Электронный АКПД учителя

Разделы: Администрирование школы


Руководителем Методического Объединения учителей начальных классов я стала в 2007 году. Планирование работы было, с одной стороны, нацелено на совершенствование профессионального мастерства учителей, с другой стороны, направлено на формирование у учащихся начальных классов важных качеств личности, благодаря которым выпускник сможет адаптироваться на второй ступени образования. Одной из проблем, с которыми я столкнулась, оказался низкий уровень управленческой компетентности педагогов, неумение моих коллег рационально организовать, правильно проанализировать собственную педагогическую деятельность и в дальнейшем публично презентовать её. Говоря проще: рассказать, как работает, почему именно такие формы деятельности выбирает, какой учебный результат видит в перспективе, учитель может, но зато затрудняется предоставить аналитическую справку о проделанной работе, вовремя зафиксировать успехи учащихся (да и свои тоже), скорректировать индивидуальные учебные маршруты, определить направление своей научно-методической деятельности и распространить удачный педагогический опыт. Сейчас, когда форма аттестации педагогических работников стала жёстче, когда от учителя требуется умение анализировать и структурировать результаты своей педагогической деятельности, становится актуальным умение учителя рационально и вовремя провести анализ качества своей педагогической деятельности (далее “анализ КПД”) по итогам каждого учебного года.

Раньше разные виды отчётов занимали у учителя массу времени, так как требовали заполнения различных громоздких отчётных форм, бумажных таблиц, которые складировались в папках методистов, завучей, могли потеряться, испортиться. Неудобство доставляло и то, что формы отчётности не имели единого подхода и часто менялись. К моменту прохождения аттестации каждый учитель сталкивался с проблемой сбора всех данных о своей деятельности в единое целое. Что-то со временем забывалось, что-то становилось явно не актуальным, но заметить пробелы вовремя было невозможно. Поэтому требовался новый подход к отчётам, к выбору такой оптимальной формы, которая не оказывала бы психологическое давление на учителя.

В нашем методическом объединении к оптимальной форме “анализа КПД” мы шли около 5 лет, пробовали разные варианты, отметали ненужное, оставляли рациональное. Мы не просто заменили слово “отчёт” в данной форме на “анализ КПД”, мы предлагаем структурировать основные результаты деятельности педагога и вести их систематическое накопление. Считаю, что аббревиатура КПД здесь не случайна. Ведь известное ранее значение КПД как “коэффициент полезного действия” только подчёркивает рациональность использования данной формы педагогической рефлексии.

Согласна с тем, что эффективность данной формы может вызвать сомнение у педагогов. Но я, как методист, уже вижу первые положительные плоды введения такой работы среди своих коллег. Предлагаю и другим учителям познакомиться с нашим опытом методической работы.

Систематическое ведение электронного “АКПД”:

1. наглядно отражают предметную, воспитательную и методическую деятельность учителя;

2. готовит каждого педагога к аттестации согласно новым формам и требованиям;

3. помогает в течение всего учебного года, а также аттестационного периода копить и анализировать результаты работы, которые подчиняются новой методической цели, поставленной нами в 2012 учебном году: “Совершенствовать уровень педагогического мастерства учителей, их эрудиции и компетенции в области внедрения новых педагогических технологий для обеспечения эффективности педагогического процесса и повышения качества образования”.

Учителя заполняют данные “Электронного АКПД” в любое удобное для них время. Промежуточные данные (по необходимости) сдаются в январе по итогам первого полугодия, годовые в конце учебного года, в мае. По истечении 5 лет документы, собранные учителем, станут основой для прохождения очередной аттестации.

Собранные материалы необходимы:

1. самому учителю для объективной оценки качества своей педагогической деятельности, а в дальнейшем в качестве основы для прохождения аттестации;

2. руководителю МО в качестве данных для мониторинга образовательного процесса;

3. завучу по учебно-методической работе в качестве наглядности деятельности педагога с целью стимулирования его успешной деятельности, а также общего анализа и оценки деятельности педагогов школы.

Введение “Электронного анализа КПД”” в систему методической работы школы:

  • дисциплинирует педагога,
  • даёт возможность учителю фиксировать результаты своей деятельности поэтапно и систематически,
  • позволяет увидеть личные успехи и промахи,
  • помогает вести постоянную работу по формированию индивидуальных портфолио учащихся,
  • экономит время для формирования аттестационной Папки достижений учителя, для годовой методической отчётности школы,
  • наглядно демонстрирует педагогическую деятельность учителя в данном учебном году и является основанием для стимулирующих выплат.

На данный момент “анализ КПД” представлен в электронном формате. Имеет 4 раздела, которые содержат в себе ряд документов. Посмотрите, как выглядит “Электронный анализ качества педагогической деятельности учителя начальных классов МБОУ “Эльдиканская СОШ имени А.А.Константиновой”.

Учитель по своему желанию может вести как единый Word-документ, так и формировать отдельную папку, в которой данные из разделов будут представлены отдельными файлами.

I. Раздел “Предметные результаты”

1. Анализ проведения контрольных работ (диктант) по русскому языку в __(1, 2, 3, 4) классе

Заполняется 1 раз после выполнения итоговой контрольной работы в каждой учебной четверти.

Дата Всего учащихся в классе Выполняли работу“5”/ “4” “3” “2”

1. Большая буква в начале предложения.

2. Знаки препинания в конце предложения Запятые при однор.чл. предл. Пропуски, перестановка, замена букв. Буквы е, ё, ю, я после мяг. Согл. “Ь” - показатель мягкости согл. Разделительные “Ь” и “Ъ” знаки Гласные после шипящих (чу-щу, ча-ща, жи-ши) Большая буква в ФИО, кличках, географ. назв. Написание предлогов со словами Слова с непровер. написаниями (словар.) Парный согласный Проверяемые безуд. гласные корня Непроизносимые согл. Двойные согласные Правила переноса слов Написание приставок Шипящие на конце Сущ Родовые оконч. Прилаг Падежные оконч. Прилаг Падежные окончания Сущ. Личные окончания Глаг. Частица “НЕ” с глаголами 24. Прочие ошибки

Количество учащихся, выполнивших задание выполнивших полностью“5”/ “4” “3” не приступивших к выполнению заданий Задания, вызвавшие трудность

В индивидуальных маршрутах по коррекции знаний нуждаются Тема ФИ ученика Индивидуальные особенности Пути коррекции знаний

2. Анализ проведения контрольных работ по математике в __(1, 2, 3, 4) классе.

Таблица заполняется 1 раз в четверть после выполнения итоговой контрольной работы (входная, за 1, 2, 3, 4 четверть) % качества по каждой четверти и средний %.

Дата Всего учащихся Выполняли работу“5”/ “4” “3” “2” Ф.И. ученика

1. в решении задачи №1 при вычислениях в ходе решения задачи в записи ответа

2. в решении задачи №2 при вычислениях в ходе решения задачи в записи ответа

3. в решении примеров 1-2 ошибки 3-5 ошибок 6 и более ошибок

4. в примерах на вычитание сложение умножение деление порядок выполн. действий

5. при решении уравнений на нахождение слагаемого уменьшаемого вычитаемого множителя делимого делителя

6. в геометрическом задании при нахождении периметра площади длины стороны при вычислении

7. при выполнен.чертежа

8.  в примерах с именован. числами

9. при решении неравенств

10. Ф.И. учащихся, выполнивших верно олимпиадное задание выполнили

В индивидуальных маршрутах по коррекции знаний нуждаются: Тема Ф.И. ученика Индивидуальные особенности Пути коррекции знаний

3. Контроль техники чтения

Таблица заполняется 1 раз после выполнения контрольного среза в каждой учебной четверти. И имеет данные: № ФИ учащегося 1, 2, 3, 4 четверть каждого класса, Особенности чтения, пути повышения качества.

4. Данные о контрольных, итоговых районных или республиканских срезах знаний.

Заполняется после выполнения контрольной работы либо в свободной табличной форме, либо подчиняется п.1 и п.2 данного раздела.

II. Раздел “Деятельность учащихся”

1. Личные достижения учащегося в учебном году (участие в олимпиадах, конкурсах, выставках, соревнованиях и т.д. всех уровней, включая школьный)

1. Таблица заполняется в течение учебного года в любое удобное для педагога время. ФИ ученика Дата Тема Вид Достижение Уровень

2. Сводная таблица с Ф.И.О.

Всех учащихся, принявших участие в… Дата Тема (Инфознайка) Вид Дистанционная олимпиада по информатик Достижение, Уровень

III. Раздел “Деятельность педагога”

1. Информация об учителе для годового методической отчёта:

Заполняется 1 раз по итогам учебного года.

1. Общий, педагогический стаж на сентябрь 201.. г. Категория – _________, дата аттестации – _____________. Курсы повышения квалификации (в данном учебном году) с данными о дате, теме, № удостоверения, месте прохождения и количестве часов.

2. Тема самообразования, результаты по самообразованию

3. Распространение опыта (мастер-класс, педагогические чтения, руководство НПК, публикация, участие в профессиональных конкурсах, Фестивалях типа “Открытый урок”, “Портфолио”, выступление на конференциях, семинарах, участие в работе МО) с данными о дате названии мероприятия, степени участия в нём учителя и его уровне.

4. Проведение мероприятий (учебно-методических по приказу директора, Управления образования; общешкольных воспитательных по плану) с данными о дате названии мероприятия, степени участия в нём учителя и его уровне.

5. Награждение с указанием Дата Вид награды (Грамота, благодарность, сертификат) Точная запись по документу “за что?” Подпись Уровень

IV. Раздел “Методическая копилка”

Данный раздел носит рекомендательный характер. Хотя его заполнение носит добровольный характер, но имеет большое значение для итоговой аттестации.

Во-первых: разделы заполняются в любое удобное для учителя время,

во-вторых: формируются лишь путём копирования тех данных, которые уже были представлены в предыдущих трёх разделах,

в-третьих: подчиняются требованиям формирования аттестационной Папки достижений учителя, заполняя которую своевременно учитель может увидеть успешные стороны своей работы, а также сможет вовремя скорректировать западающие компетентности педагогической деятельности.

V. Памятка для составления плана самообразования учителя.

Циклограмма работы по индивидуальной методической теме учителя начальных классов (Заполняется в начале выбора темы с перспективой в планировании). Фактически представляет собой ведение учителем лично целенаправленной исследовательской работы:

1. Методическая тема школы

2. Индивидуальная тема самообразования. Цель, задачи.

3. Этапы работы в течение года (Открытые уроки, мастер-классы, эксперимент, применение на практике дидактического материала, обучение на курсах повышения квалификации (очных, заочных, дистанционных, выступление на МО, доклад и т.д.).

4. Результаты практической работы (по каждому этапу и в целом): документы и сертификаты о выступлениях, данные мониторинга или независимой проверки.

5. Творческий отчёт по теме самообразования (Презентация на МО, материал для публикации, участие в Фестивале “Открытый урок”, участие в проф конкурсах)

6. Изученная литература по теме (внести данные).

VI. Накопление/ Папки достижения учителя по разделам:

1 раздел. Общие сведения о педагоге (ФИО, Год рождения, Образование, Общий Педагогический стаж Стаж работы в данном учреждении Стаж работы в данной должности, Сведения о повышении квалификации, Дата предыдущей аттестации, категория, Перечень документов с ксерокопиями, Наличие учёных званий, степеней, Перечень наград (грамоты, благодарности, письма, сертификаты), Участие в конкурсах, фестивалях, Другие документы)

2 раздел. Результаты педагогической деятельности. (% качества, % успеваемости, Данные контрольных срезов, участие в олимпиадах, конкурсах соревнованиях (за 5 лет), Результаты промежуточной итоговой аттестации (ЕГЭ, ГИА), наличие медалистов, Поступление в ВУЗЫ по специальности предметника, Итоги проведения независимых мониторингов, Данные о результативности деятельности

3 раздел. Научно-методическая деятельность

Обоснование выбора УМК согласно ФГОС. Обоснование выбора образовательной технологии. Работа в методическом объединении Участие в профессиональных и творческих конкурсах Организация и проведение Проведение научных исследований Разработка авторских пособий и программ

4 раздел. Внеурочная деятельность

Классное руководство Кружковая работа, факультативы, элективные курсы Социальная и общественная работа

5 раздел. Учебно-материальная база

Данные о сертификации учебного кабинета Выписка из учебного паспорта кабинета

6 раздел. Другая деятельность характеризующая педагога

Общественно-политическая, и другая

VII. Творческая страничка. Создание Тематического Буклета.

VIII. Педагогическая копилка. Сбор конспектов уроков, мастер-классов, докладов, выступлений.