Экологическое творчество (основы экологического дизайна)

Разделы: Начальная школа, Экология


Раздел 6. Экологическое творчество (основы экологического дизайна)

Первое занятие в разделе.

Экологическая ситуация:

Я и природа вокруг меня сегодня, и природа вокруг меня в будущем.

Занятие первое.

Цели урока:

обучающая – определить готовность учащихся к действиям:

  • ограничения потребления,
  • охране природы,
  • восстановления ущерба природе
  • на основе личностных эмоционально-ценностных переживаний экологической ситуации;

воспитывающая – накопление личного опыта осознанного нравственного выбора в учебно-проектной ситуации «Какое самостоятельное эколого-ориентированное решение будет принято?»;

развивающая – применение умения работы в команде.

Задачи:

  1. Создание проблемной ситуации, ее трансформация в учебно-проектную и совместная с учащимися постановка учебных задач.
  2. Решение учебных задач (закрепление понятий темы, применение и развитие универсальных учебных действий).
  3. Рефлексия предметных, деятельностных и личностных результатов решения учебных задач.

Учебная задача: Применить умение прогнозирования на основе эмоционально-ценностных переживаний при нравственном выборе в экологической ситуации.

Оборудование:

  1. Мяч в виде глобуса.
  2. Атласные ленты.
  3. Флажки для групп.
  4. Планшеты и фломастеры.

Место проведения: Лесная поляна.

Ход занятия

1 ЭТАП. Создание эмоционального настроя на работу посредством развития чувства принадлежности к группе, актуализации личного опыта и знаний.

Деятельность учителя.

Вступительное слово.

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы в гостях у леса. Он гостеприимно распахнул перед нами свои владения. Посмотрите, какая вокруг красота! Что каждый из вас хочет особенно отметить?

Деятельность детей.

(Дети располагаются в кругу.) 2-3 человека высказывают свои впечатления о красоте леса.

Деятельность учителя.

Все вы очень тонко чувствуете и правильно описываете свои впечатления.

Нам очень повезло, что мы можем провести в такой красоте свое занятие. Предлагаю его открыть!

Деятельность детей.

Выполняют ритуал начала занятия. Произносят хором стихи и одновременно бережно передают мяч-глобус в сомкнутых ладошках друг другу. Стараются выражением и движениями передать смысл слов стихотворения. Движения должны быть плавные, заботливые.

Люблю я родную природу –
Озера, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою,
Навеки родная земля.
На ней мы с тобою родились,
Живем мы с тобою на ней,
Так будем же мы с тобой вместе,
К ней относится добрей!

2 ЭТАП. ВЫЯВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНОЛЬНО– ЧУВСТВЕННОГО ОТКЛИКА НА ОБЪЕКТЫ ПРИРОДЫ.

А) Выявление эмоционально-чувственного отклика.

Деятельность учителя.

С пребыванием на природе у нас связаны чувства, которые определяют наше к ней отношение. Наши чувства мы можем передать словами, сказать о том, что мне приятно, когда я бываю в лесу или мне нравится там бывать, потому как гулять по тропинкам, видеть деревья великаны, дышать хвойным воздухом, слушать пение птиц мне приятно ( не приятно, все равно). Свои чувства, свое настроение (веселое-грустное, беззаботное-тревожное, радостное-грустное) мы так же учимся с вами передавать цветом.

Сейчас каждый из вас выберет одну или две ленты, цвет которых передает его настроение сейчас, когда мы с вами на такой чудесной лесной поляне, в гостях у леса.

А после того, как каждый из вас выберет ленту, постарайтесь назвать этот цвет и объяснить с какое ваше настроение этот цвет передает и почему.

Например:

я выбрал ленту светло-желтого цвета, потому как этот цвет передает радостное, веселое настроение, настроение отдыха. А такое настроение всегда приходит ко мне, когда я вижу теплый лучик солнца, проникающий сквозь листву леса, красивую желтую осеннюю листву, слышу щебетанье птиц, ловлю легкий грибной запах, дуновение ветерка на своем лице.

ИЛИ:

я выбрал ленту темно-серого цвета, потому как мне скучно и не уютно находиться в лесу. Такое настроение приходит ко мне потому, что здесь все не красиво для меня, запах леса мне не нравится, мне кажется он старым, пение птиц – нудным.

Деятельность детей.

Выбирают ленты. Высказывают мнения о том, какое настроение бывает у каждого, когда он приходит в лес, совершает там прогулки.

Желательно связать цвет-настроение-причины. Осуществить рефлексию личных чувств. Вывить эмоционально-чувственный отклик на объекты природы.

Б) Развитие коммуникативных действий, направленных на развитие положительного эмоционального отношении к партнеру по учению.

Деятельность учителя.

Вы показали, что с пребыванием в лесу, на природу у вас связаны самые хорошие настроения, чувства. А ведь дружба начинается с улыбки! Давайте, поделимся своим хорошим настроением друг с другом.

Для этого предлагаю поиграть в старую русскую игру «Ловишки».

Каждый поможет тому кто рядом, поместить ленту за воротничок на спине.

Одна команда будет убегать, она отойдет на 5 шагов вперед. Другая команда будет догонять. И каждый постарается поймать настроение-ленточку у другого. Тот, кому удалось сорвать ленточку, подбегает ко мне.

Деятельность детей.

Помогают размещать ленточки-настроения друг у друга.

Делятся на команды. Расходятся на 5 шагов.

По команде учителя «Раз, два, три, быстро беги!» разбегаются и стараются сорвать ленточку. Затем возвращаются к учителю.

В) Развитие отношения эмпатии к природным объектам.

Деятельность учителя.

Обычно такие игры вызывают у детей положительные эмоции.

Вот теперь по вашим глазам, улыбкам на лицах и розовым щекам действительно вижу, какое у вас хорошее настроение в гостях у леса. Вы поделились своим настроением друг с другом. А я предлагаю вам поделиться вашим радостным настроением и добрым отношением с тем, у кого мы сегодня в гостях-с лесом. Вот на ветках этого деревца, мы повесим наши ленточки хорошего настроения и доброго отношения. И когда спадет листва, они будут радовать своим цветом и напоминать о нашей встрече.

Повесить ленточку нужно аккуратно, не повреждая веток.

Кто справится, возвращается в наш круг.

Деятельность детей.

Развешивают ленточки, соблюдают правила.

Г) Определение границ знания-незнания.

Деятельность учителя.

Посмотрите, нравится вам как теперь выглядит деревце? Правда нарядно!

Теперь всем видно, с каким добрым настроением мы относимся к лесу!!!

А кто из вас видел раньше такие наряженные деревца? ( Дают ответы)

Повязывать ленточки на деревья очень древний обычай во всех странах мира. Так древние люди показывали свое уважение силам природы. Будет жить лес – будет и у человека кров и пища.

Они считали, что дерево разговаривает с духами. Таким образом повязывая ленточку, люди говорили о своих желаниях , а дерево должно было передать его наивысшим силам, которые могли исполнить желание.

Так голубая ленточка символизировала небо, красная – землю, белая– передавала цвет чистоты. Повязывая их человек сначала желал здоровья, счастья прежде всего своим близким, родственникам, а затем уже просил что-то и для себя.

А мы с вам чем поделились с самим лесом?

Деятельность детей.

Ответы: Поделились своим хорошим настроением, добрым к нему отношением.

3 ЭТАП. РАЗВИТИЕ УМЕНИЯ ПЛАНИРОВАТЬ, ПРОГНОЗИРОВАТЬ ПОСЛЕДСТВИЯ ДЕЙСТВИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯТЬ ЦЕННОСТНЫЙ ВЫБОР В ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ.

А) Деятельность учителя.

Сегодня мы так по-доброму к нему относимся, дорожим им.

Мы знаем, как много значит лес для нас.

А что мы пожелаем тому, кто дорог и важен для нас в будущем?

Об этом мы сейчас и узнаем.

Предлагаю вам заглянуть в будущее. Сейчас вы представите себя на месте управляющих разных организаций. Вы будете выступать сегодня от лица директоров строительной, мебельной компаний и культурно-досугового центра.

Каждая команда получила в свое распоряжение большой участок земли. По краям участка пустыри, а в центре расположена лесная зона– красивый раскидистый лес, как тот в гостях у которого мы с вами находились в детстве, когда были четвероклассниками. Помните?

Таким образом, каждой компании необходимо организовать деятельность на выделенном участке земли.

Освоение будет по плану:

  1. Место размещения производства или аттракционов.
  2. Материалы для деятельности.
  3. Вопрос чистоты, отходов.
  4. Использование природных ресурсов и возмещение ущерба природе.

Свой план вы будете записывать на планшетах и использовать записи при ответах.

При оценке ответов нам будут использованы критерии:

  • Соответствие плану (да – 1 б., нет – 0 б.).)
  • Ценностный выбор в экологической ситуации (да – 1 б., нет – 0 б.).

Деятельность детей.

Работа в малых группах. Выработка решений.

Б) Деятельность учителя.

Приступаем к обсуждению решений.

Приглашается Совет директоров строительной компании.

Деятельность детей.

Выступление.

Оценивание выступления по критериям (помощь учителя)

  • Соответствие плану (да – 1 б., нет – 0 б.).)
  • Ценностный выбор в экологической ситуации (да – 1 б., нет – 0 б.).

Деятельность учителя.

Приглашается Совет директоров мебельной фабрики.

Деятельность детей.

Выступление.

Оценивание выступления по критериям (помощь учителя)

  • Соответствие плану (да – 1 б., нет – 0 б.).)
  • Ценностный выбор в экологической ситуации (да – 1 б., нет – 0 б.).

Деятельность учителя.

Приглашается Совет директоров культурно-досугового центра.

Деятельность детей.

Выступление.

Оценивание выступления по критериям (помощь учителя)

  • Соответствие плану (да – 1 б., нет – 0 б.).)
  • Ценностный выбор в экологической ситуации (да – 1 б., нет – 0 б.).

4 ЭТАП. Ассимиляция полученного опыта, знаний, умений.

А) Деятельность учителя.

Мы рассмотрели ряд программ вашей деятельности в будущем. Выявили, что мы с вами стремимся придумывать и принимать природосберегающие решения в экологических ситуациях. Но для того, чтобы эти решения в будущем позволяли как можно лучше сохранять и оберегать природу, оберегать самого человека, его здоровье, нам нужны еще получить знания сегодня, когда мы еще учимся. Этому мы и посвятим наши следующие встречи.

Б) А сейчас время нашего пребывания подошло к концу. Предлагаю наше занятие закрыть.

Деятельность детей.

Выполняют ритуал завершения занятия. Произносят хором стихи и одновременно бережно передают мяч-глобус в сомкнутых ладошках друг другу. Стараются выражением и движениями передать смысл слов стихотворения. Движения должны быть плавные, заботливые.

Люблю я родную природу –
Озера, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою,
Навеки родная земля.
На ней мы с тобою родились,
Живем мы с тобою на ней,
Так будем же мы с тобой вместе,
К ней относится добрей!

В) Деятельность учителя.

Нам осталось поблагодарить лес за гостеприимство и пожелать всем «До новых встреч!»

Деятельность детей.

Дети прощаются и машут руками «До свидания!».