Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения в коррекционной работе ДОУ

Разделы: Работа с дошкольниками, Коррекционная педагогика


Зрительное восприятие – совокупность процессов построения зрительного образа окружающего мира.

Зрительное восприятие слабовидящих детей сохранно лишь частично и является не вполне полноценным. Обзор окружающей действительности у них сужен, замедлен и неточен, поэтому их зрительное восприятие и впечатления ограничены, а представления имеют качественное своеобразие. Так, у слабовидящего нарушено цветоощущение, цветовые характеристики воспринимаемого объекта обеднены. При резко выраженной близорукости и дальнозоркости слабовидящий может не заметить некоторых внешне слабо выраженных признаков, важных для характеристики предмета.

У слабовидящих при косоглазии затруднена способность видеть двумя глазами, т.е. нарушено бинокулярное зрение. В условиях раннего специального обучения пространственное и стереоскопическое зрение развивается и совершенствуется, что в будущем обеспечивает формирование сложных пространственных представлений.

На восприятие предметов и их изображений оказывает влияние нарушение глазодвигательных функций, что вызывает трудности в фиксации взора, прослеживании динамических изменений, оценке линейных и условных величин. Коррекционная работа поэтому направлена на использование специальных приемов и способов наблюдения явлений и предметов с опорой на слух, осязание, что позволяет сформировать у детей сложные синтетические образы реальной действительности.

Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения продолжает оставаться одной из наиболее сложных, острых и актуальных проблем современности. Поэтому для развития зрительного восприятия была разработана система коррекционной образовательной деятельности через формирование сенсорных эталонов, предметности восприятия, способов обследования и предметных представлений у детей с нарушением зрения.

Формирование сенсорных эталонов.

Работа учителя – тифлопедагога в данном направлении строится на формирование у детей представлений о форме, цвете, величине, умении выделять эти информативные признаки в предмете с последующим использованием при анализе свойств и качеств предмета.

Работа по развитию сенсорных эталонов проводится через следующие приемы:

  1. Обследование макетов, контурных изображений формы, выделение параметров величины с подключением мануальных действий;
  2. Формирование понятий “цвет”, “форма”, “величина”, называние эталонов цвета, формы, величины точным словом;
  3. Выделение заданного цвета, формы, величины из множества других вблизи и на расстоянии;
  4. Сериация величины по убыванию – возрастанию, цвета – по насыщенности;
  5. Группировка эталонов и предметов;
  6. Соотнесение эталонов и предметов по цвету, форме, величине;
  7. Дифференциация сходных форм.

В младшем дошкольном возрасте наибольшие трудности вызывает такой прием, как сериация предметов по величине в порядке возрастания и убывания. В старшем дошкольном возрасте затруднения возникают о определении оттенков цвета и, как следствие, в сериации предметов по насыщенности цвета.

Игры на соотнесение предметов с геометрическими фигурами и цветами, а также игры на группировку по цвету и дифференциацию сходных по форме предметов осложнений не вызывают у детей.

Развитие предметности восприятия.

В данном направлении продолжается работа по уточнению предметных представлений. Особое внимание уделяется обучению детей выделять признаки опознания предметов. Проводится работа по умению читать “зашумленные” изображения, воспринимать объекты в условиях затрудненного восприятия.

Работа по развитию предметности восприятия проводится через следующие приемы:

  1. Узнавание предмета в силуэтном, контурном изображении;
  2. Узнавание предмета в модальностях (с разных точек зрения, в стилизованном изображении);
  3. Опознание контурных изображений по деталям;
  4. Выделение заданного контура, предметного изображения из зашумленного поля;
  5. Совмещение контурных изображений и наложение их один на другой с разной заслоненностью;
  6. Узнавание целого по части;
  7. Составление целого из частей предметного, силуэтного и сюжетного изображений;
  8. Анализ и конструирование образца из геометрических форм, мозаики.

Мероприятия, направленные на развитие предметности восприятия, наиболее интересны и занимательны для детей разного возраста. Потому что с предметом и его сенсорными характеристиками они знакомы, и узнавание предмета в разных модальностях происходит значительно проще и легче.

Детям нравятся игры на узнавание предмета в силуэтном изображении, так называемые “тень предмета”. Большой интерес и хорошую динамику в развитии зрительного восприятия дают игры на узнавание целого по части, когда на предметное изображение накладывается лист картона с прорезью определенной геометрической формы, и дети должны определить, какой предмет скрывается.

У детей с нарушением зрения снижена скорость восприятия геометрических фигур, поэтому игры по анализу и конструированию целого из геометрических фигур вызывает некоторые трудности, в связи с этим в своей деятельности учитель – тифлопедагог уделяет таким играм особое внимание.

Формирование способов обследования и предметных представлений.

В данном направлении целесообразно научить детей способам целенаправленного восприятия, последовательного обследования предметов окружающей действительности так, чтобы ребенок активно получал и уточнял информацию о предмете. Для развития навыков социально – бытовой ориентировки ребенок должен научиться действовать с предметами ближайшего окружения, определять их свойства, качества и назначение по существенным признакам. В процессе анализа, сравнения, классификации и дифференциации предметов у ребенка обогащаются предметные представления.

При обследовании предметов следует опираться на следующий алгоритм действий:

  • Взять предмет двумя руками
  • Ощупать предмет сверху вниз, когда это возможно
  • Выделить признаки предмета с помощью зрения, осязания и других видов чувствительности.

Работа по развитие способов обследования и предметных представлений проводится через следующие приемы:

  1. Поэтапное обследование объекта по словесной инструкции педагога, по алгоритму, по схеме с подключением мануальных обследовательских действий, слуха, обоняния, кинестетических и тактильных ощущений;
  2. Выделение частей, их формы, величины, цвета;
  3. Определение свойств и качеств объекта;
  4. Группировка, классификация, обобщение, выделение лишнего;
  5. Сравнение, нахождение отличий;
  6. Составление описательных рассказов.

Наибольший интерес и в то же время наибольшие трудности возникают при составлении описательных рассказов. Значительную помощь оказывают схемы – алгоритмы, опираясь на схему, ребенок без труда составляет рассказ на определенную тему.

В итоге, стоит отметить, что приемы этих трех направлений тесно переплетены и постоянно используются в образовательной деятельности как групповой, так и индивидуальной.

Приемы, используемые в работе, понятны и доступны детям, а применяемые игры, на основе этих приемов, интересны и привлекательны. А также способствуют положительной динамики в развитии зрительного восприятия детей с нарушением зрения.