Игра как актуальная деятельность младшего школьника

Разделы: Начальная школа


Хотят ли дети дошкольного возраста учиться в школе? Да, большинство детей положительно относится к поступлению в школу. Более того, многие из них понимают, что учиться будет нелегко и не всегда приятно («много уроков в школе», «домашние задания задают», «двойку можно получить»), тем не менее в школу ходить необходимо, «чтобы знать много», «книги интересные читать», «слушать рассказы учителей»...

Опрос детей, поступающих в школу показывает, что ребята не хотят жить без проблем и бездумно. Они хотят познавать, общаться, действовать и просто, чтобы их любили. Однако, как только ребенок начинает учиться, взрослые убеждают его в том, что детство кончилось («теперь ты большой», «ты стал школьником и должен слушаться, выполнять требования учителя», «ты теперь все должен делать сам»). Такое желанное состояние познания окружающего мира, общения со сверстниками и взрослыми в новой деятельности заменяется системой принудительных требований, инструкций и указаний учителя.

«Ну, почему же принудительных? — скажете Вы. — Необходимо сделать ученье развлечением: много играть с детьми, использовать наглядный материал...» Но для младшего школьника меняются не жизненные установки (хочу учиться, узнавать новое, все интересно), а условия, в которых они реализуются. Почему же у ребенка, так желающего поступить в школу, вдруг пропадает желание ее посещать (в лучшем случае через год, в худшем — через неделю, месяц)?

А чтобы не погасить жажду познания, необходимо создать такие условия, в которых возрастные потребности ребенка (в общении, деятельности) будут удовлетворены. И этому способствует игра — оптимальное психолого-педагогическое средство, позволяющее всесторонне влиять на развитие детей.

А является ли игра актуальной деятельностью для младшего школьника? Детство — особый мир, который сохраняется в душе человека на всю жизнь, хорошо, если в нем царят счастье и радость быть самим собой. Мир фантазии, воображения у детей связан с игрой. Во все времена дети всех народов играли и играют, подражая взрослым, реализуя свои творческие способности.

Остается ответить еще на несколько важных вопросов: каково место игры в начальном обучении? Какие игры целесообразно использовать? Каково значение каждой из них в развитии учащихся? Приход ребенка в школу означает вступление в новый возрастной этап — младшего школьного возраста и в новую ведущую деятельность — учебную. Означает ли это, что ведущая деятельность дошкольного возраста (игровая) перестает быть для него желанной?

Большинство учителей правильно считает, что игра остается очень важной деятельностью. На вопрос, «Какие игры Вы предпочитаете использовать в начальной школе?» 98 % практических работников называют игры с правилами, дидактические и ролевые. Именно они помогают сформироваться новой ведущей деятельности — учебной.

Структура дидактической игры включает три компонента: дидактическую цель, игровое правило («если, то...»), игровое действие. Когда игра задана, и учитель объявил игровое правило и действие, школьник ничего не может изменить в игре. Как только вносятся изменения (например, меняется игровое правило), возникает новая игра. То есть, ничего творческого в акте дидактической игры нет, это — репродуктивная деятельность. Таким образом, возникает вопрос: является ли дидактическая игра игровой деятельностью или это — один из способов (методов) обучения, названный игровым?

Оказывается, дидактическая игра не имеет решающего значения в развитии творчества и самостоятельности младшего школьника, и в решении задачи развития детей на нее нельзя возлагать особые надежды.

Для развития воображения очень важна игровая деятельность, которую строят сами дети, поэтому они принимают руководство или отвергают.

Один из главных элементов такой игровой деятельности — креативность, творческое начало: ребенок сам распоряжается взятой на себя ролью, устанавливает правила игры и взаимоотношения с участниками, развертывает сюжет игры и заканчивает ее.

Отсюда и необходимость использования в обучении ролевой игры. Именно эта игра спо-собствует развитию воображения, креативного мышления, коммуникативных умений.

Для развития ролевой игры особенно ценны уроки ознакомления с окружающим миром и уроки английского языка, где создаются особые условия для разыгрывания детьми различных ролей — реальных лиц, животных и растений, наделенных человеческими качествами, «оживших» предметов.

При ознакомлении с окружающим миром и на уроках английского языка мы используем дидактические игры, ставя: дидактическую цель (задачу), т. е. то требование, игровое правило и игровое действие, усвоение которого желаем проверить. Например:

Игра «Что изменилось»: проверить умение детей ориентироваться в пространстве, замечать происходящие изменения; определить индивидуальный уровень наблюдательности школьников.

Игра «Назови предмет и его свойства»: уточнить сенсорные представления детей, умение использовать различные анализаторы (осязание, обоняние, вкус и др.) для выделения свойств предметов.

Игра «Кто это»: развивать умение детей составлять характеристику сверстника, выделять особенности его внешнего вида и характера. Эту игру можно продолжить, если ты правильно определил, о ком говорил ведущий, то можешь сам стать ведущим и составлять характеристику товарища.

Игра «Назови предмет и его свойства»: если ты за отведенное время правильно назвал свойство предмета, получаешь балл. За ошибку назначается штрафной фант — необходимо выполнить какое-нибудь желание детей (проскакать на одной ножке, угадать загадку и пр.).

В ролевых играх определяется ход развития игры и действия, которые производят игроки, фиксируется действие и ограничение во времени. К игровым действиям относятся различные элементы соревнования. Например: на уроках английского языка дети 4"А" и 4"Б" классов разыгрываются сказки «Репка» и «Теремок» по ролям, показывая их в первых и вторых классах, чтобы заинтересовать ребят и выявить кто лучше знает учебный предмет.

Игра «Что изменилось»: на столе в определенном порядке стоят предметы. Играющие закрывают глаза. Ведущий меняет предметы местами.

Игра «Назови предмет и его свойства»: В коробке сложены предметы с разными свойствами (стеклянный, бархатный, деревянный, круглый, овальный и пр.). Играющий берет предмет в руку и, не вынимая из коробки, определяет его свойства.

Если ребенок не может инициативно строить игру, сам развивать сюжет и планировать роль, то есть правила игры, заданные взрослым, — эта игра не может рассматриваться как самостоятельная творческая деятельность детей. В данном случае она выполняет функции метода обучения и проходит в структуре учебной деятельности.

Игры с правилами имеют определенное значение в развитии ребенка и поэтому могут широко использоваться в обучении: они уточняют полученные знания, развивают умение их использовать, формируют такие компоненты учебной деятельности, как принятие учебной задачи, самоконтроль и самооценка. Но не следует ждать от дидактической игры особого влияния на творчество, инициативу учащихся, предполагать большое ее значение в развитии воображения, а для этого необходимо использовать ролевые игры.

Ролевая игра — самостоятельная деятельность детей, основанная на воображении, активности, творчестве, инициативе, и требующая самостоятельного развития воображаемой ситуации. Поэтому ролевая игра становится для детей значимой деятельностью.

В качестве особенностей творческой ролевой игры, которые оказывают положительное влияние на успешность формирования ведущей деятельности младшего школьника, психологи и педагоги называют следующие:

— игровое общение, обеспечивающее успешность формирования учебного общения;
— игровые межличностные отношения, являющиеся важным мотивирующим фактором, обеспечивающим интеллектуальную активность и эмоциональное благополучие каждого в коллективе;
— ролевое поведение, обеспечивает ученикам возможность проявлять самостоятельность и инициативу в учебных ситуациях.

Можно выделить дидактическую и творческую функции ролевой игры. Дидактическая состоит в том, что в процессе игры уточняются и систематизируются ранее полученные детьми знания, закрепляются умения применять их в учебной и бытовой ситуациях.

Творческая функция ролевой игры состоит во влиянии на развитие творческого воображения, инициативы, умения самостоятельно развертывать сюжет игры, согласовывать свои действия с ее участниками, устанавливать правильные взаимоотношения, как ролевые, так и реальные.

Все это побуждает нас — педагогов тщательно готовиться к проведению дидактических и ролевых игр на уроке: определять их место в структуре урока, отбирать материал, который был дан на предыдущих уроках, помогать детям выбирать роли и готовиться к их исполнению, оказывать помощь в подборе оборудования и аксессуаров для игры.

«...Усилие, необходимое для какой-нибудь трудной работы, отнюдь не уменьшится, а ско-рее увеличится и приведет к лучшим результатам, если эта работа примет форму игры.» (Э. Клапаред)

Список литературы

1. Виноградова Н.Ф. Беседы с учителем. Первый класс четырехлетней начальной школы [Текст]/ Н. Ф. Виноградова. — М.: Издательский центр «Вентана — Граф», 1998.— 240с.
2. Вялкова Л.В. Развивающие игры на уроках окружающего мира [Текст]/Л. В. Вялкова // Начальная школа. — 2006. — N6.— C. 47-49.
3. Гин С.И. Приемы педагогической техники/ С. И. Гин. — М., 2005.
4. Гурин С.И. Урок + игра. Современные технологии для школьников/Ю. В. Гурин. — М., 2010.