

Педагог: (Слайд 5) Впервые упоминания о лекарственных растениях стали известны из сочинения Диоскрита «О лекарственных травах», в котором были описаны более 600 растений и рецепты их применения, написанного в древние века. Именно с тех времён известен человеку сад Артемид. Волшебный сад Артемиды – это сад – фармакон, где по легенде росли целебные и ядовитые растения. Этот сад находился на Кавказе. В переводе слово «фармакон» (Слайд 6) одновременно обозначает – «лекарство», «яд», и «колдовство». Так что мы вполне можем сказать, что сад Артемиды – это лекарственный сад. В наше время существуют специальные плантации лекарственных растений. Именно с этих плантаций лекарственные растения попадают в аптеки.

Педагог: Миром растений правит мудрая царица Флора. Растения, дав ей клятву, верно служить людям, не разу не нарушали ее.

(Слайд 7)А теперь представьте себе что… Вы находитесь на берегу нашей реки Средний Егорлык… И так закройте глаза и представьте:

Журчит вода, поют птицы, шумит листва деревьев. Вы смотрите в голубое небо. Там плывут облака. Над вами качаются деревья. Вы слушаете их успокаивающий шум, видите перед собой прекрасную зелень. Взметнулись к солнцу вверх цветы и травы. Прислушайтесь, слышите шаги? Это с корзинкой идет к нам прекрасная травница.

Откройте глаза … (дети видят перед собой женщину, одетую в русский сарафан с корзиной в руке)

Травница: Здравствуйте! Здоровья вам, народ честной, да силы! А я вот по лугу зеленому бродила… Присяду на стульчик отдохну!

Педагог: Здравствуйте! А что это у вас в корзине?

Травница:А у меня в корзине фотографии моих «сестер», их злая осень заколдовала и забрала с собой. А я вот теперь сижу, грущу, на их фото смотрю.

Педагог: Ой, а кто же Ваши «сестры»? Какие же это травы?

Травница:Какие травы – сами угадайте, чай каждый день их топчете и мнете! Да только знаете ли вы ребятки, какой недуг лечить какой травою? Хочу проверить, уж не обессудьте! Про всякую травку есть своя загадка. Хотите, отгадать? Тогда слушайте.

  1. В этом растении много аскорбиновой кислоты, каротина, витамина К, способствующих свертыванию крови. В медицине она применяется как поливитаминное средство, при легочных, кишечных и других кровотечениях, при диабете. Согласно народной мудрости это растение заменяет семерых врачей? (Крапива) (Рисунок 1)
  2. Гадают по ней о любви. (Ромашка) (Рисунок 2)
  3. Какое растение индейцы называют «след белого»? (В Америку это растение привезли европейцы).Каждый лист мой любит тропки, у обочины дорог, но однажды людям добрым раны вылечить помог. (Подорожник) (Рисунок 3)
  4. Красивые цветки и плоды служили украшением, его колючки использовали в качестве защиты. Люди собирают плоды этого растения, пьют из них чай, который возвращает им бодрость и здоровье. (Шиповник) (Рисунок 4)

Травница: Ой, какие же вы, ребята, молодцы.

Педагог: Спасибо травница! Твоя травка непременно сможет помочь ребятам сохранить и укрепить здоровье.

Молодцы, справились с загадками. А как можно назвать все эти растения?

– Правильно, лекарственные. А пoчему эти растения называют лекарственными?

Ребята, как вы думаете, как человек узнал, о лекарственных свойствах растений?

Травница: Верно, люди наблюдали за животными и видели, что больные животные ели определённые растения. Вспомните, своих домашних животных: кошку, собаку. Если наблюдали за ними, то видели, что они часто едят или кусают какие-то травки. Если же кошка содержится в комнатных условиях, то она часто пытается обкусывать или съедает комнатные растения. Такое их поведение показывает, что у всех живых организмов есть потребность в растениях.

(Слайд 8) Растений в природе огромное количество, (в Ростовской области в состав флоры входит более 2500 растений) и большинство из которых являются лекарственными. Современной официальной отечественной медициной используется около 300 видов лекарственных растений, В народной медицине число используемых лекарственных растений значительно больше. Мы живя в Сальском районе можем пользоваться растениями, которые растут вокруг нас. Кроме того, учёные давно заметили, что человеку полезнее те растения, минералы, которые его окружают. Поэтому нам полезнее использовать те растения, которые растут у нас.

Педагог: (Слайд 9)Чтобы проверить какие еще лекарственные растения вы знаете, я предлагаю провести игру «В мире лекарственных растений Ростовской области» (учащимся предлагается разделиться на две команды и выбирать капитана) (педагогам и травницей, по итогам каждого конкурса заполняется бланк оценивания Приложение 2)

IV. Познавательная игра.

Травница: Объявляется Конкурс №1 «Представление команды и эмблемы» (Слайд 10)

Педагог: Следующий Конкурс №2 «Угадай-ка» (Слайд 11)

Висят гербарии 1. Донник, 2.душица, 3.синеголовник, 4.зверобой, 5.подорожник, 6. шалфей. Под гербарием номер, обучающие вытягивают листик с номером.

  1. Покажите на гербарии и назовите.
  2. Поясните, как их используют, находясь в походе.

Травница: Ребята, вы молодцы назвали все правильно, а теперь давайте посмотрим на них, как вы думаете, где они растут? (Возможные ответы учащихся: степь, луг, у водоема)

– А по каким морфологическим особенностям мы можем сказать, что это степные растения?

Травница: Итак, давайте сделаем вывод, произрастая в степной зоне с дефицитом увлажнения растениям приходиться адаптироваться к данным условиям при помощи – длиной корневой системы, опушенности листьев и т.д.

Педагог: Объявляется следующий Конкурс №3 «Аптека на нашем огороде» (Слайд 12, Приложение 3)

Травница: Конкурс № 4 «Своя игра» (Слайд 13)

Педагог: За основу данной игры взят принцип телевизионной передачи «Своя игра», давайте познакомимся с правилами конкурса (Приложение 4, Слайд 14). Желаем удачи в игре!

(команды по очереди выбирают категорию, в соответствии с правилами) (Слайд 15-27)

Травница: Следующий Конкурс №5 «Растительный мир» наши команды по очереди отвечают на предложенные вопросы, руководствуясь правилами предыдущего конкурса. (Слайд 28-45, Приложение 5)

Педагог: Ребята, а сейчас давайте намного отвлечемся от игры. Травница, а что у тебя еще в корзиночке? (Слайд 46)

Травница: А в корзиночке у меня сюрприз для вас ребята, в ней находиться лекарственное растение, растущее в нашей местности. Растение это известно во всем мире т.к. имеет большой ареал произрастания. В России его называют богородской или богородицыной травой. На Руси в период празднования Успения пресвятой Богородицы им украшали иконы Божией Матери. Во многих странах эту траву считают символом плодородия и плодовитости, поэтому ее вплетали в венок невесте. (возможные ответы учащихся: тимьян, чабрец)

Молодцы ребята, а теперь продолжим нашу игру.

Педагог: Продолжить нашу игру я предлагаю Конкурсом № 6 « География лекарственных растений» (Приложение 6, Слайд 47) Из предложенных вариантов лекарственных растений выберете и нанесите на контурную карту Ростовской области только те растения, которые произрастают в области.

Травница: Последний Конкурс № 7 «Знаете ли вы»? (Приложение 7, Слайд 48)

В конце педагог дополняет и обобщает ответы учащихся) (Слайд 49-51)

V. Подведения итогов и формулирования выводов. Рефлексия.

(Во время беседы педагога с учащимися травница подсчитывает набранные командами баллы)

Педагог: Итак, ребята, подведём итоги: мы сегодня говорили о лекарственных растениях и об их использовании. Так вот, объясните, что же называют лекарственными растениями? Вернёмся к эпиграфу: «Есть в травах и цветах целительная сила, для всех, умеющих их тайну разгадать…» А какую тайну мы сегодня разгадали с вами?

Все ли лекарственные растения одинаково важны для человека? (выслушивая мнения учащихся, педагог подводит к итогу)

«Травы лечебные, травы целебные!

Нет на Земле бесполезной травы!»

Как вам понравился наш урок? ( Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске (Слайд 52)

Педагог: Слово для подведения итогов викторины предоставляется Травнице.

ТРАВНИЦА:

Нам жить в одной семьей,
Нам петь в одном кругу,
Идти в одном строю,
Летать в одном полете,
Давайте сохраним
Ромашку на лугу,
Кувшинку на реке
И клюкву на болоте.
Н. Старшинова

(Слайд 53) И такие строчки нам встречаются очень часто, из которых мы узнаём всю ценность, красоту природы. Спасибо, ребята, за сегодняшний урок. (Объявляет победителя игры и вручает дипломы и удостоверения «ДОКТОРА ПРИРОДЫ») (Приложение 8)

В конце нашего занятия хочу сказать огромное спасибо, и вручить на память о нашем занятии ПАМЯТКИ лекарственных растений РО. (Приложение 9)

Педагог: Хотелось бы сказать ребята о том, что узнав о лекарственных растениях, их целебных свойствах, не надо сразу спешить собирать эти растения. Увидев одуванчик или валериану и другие растения, не надо их срывать. Эти растения, как и другие, находятся под охраной человека. Лучше всего воспользоваться теми растениями и сборами, которые есть в аптеках. В них уже есть все необходимые растения для лечения какого-либо заболевания. Лекарства нельзя принимать без разрешения взрослых. Помните это важное правило. (учащиеся получают брошюру Приложение 10)

VI. Задание на дом.

Педагог: Домашнее задание (по выбору учащегося) (Слайд 54)

  1. Вы можете подготовить сообщения о каком то лекарственном растении растущем в нашем поселке.
  2. Рецепт Фиточая или же салата из лекарственных трав, произрастающих в нашем поселке.
  3. Найти стихотворения, в котором описываются лекарственные травы.

ТРАВНИЦА, ПЕДАГОГ: Спасибо за занятие. До свидания! (Слайд 55)

Список используемой литературы:

  1. 1000 загадок/ В.Г. Лысаков. – М.: АСТ; Донецк, Сталкер, 2006.
  2. Агеева И.Д. Веселая биология на уроках и праздниках: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
  3. Мартынова М.И, Алексенко В.Н. География Ростовской области. – Ростов н/Д.: Терра Принт, 2010.
  4. Миронов А.В. как построить урок в соответствии с ФГОС. – Волгоград: Учитель, 2013.
  5. Предметные недели в школе: биология, экология, здоровый образ жизни/ сост. В.В. Балабанова, Т.А. Максимцева. – Волгоград: Учитель, 2003.
  6. Редкие и исчезающие виды растений, грибов и лишайников Ростовской области. Под ред. Федяевой В. В. – Ростов н/Д.: Пайк, 1996.

Интернет-ресурсы: 

  1. www.pspu.edu.ru – сайт естественнонаучного факультета ПИ ЮФУ.

Приложения и рисунки.