Преемственность в экологизации образовательного процесса как педагогическое условие формирования компетенций обучающихся при реализации профессиональной образовательной программы

Разделы: Экология


Интеграционные процессы, происходящие в мировой системе образования, приводят к необходимости модернизации российского образования на основе компетентностного подхода. Появление новых отраслевых предприятий в результате постоянно обновляющихся технологий, увеличение объема научно-технической базы требуют от современного специалиста высококвалифицированной подготовки, способности быстро осваивать новые технологические процессы, уметь применять полученные знания в процессе дальнейшей профессиональной деятельности.

Сегодня востребованным становится образование не на всю жизнь, а через всю жизнь, т. е. востребован специалист, который не будет ждать инструкций, а вступит в профессиональную жизнь с уже сложившимся творческим, проектно-конструктивным и духовно-личностным опытом. Отношение будущего специалиста к работе, уровень его профессиональных знаний и умений непосредственно будут сказываться на производственной деятельности, на качестве производства и одновременно формировать его профессиональную компетентность. Поэтому одним из важнейших показателей качества образования является компетентность, которая определяется не только через сумму знаний и умений, но прежде всего характеризует умение студентов мобилизовать полученные знания и опыт в конкретной ситуации. Из этого вытекает основная задача образования: научить студентов деятельности решения задач, решения проблем в различных сферах жизнедеятельности. В профессиональном образовании сегодня компетентностный подход подразумевает формирование ключевых компетенций как новую парадигму результата образования, как результативно-целевую основу. /5/

Для формирования общих компетенций по указанным видам деятельности подготовки студентов определены следующие организационно-педагогические условия:

  • соответствие содержания обучения основным направлениям развития науки и техники;
  • соблюдение преемственности в содержании обучения содержанию обучения предыдущего уровня образования – школы, училища, лицея;
  • организация учебного материала в целостную систему взаимосвязанных знаний;
  • связь изучаемого материала с будущей практической деятельностью;
  • возможность удовлетворения познавательных интересов учащихся;
  • ориентация учебного процесса на развитие самостоятельности и ответственности студента за результаты своей деятельности;
  • информационная динамичность учебного материала;
  • системность обучения;
  • адекватный контроль знаний и градация знаний по уровням.

Обучение на основе компетентностного подхода будет успешным, если реализовывать педагогические условия по созданию образовательной среды, не нарушая ранее сформированных общих компетенций обучающихся и обеспечивать деятельностный характер освоения социального опыта в процессе обучения с последующей коррекцией результатов. /1/ Преемственность школьного и профессионального образования с практической точки зрения предполагает, прежде всего, преемственность государственных требований к подготовке выпускников общеобразовательных учреждений и содержания государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования в части государственных требований к математическим, общим естественнонаучным, гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам.
Специфика компетентностного обучения состоит в том, что усваивается не готовое знание, а формируются умения, необходимые для решения задачи. При таком подходе учебная деятельность приобретает исследовательский или практико-преобразовательный характер и сама становится предметом усвоения.

Составной частью профессиональной компетентности специалиста любой сферы деятельности в постиндустриальном обществе является его экологическая компетентность, которая должна пониматься как качество личности, определяющее готовность человека при принятии решений субъективно воспринимать окружающую действительность в единстве природных и социокультурных компонентов при осознании ответственности за свою профессиональную деятельность. Применяемые ныне Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования (ФГОС СПО) дают новые возможности для реализации образовательных программ, не выдвигая жестких рамок, дает четкую характеристику профессиональной деятельности и значимых для производства профессиональных компетенций.

С позиций компетентностного подхода уровень образованности определяется не определяется объёмом знаний и их энциклопедичностью, а способностью решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний. Так как у студентов кроме общеобразовательных дисциплин появляется и профессиональная подготовка, то сквозная стандартизация профессиональных образовательных программ, основывающаяся на единых целях всей системы непрерывного профессионального образования, предусматривает в содержании профессиональных модулей знания по мерам защиты окружающей среды при проведении различных технологических процессов. С этой целью содержание дисциплин естественнонаучного цикла, скорректировано на формирование единой естественнонаучной картины мира и на этой основе – материалистического мировоззрения студентов и повышения прикладной направленности обучения.

Преемственность в получении придоохранных знаний соблюдается не только в сохранении уже полученных, но и при обучении на протяжении всего курса обучения студентов, несмотря на то, что студенты приходят в техникум получать профессии неэкологического профиля. Профессионально важные знания, умения и навыки природоохранной деятельности студентов политехнического техникума формируются в первую очередь в процессе изучения дисциплин естественнонаучного цикла: “Экология”, “Биология”, “Химия”, “Экологические основы природопользования”. Необходимо отметить, что экологическая ориентированность содержания многих естественнонаучных и гуманитарных дисциплин, изучаемых в техникуме, постоянно углубляется, активно ведется инновационная разработка и апробация новых форм, методик и технологий экологического обучения и воспитания и т.д. /4/ Началом формирования профессиональных компетенций у студентов являются первые годы обучения. Они оказывают огромное влияние на приобретение базисных знаний и подготовку к профессиональной деятельности. Например, первокурсникам в курсе экологии предлагаются задания, позволяющие самостоятельно вывести некоторые экологические закономерности, научиться видеть действия законов экологии в обычной жизни.

Студентам второго курса предлагаются логические задачи, нацеленные на развитие умений использовать знания для обоснования точки зрения, доказательно отстаивать ее и связно излагать мысли. Логические задания могут применяться с целью развития экологического мышления, закрепления навыков экологически адекватного поведения, обоснования его моральной составляющей. Например, используется следующее задание: “Объясните, почему возможности самоочищения водоема сильно снижаются при сбросе в них теплых промышленных вод”. Трансформация законов природы и реализация их в человеческом обществе могут рассматриваться на примере законов Б. Коммонера. Предлагается задание проанализировать законы Б. Коммонера, проиллюстрировать их примерами из производственной деятельности человека или его эволюции./2/

Используя алгоритм анализа и предложенные критерии, студенты анализируют экологическое качество своего жилища, оценивают его интерьер, а на более старших курсах разрабатывают проекты по улучшению экологического состояния жилого и рабочего помещения, например исследовательский проект “Экологический фитодизайн”, который был представлен на “Международной научно-практической конференции “Дальневосточная весна – 2010”, г. Комсомольск-на-Амуре. Эта деятельность позволяет углубить полученные природоохранные знания, акцентировать внимание на необходимости и проблемах создания собственной экологически адекватной среды.

Именно в первые два года в процесс обучения вводятся дисциплины общепрофессионального цикла, которые ориентируют студента в выбранной им профессии, вносят свой вклад в формирование и становление основных профессиональных компетентностей. Такой дисциплиной из общепрофессионального цикла является и “Экологические основы природопользования”. Данная дисциплина направлена на приобретение студентами знаний о взаимодействии природы и общества, как неотъемлемой части биосферы. Эти знания представляют собой общую компетенцию, которая является частью деятельности специалиста любого профиля. Возникла необходимость экологической подготовки будущих специалистов, связанных с деятельностью, оказывающей вредное воздействие на окружающую природную среду и здоровье человека.

Реализация компетентностного подхода на занятиях по дисциплине “Экологические основы природопользования” осуществляется в первую очередь при проведении нестандартных, активных и интерактивных форм учебной деятельности, нацеленных на формирование студента как субъекта учебной деятельности и воспитания его как личности: урок-симпозиум, урок – деловая игра, урок виртуальная экскурсия, урок – дискуссия, урок-суд и т.п., которые дают возможность студентам ориентировать свою деятельность на бесконечное разнообразие профессиональных и жизненных ситуаций. Развивающий характер обучения и воспитания, опора на творческую активность личности является главным критерием согласованности и преемственности образовательных стандартов. При компетентностном подходе я ориентируюсь на построение учебного процесса сообразно результата образования: в учебную программу или курс изначально закладываются отчётливые и сопоставимые параметры описания того, что студент будет знать и уметь “на выходе”. Поскольку компетентностный подход напрямую связан с идеей всесторонней подготовки и воспитания индивида не только в качестве специалиста, профессионала своего дела, но и как личности и члена коллектива и социума, он является гуманитарным в своей основе. 

И особенно важно, в свете компетентностного подхода применять на занятиях технологии проектирования и научно-исследовательского характера. Создание исследовательских проектов – это, прежде всего, приобщение студентов к исследованиям, призванное активизировать познавательную деятельность учащихся. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность студентов — индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени и завершается в реальном материале – продукте проекта. Я чаще всего конечно использую экскурсионные проекты — целесообразное изучение проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью. Например: во время урока-практикума “Загрязнение биосферы объектами хозяйственной деятельности” в полевых условиях определяется степень загрязненности окружающей среды при помощи различных методов биоиндикации.

Активно применяю и внедряю технологию деятельностно-проектного обучения и во внеаудиторной деятельности. Например: разработан эколого-туристический проект “Зеленая тропа” – призер (3 место) Краевой экологической конференции среди студентов ССУЗов “Моя малая родина”: история и современность” (номинация Экологические проблемы и охрана окружающей среды), 2011, г. Хабаровск.

При использовании продуктов такого рода на уроках и во внеурочной деятельности повышается доступность обучения за счет более понятного, яркого и наглядного представления и изучения материала. Процесс обучения проходит успешно, так как он основан на наблюдении и описании объектов и явлений, прогнозировании возможных результатов. Целеустремленный поиск нового жизненного опыта с помощью инновационных образовательных технологий способствует тому, что в сознании студентов наступает качественный скачек на пути развития пространственных представлений.

Осуществление связи теории с практикой в области охраны природы происходит во время учебной и производственной (технологической) практик, выполнения студентами курсовых и дипломных работ. Например, студенты экономических специальностей, особенно специальности “Менеджмент” при прохождении производственной практики, большое внимание уделяют изучению основ экологического менеджмента. Выясняют, каким образом интеграция экологически значимых направлений деятельности в общую систему менеджмента может привести к эффективному внедрению системы экологического менеджмента, а также может сказаться на повышении эффективности организации в целом и на уточнении распределения обязанностей, позиций в менеджменте. Тем более, что на современном этапе развития производства, предприятия всего мира внедряют системы экологического менеджмента (СЭМ) в соответствии с требованиями ГОСТР Р ИСО 14001–2007(ISO 14001:2004) для более систематического и эффективного управления экологическими рисками и возможностями/3/.

По окончании 3 и 4 курсов студенты технических специальностей проходят технологическую практику на заводах города, но кроме технической изучают также и экологическую документацию, исследуют объекты переработки, размещения отходов, помогают составлять графики контроля источников выбросов. Учатся определять, каким образом осуществляется контроль за соблюдением установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду и законодательства в области охраны окружающей среды на территории завода. Изучают планы по охране окружающей природной среды, участвуют в разработке природоохранных мероприятий с привлечением заинтересованных подразделений заводов. По окончании производственной практики, анализируют соответствие технологических процессов на заводе современным природоохранным требованиям. Полученные данные затем используются при написании курсовых и дипломных работ, некоторые студенты даже идут дальше, более углубленно изучают выбранную тему и выступают на научно-практических конференциях. Например, содержание курсовых работ по специальности “Сварочное производство” предусматривает одним из пунктов работы исследование проводимых экологических мероприятий при ведении электросварных работ.

Результатом интегрированной эколого-профессиональной деятельности деятельности студентов, преподавателя дисциплин специальности “Летательные аппараты” и преподавателя дисциплины “Экологические основы природопользования” был рожден исследовательский проект “Авиация и среда” ставший победителем в номинации “Экологические проблемы и охрана окружающей среды” на Краевой экологической конференции среди студентов ССУЗов “Моя малая родина”: история и современность” (номинация Экологические проблемы и охрана окружающей среды), 2011, г. Хабаровск и лауреатом III Международного конкурса исследовательских работ учащихся и студентов “Открываю мир” в 2012, г. Чебоксары, Чувашской республики

Таким образом, преемственность в экологизации учебного процесса вызывает необходимость уточнения профессиональных задач будущих специалистов, осознания последствий, к которым может привести их будущая профессиональная деятельность. Для решения экологических проблем на современном этапе необходима не столько подготовка специалистов новых профилей, сколько перестройка идеологии подготовки специалистов всех профессий, воспитание у них экологического мышления и действия. Преемственность в формировании общих компетенций и компетентностный подход в целом ставит в центр внимания вопросы личностного развития будущего специалиста, обеспечивает успешную адаптацию на рынке труда, в социальном и профессиональном сообществах и отвечает современным требованиям модернизации образования.
Именно компетентностный подход дает возможность переориентации образовательного процесса с преимущественного транслирования определенной совокупности знаний, умений и навыков на создание условий для развития личностного потенциала, подготовки выпускника к продуктивному самостоятельному действию в профессиональной сфере и повседневной жизни.

Библиография:

  1. Симакова Н.Б. Организация естественнонаучного образования с использованием интегративного подхода // Педагогический менеджмент и прогрессивные технологии в образовании: Сборник материалов VII Международной научно-методической конференции. – Пенза: ПГУ, Приволжский Дом знаний, 2004. – С. 204.
  2. Каюкова Ж.Ю. Аспекты формирования эколого-ориентированного специалиста// Дальневосточная весна – 2010: Материалы международной научно-практической конференции в области экологии и безопасности жизнедеятельности (г. Комсомольск-на-Амуре, 20–21 мая 2010г.): Редкол.: И. П. Степанова. Д. И. Грицкевич. – г. Комсомольск-на-Амуре: ГОУВПО “КнАГТУ”, 2010г. – 627с.
  3. Пахомова Н., Рихтер К, Эндрес А.//Экологический менеджмент.– СПб.: Питер, 2004. – 352с.
  4. Каюкова Ж.Ю. Преемственность в экологическом образовании будущих специалистов. С.105, Альманах экологического образования и просвещения. Т.I.(Текст): сборник материалов Межрегионального круглого стола “Экологическое образование – на пути к инновациям” под общей редакцией Г.Б.Барышниковой. – Ярославль: Изд-во “Канцлер”, 2011. – 217 с.
  5. Иванов Д.А. Компетенции и компетентностный подход в современном образовании. // Завуч. Управление современной школой. – №1. – 2008. с. 4–24.