Непосредственно образовательная деятельность в группе старшего дошкольного возраста (6–7 лет) "Социальный мир". Образовательная область "Социально-коммуникативное развитие". "Загрязнение окружающей среды"

Разделы: Работа с дошкольниками


Очень важно с дошкольного возраста формировать у детей умение видеть и выявлять проблему о причинах загрязнения окружающей среды, находить способы ее решения. Развивать навыки правильного поведения в природе, воспитывать доброжелательное отношение к окружающему миру. Игровые ситуации помогают привить детям умения и навыки правильного поведения в природе, вызвать интерес к защите окружающей среды.

Программное содержание:

Образовательная задача: учить детей видеть и выявлять проблему о причинах загрязнения окружающей среды, находить способы ее решения.

Развивающая задача: развивать умение находить все возможные способы решения проблемы.

Воспитательная задача: воспитывать доброжелательное отношение к окружающему миру (природе).

Задачи интегрируемых образовательных областей:

Образовательная область “Социально-коммуникативное развитие”:

  • Формировать умение аргументировать свои предположения;
  • Формировать умение применять полученные знания в практической деятельности (в реальной жизни);
  • Формировать умение работать в коллективе.

Образовательная область “Познавательное развитие”:

  • Расширять представления детей об окружающем мире;
  • Развивать логическое мышление (активизировать мыслительные процессы анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения), сообразительность, любознательность, воображение.

Образовательная область “Речевое развитие”:

  • Формировать умение грамотно оформлять в речи свои суждения, умозаключения;
  • Расширять словарный запас по теме;
  • Формировать умение внимательно и заинтересованно слушать.

Образовательная область “Художественно – эстетическое развитие”:

  • Формировать умение аккуратно выполнять аппликацию;
  • Формировать стремление выполнять работу аккуратно, наводить порядок по окончании работы на рабочем месте;
  • Развивать желание соблюдать правила поведения в природе.

Образовательная область “Физическое развитие”:

  • Формировать потребность в двигательной активности;
  • Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей.

Материалы к непосредственно образовательной деятельности:

Ватман с наклеенными пеньками; заготовки деревьев из цветной бумаги, клей, клеенка, тарелочки под заготовки деревьев из бумаги, ёмкость с грязной водой, прозрачные пластиковые стаканы (по количеству детей), пластиковая бутылка со срезанным дном (по количеству детей), кусочек марли для фильтра (по количеству детей), вата (по количеству детей), карточки с правилами поведения в природе, интерактивная доска с лазерной указкой, музыкальный центр, магнитная доска.

Методы: Словесный, наглядно-демонстрационный, игровой, практический.

Приемы: голосовая и эмоциональная модуляция, объяснение, создание поисково-исследовательской ситуации с использованием мультимедийной презентации, решение игровых заданий.

Программное обеспечение: MS PowerPoint.

Предварительная работа: беседа с детьми об экологических проблемах, о правилах поведения в природе. В группе расположить три зоны: зона воды (на столе располагаются воронки (по количеству детей), вата, марля, прозрачные пластиковые стаканчики, емкость с грязной водой); зона воздуха (заготовки и материалы для аппликации “Лес”), зона правил (карточки с правилами).

Ход образовательной ситуации

Вводная часть. (2 мин.)

Воспитатель: Ребята, сегодня, мы отправимся в увлекательное путешествие и погорим о природе, которая нас с вами окружает. Давайте пройдем и сядем на нашу чудесную полянку. Посмотрите, что это (показываю детям “Грязный” глобус)? (ответы детей).

Воспитатель: Правильно, это модель нашей планеты, которая называется Земля. Ребята, опишите ее, какая она?

Дети: Темная грязная некрасивая и т.д.

Воспитатель: А как вы думаете, она всегда была такой?

Дети: Нет, она была яркой красивой чистой.

Воспитатель: Из-за чего или кого она стала такой?

Дети: Из-за человека заводов автомобилей.

Воспитатель: Правильно.

Основная часть. (25 мин.)

Воспитатель: Ребята давайте пройдем и присядем на стульчики.

(Дети проходят и присаживаются на стулья напротив интерактивной доски. Воспитатель стоит справа от доски. На экран выводится картинка с изображением загрязненного водоема)

Воспитатель: Ребята, что вы видите на этой картинке?

Дети: Загрязненный водоем мусор грязь.

Воспитатель: Как вы думаете, почему вода грязная?

Дети: Потому что люди бросают в него мусор, не убирают за собой мусор, не чистят водоемы от природных загрязнений.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, кто загрязняет воду в реках?

Ответы детей: Человек заводы.

Воспитатель: А как именно человек может загрязнять воду?

Дети: Мыть машины рядом с водоемами, бросать в них мусор, выливать в водоем грязную воду.

Воспитатель: Правильно! А как заводы загрязняют воду?

Дети: выливают грязную воду в водоем.

Воспитатель: Все верно. К чему может привести загрязнение рек озер?

Дети: В реках перестанут водиться рыбы, погибнут растения, в них нельзя будет купаться.

(На слайд выводятся картинки с изображением обитателей водоемов и растений которые страдают из-за загрязнения воды)

Воспитатель: Что можно сделать, что бы предотвратить загрязнение водоемов?

Дети: Не бросать мусор в воду, очищать воду.

Воспитатель: Но человек придумал специальное приспособление для очистки воды. Как вы думаете, как оно называется?

Дети: Фильтр.

Воспитатель: Правильно! Фильтр.

(На слайде показана схема очистки воды при помощи фильтра)

Воспитатель: И мы сейчас тоже с вами научимся очищать воду от загрязнений. Давайте пройдем к столу.

(Дети поднимаются со стульчиков и становятся полукругом около стола, воспитатель становится с другой стороны)

Воспитатель: Посмотрите у меня в этой банке вода из грязного водоема. Какая она?

Дети: Грязная, темная, с мелким мусором, не прозрачная.

Воспитатель: Все верно! Давайте попробуем очистить эту воду. Как вы думаете, что нам понадобится, что бы очистить эту воду?

Дети: Фильтр.

Воспитатель: Правильно, посмотрите внимательно, как я его буду делать. Для начала мы возьмем емкость, в данном случае, это обычная пластиковая бутылка со срезанным дном. Изнутри в горлышко вкладываем кусочек марли. Сверху, аккуратно кладется вата. Марлей накрываем вату. Теперь у нас есть фильтр. Начнем наливать в него, понемногу, грязной воды. Посмотрите, какая вода у нас получилась, после прохождения через фильтр?

Дети: Прозрачная, без мусора.

Воспитатель: Молодцы. Для того, что бы не загрязнять водоемы, многие заводы ставят на свои очистные сооружения фильтры, которые очищают воду. Посмотрите, если человек не будет загрязнять водоемы, то они будут чистыми, то какой красивой станет природа вокруг нас.

(На экран выводится картинка с изображением чистого и красивого водоема)

Физкультминутка:

Воспитатель: Ребята, давайте выйдем на полянку и поиграем в игру, которая называется “Молекулы”. Сейчас вы разделитесь по парам и под музыку будете перемещаться по полянке, а когда музыка изменится, вы должны объединиться по три человека и так же перемещаться по полянке. Когда музыка остановится, вы должны сделать один большой круг, держась за руки. (Игра повторяется 3 раза)

Воспитатель: Молодцы, а теперь я вам предлагаю посмотреть и узнать, что же еще загрязняет нашу природу. Присядьте на стулья.

(Дети проходят и садятся на стулья напротив интерактивной доски воспитатель стоит справа от доски)

Воспитатель: Посмотрите, что изображено на этой картинке?

(На экран выводится картинка с изображением загрязненного города)

Дети: Город. Грязные улицы. Много дыма.

Воспитатель: Как вы думаете, почему город такой грязный?

Дети: Много заводов, много машин, мало деревьев, много мусора на дорогах.

(На экране появляются картинки с изображением мусора, завода, машин)

Воспитатель: Кто страдает из-за этого?

Дети: Человек, животные, растения, птицы

(На экран выводятся картинки с изображением человека, животных, птиц, растений)

Воспитатель: Каким образом загрязненная окружающая среда может повлиять на живые организмы?

Дети: Из-за мусора страдают растения, им не хватает воздуха, что бы продолжать расти, грязь, и пыль их губят. Животные употребляют грязную пищу и у них развиваются болезни, человек дышит грязным воздухом и у него ослабевает иммунитет.

Воспитатель: Что же можно сделать, что бы воздух стал чище?

Дети: Нужно ставить воздушные фильтры на заводы, что бы они не пропускали загрязненный воздух.

Воспитатель: Правильно! Фильтры бывают не только водными, но и воздушными. А каким еще способом можно очистить воздух?

Дети: Нужно сажать больше деревьев.

(На экран выводятся картинка с изображением леса)

Воспитатель: А для чего нужны деревья?

Дети: Они производят кислород, и воздух станет чище.

Воспитатель: Правильно, а вы были в лесу? Какой там воздух?

Дети: Да. В лесу воздух всегда чистый.

Воспитатель: Как вы думаете, почему?

Дети: Потому что там много деревьев.

Воспитатель: Правильно! Но человек уничтожает деревья. Поэтому их становится все меньше и меньше. Но сейчас зима и мы не можем посадить настоящие деревья. Поэтому давайте создадим свой лес, который будет нас радовать. Для этого пройдем на свои рабочие места (показывает ватман с наклеенными пеньками).

(Дети садятся за парты. Перед ними лежат: заготовки деревьев, ножницы, клей, клеенка)

Воспитатель: У вас на столах лежат заготовки для будущего леса. Возьмите одну деталь будущего дерева. Сложите по линии сгиба. Намажьте линию сгиба клеем и приклейте к ватману, то же с остальными деталями, которые лежат перед вами.

(По мере выполнения данного задания, дети подходят к ватману и приклеивают елочки)

Воспитатель: Молодцы ребята. Посмотрите, какой густой и красивый лес у нас получился, который будет очищать воздух. Я вас приглашаю, на чудесную полянку поиграть в игру “Запрещающие знаки”. Я вам буду показывать запрещающий знак, а вы будете мне говорить, что он означает.

(Дети отвечают хором)

– Нельзя выбрасывать мусор в лес.

– Нельзя загрязнять водоемы

– Нельзя вырубать деревья и т.д.

Заключительная часть. (3 мин)

Воспитатель: Посмотрите! (достаю и показываю детям модель нашей планеты, но уже в том виде, в котором она есть на самом деле) Что это?

Дети: Планета Земля, на которой мы живем!

Воспитатель: Верно. Что необходимо делать, что бы она всегда оставалась такой чистой, яркой и красивой?

Дети: (Обобщение полученных знаний в процессе непосредственной образовательной деятельности)

Воспитатель: Молодцы ребята! Если каждый из нас будет соблюдать эти элементарные правила и беречь природу, то мир вокруг нас будет красивым и чистым. И каждый новый день будет нас радовать.

Литература:

  1. Мартынова Е. А. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий./ Е. А. Мартынова, И.М. Сучкова. – Волгоград: Учитель, 2010. – 333 с.
  2. Дыбина О. В  Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников / О.В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В.В. Щетинина. – М.: ТЦ “Сфера”, 2005.