Алгоритм создания единого образовательного пространства "Семья и школа" на начальной ступени обучения

Разделы: Администрирование школы


“Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле.
Воспитывает все: люди, вещи, явления,
но прежде всего и больше всего – люди.
Из них на первом месте – родители и педагоги”.
А.С. Макаренко

В период развития Новой школы – школы XXI века в центре внимания, как и прежде, стоит ребёнок. Но без совместной работы семьи и школы невозможно воспитать личность, имеющую свою позицию, умеющую выбирать приоритеты, определять значимость своих поступков, находить собственный смысл в жизни.

Каждый год в школу приходят родители новой формации, которые выросли в другое время и которые требуют иного отношения к себе. Семьи в нашей школе очень разные: 30% неполных семей, 34% малообеспеченных семей. У каждой семьи свои проблемы и трудности. При проведении анкетирования “Стили и методы воспитания в семье”, выяснилось, что 63% родителей считают, что необходимо воспитывать собственного ребенка по своему образу и подобию, хотя отмечают, что ребенок должен многое постигать на собственном опыте, методом проб и ошибок; и только 37% создают все возможные условия для того, чтобы ребенок мог научиться развивать собственную инициативу, способность к анализу событий, учат не только осознавать свои ошибки, но и создают условия для их самостоятельного исправления. 14% семей самоустраняются от воспитания детей, некоторые родители устраняются от выполнения своих прямых обязанностей по воспитанию и обучению детей, перекладывая их на плечи бабушек и дедушек, а чаще на школу. В современных условиях рыночной экономики большинство родителей занято вопросами материального обеспечения семьи, своего ребенка, времени на духовное общение почти не остается. А школа не может ни заменить, ни полностью компенсировать то, что получает ребенок от родителей. Большинство семей испытывают затруднения в вопросах современного воспитания. Культурный уровень многих семей желает быть лучшим.

Первостепенной задачей родителей и школы (учителя) является развитие личности ребёнка.

На её развитие значительное воспитательное влияние оказывает семья. Семья – это первая общественная ступень в жизни человека. Она с раннего детства направляет сознание, волю, чувства ребенка. Под руководством родителей дети приобретают свой первый жизненный опыт, умения и навыки жизни в обществе.

Отсюда задачи школы:

  1. Сделать родителей союзниками, партнёрами в воспитании и развитии личности каждого ребенка.
  2. Оказать помощь семье в воспитании ребенка.
  3. Организовать совместную работу педагогического коллектива и родителей по преодолению трудностей.

Главная из них – сделать родителей своими союзниками, партнёрами в воспитании ребёнка, а это означает взаимное уважение, равенство сторон, доброжелательность и заинтересованность в успешном осуществлении сотрудничества, работать в интересах ребёнка, разделяя ответственность за его образование и развитие.

Решение данной задачи во многом зависит от мастерства педагога, интуиции.

Важно начать эту работу именно в начальной школе, начало обучения в школе – трудный период развития ребенка. В ходе обучения в начальной школе ребенок овладевает новой деятельностью, изменяется как на уровне организма, так и на уровне личности. Это сложный период не только для самого ребенка, но и для окружающих его людей, особенно взрослых.

С чего начать создавать сплоченный союз родителей и педагогов, деятельность которого направлена на развитие младшего школьника? Каков должен быть алгоритм действий учителя?

1 шаг. Изучение семьи. Можно сказать кратко: чтобы помогать, надо знать: состав семьи, педагогический стиль общения, педагогическую культуру, проблемы в воспитании, социальное положение семьи, условия проживания ребенка и уровень подготовленности самого ребенка к школе. Педагоги получают эти данные через анкеты, опросники, психологические тренинги, занятия – практикумы.

В нашей школе подобную диагностику мы начинаем проводить с родителями дошколят, т.к. у нас реализуется программа по подготовке дошкольников к школе “Малышок”, приходят туда дошколята, которые собираются обучаться в нашей школе, из них формируется класс и определяется педагог, который и занимается с ними. Педагоги тесно знакомятся с родителями будущих школьников еще до школы. Учитель начальных классов привязывается к каждому ребенку. Поэтому и старается приблизить семью к школе. Установление тесного контакта со всеми родителями позволяет правильно оценить характер влияния семьи на личность ребенка, выявить тенденции развития личности, обусловленные этим влиянием, определить положительные и слабые стороны семейного воспитания, найти формы и методы индивидуальной помощи каждой семье.

Для родителей дошколят организована школа “Молодой родитель”, разработаны памятки “Что должен уметь, знать первоклассник”, “Памятка для родителей дошколят”. Такие памятки помогают родителям своевременно сориентироваться в новой для них роли – родителя школьника, упорядочивают некоторые организационные вопросы, сосредоточивают их внимание на первостепенном.

2 шаг. Взаимоуважение. Любить и уважать родителей такими, какие они есть. Учитель может завоевывать любовь прежде всего добросовестной работой, чутким отношением к учащимся. Без этого нельзя рассчитывать на сотрудничество. В августе прошлого года педагогами школы выработан Кодекс педагога, учителями начальных классов на заседании МО были разработаны рекомендации по организации и проведению бесед с родителями, придерживаясь их, педагоги могут получить желаемые результаты в воспитании ребенка и уважение со стороны родителей. На первом родительском собрании класса учителя знакомят родителей с Кодексом для родителей и Уставом школы.

3 шаг. Создание команды единомышленников. Не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству с ним и проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка. Учителю необходимы терпение и целенаправленный поиск путей решения этой проблемы. Следует начинать работу и взаимодействие с теми, кто желает участвовать в жизни класса, поддерживает педагогов, даже если таких родителей будет меньшинство.

Взаимопонимание педагогов и родителей, их взаимное доверие возможны, если педагог в работе не поучает, а советует, размышляет вместе с ними, договаривается о совместных действиях; тактично подводит их к пониманию необходимости приобрести педагогические знания; если при общении с родителями чаще звучат фразы: “А как Вы думаете?”, “Давайте вместе решим, как быть”, “Хочется услышать Ваше мнение”. Такое взаимодействие, общение педагога с родителями показывает, что педагог нуждается в помощи родителей, в объединении усилий, что родители – его союзники, и он не может обойтись без их активного участия в учебно-воспитательном процессе.

Постепенно, тактично учитель вовлекает остальных родителей, опираясь на родителей-единомышленников, учитывая интересы каждого ребенка и его семьи.

4 шаг. Открытость. На первом родительском собрании учителя знакомят родителей с планом работы школы и дополняют его делами класса, которые способствуют решению задач конкретного класса. Каждый родитель знает содержание работы на год, что повышает ответственность прежде всего классного руководителя, а также учащихся и родителей. В ходе работы еще раз убеждаешься в том, что если родители знают план, содержание учебно-воспитательного процесса в классе, то повышается их интерес, активность, они стараются чем-то помочь, поддержать, появляется забота о делах класса.

5 шаг. Просвещение родителей Родительские собрания не должны сводится к обсуждению результатов успеваемости и поведения учащихся, решению хозяйственных вопросов. У наших родителей много проблем и вопросов, и мы помогаем им своими профессиональными знаниями. Мною обобщен опыт коллег и выделены следующие рекомендации по проведению родительских собраний:

  1. Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей.
  2. Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей.
  3. Собрание носит как теоретический, так и практический характер: анализ ситуаций, тренинги, дискуссии и т.д.
  4. Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей учащихся.
  5. К родительскому собранию нужно добросовестно готовиться.
  6. Если технические возможности позволяют, то можно использовать презентации, видеофильмы при проведении родительских собраний.
  7. Заканчивать любое родительское собрание показом через мультимедиа проектор фотографии, которые были сделаны на всех прошедших мероприятиях. Такой своеобразный отчет о проделанной работе необходим, чтобы родители увидели заинтересованность педагога в разностороннем развитии их детей.

Некоторые педагоги организуют дополнительное педагогическое общение, используя “письмо родителю” – это вдвое сложенный лист, который не только несет родителям важную для них информацию, но и стимулирует к обсуждению различных вопросов, что делает содержание собрания более насыщенным. На внутренней его стороне делаются записи, даются советы, ставятся вопросы, которые имеют отношение только к данному ученику и его семье. Например: “Обратите внимание на увлечение Вани пением. Может быть, проконсультироваться по этому вопросу со специалистом?”; “Аня стала заметно внимательнее, усерднее, но по-прежнему обращайте больше внимания на занятия математикой”; “Андрей последнее время рассеян, утомляется к концу занятий. Останьтесь, пожалуйста, после собрания, мне хочется поговорить с вами об этом”; “Похвалите дома Ренату, она очень ответственно выполняет общественные поручения. Но в портфеле у нее не всегда все в порядке. Обратите на это внимание”; “Приглашаем вас на консультацию по вопросам закаливания детей в семье. Она состоится в ближайшую субботу в 14. 00” и т.д.

5 шаг. Переписка с родителями Многие родители не всегда могут прийти на родительские собрания. Не потому, что им не нужно, а в силу своей занятости по работе или сложившихся обстоятельств. Для таких случаев используется сайт школы. На школьном сайте осуществляется виртуальный всеобуч для родителей, это удобно и экономит время: раздел “ФГОС”, “Педагогический всеобуч”.

В нашей школе для информирования родителей, у которых есть доступ к Интернету, педагоги используют электронную почту и ведут электронный дневник, куда выставляют текущие оценки и пишут рекомендации для ученика и родителей, личные сообщения.

Переписка с родителями также осуществляется в письменной форме по электронной почте, откуда родитель получает информацию об успехах своего ребенка, о предстоящей совместной деятельности в школе, педагоги родителей поздравляют с праздниками, дают советы по воспитанию детей. Главное условие переписки – доброжелательный тон, радость общения. Родители с педагогами и администрацией школы имеют возможность общаться через сайт школа в разделе “Обратная связь”.

7 шаг. Организация консультаций для родителей учеников в школе – одно из самых актуальных и востребованных на сегодняшний день направлений сотрудничества школы и семьи. Большая часть родителей, которые не находят времени для систематического самообразования, обычно обращаются в школу за разовыми консультациями, как правило, в экстренных случаях: неуспеваемость ребенка, плохое поведение, конфликты с учителем.

8 шаг. Психологическая мастерская для детей и родителей – особая форма взаимодействия между участниками воспитательно-образовательного процесса, предполагающая взаимный обмен опытом, знаниями по проблемам развития и воспитания детей, способствующая углублению понимания и изменению некоторых жизненных представлений участников.

Основная задача психологической мастерской – способствовать гармонизации детско-родительских взаимоотношений. Психологическое воздействие направлено на:

  • изменение неадекватных родительских позиций;
  • расширение осознанности мотивов воспитания;
  • выбор оптимального стиля воспитания;
  • оптимизацию форм родительского воздействия в процессе воспитания;
  • профилактику школьных трудностей.

9 шаг. Участие всех: родителей и детей в делах класса. Педагогу необходимо заручиться поддержкой родителей по вопросу участия во всех классных делах абсолютно всех учеников класса. Именно это воспитывает в детях социальную активность, умение отвечать друг за друга, поддерживать друг друга и другие качества, которые можно воспитать только в коллективе. Родителям нужно помнить, что если детям необходима помощь в организации, то помогать обязательно, не ссылаясь на занятость, в том числе, если речь заходит о личном присутствии в школе. Причем делать это не ради участия, а делать так, чтобы можно было гордиться своими результатами. Следовать принципу “Если что-то делаешь – старайся делать хорошо, плохо и само получится!”.

Педагогам школы удается сделать родителей первыми помощниками во всех делах класса, в реализации городской программы “С любовью к городу”. Сами родители – активные участники классных часов, семейных праздников, экскурсий. Они принимают самое активное участие в подготовке своих детей к конкурсам, соревнованиям. Родители готовят сценки, разучивают песни, готовят сюрпризы для детей и друг для друга. Праздники и подготовка к ним дают много возможностей для общения детей и родителей, учителей. В это время выявляются способности всех участников дел класса, их привязанности. Это позволяет лучше узнать родителям своих детей, открыть для себя еще не известные стороны их интересов, увлечений, таланта.

Во многом такие мероприятия, решают еще одну большую нравственную проблему. Эта проблема заключается в учебном соперничестве. Зачастую такое соперничество поощряется семьей, что приводит к конфликтным ситуациям между детьми, а так же между детьми и родителями. Творческие дела, совместная подготовка к школьным делам, совместные поездки, совместный труд позволяют детям наиболее полно проявить свои разнообразные способности, которые могут очень сильно отличаться от учебных. Кроме того, даже не систематические, а единичные коллективные дела класса, проводимые совместно с родителями, имеют огромный воспитательный эффект. Возможно, например, проведение вечера-встречи “Мир увлечений нашей семьи”, на котором демонстрируются поделки, сувениры – все то, чем семья увлекается в свободное время.

Каждое организованное дело, проводимое родителями, каждая встреча их с детьми требуют определенного минимума педагогических знаний, умений. Вот здесь то и нужна поддержка, доброжелательность классного руководителя. Перед каждым новым делом, проводимым родителями, педагоги организуют консультации, составляется план проведения дела, распределяются обязанности, что является одним из важных условий слаженности и взаимопонимания в совместной деятельности.

Тщательно подготовленное, интересное, значимое общее дело может совершить переворот в сознании пап и мам, раскрыть в них огромный воспитательный потенциал и желание помочь своему ребенку стать счастливее; поднять авторитет школы. Непринужденная праздничная атмосфера, душевность, доброжелательность, юмор, желание поделиться эмоциями приводит к тому, что родители достаточно откровенно говорят о своих проблемах с учителем.

10 шаг. Привлечение родителей к созданию портфолио, где ребенок совместно с ними представляет подборку работ, которые демонстрируют усилия, динамику достижений в различных областях: в учебной деятельности, творческой, социальной, коммуникативной, физкультурно-оздоровительной, трудовой деятельности, протекающей как в рамках повседневной школьной практики, так и за её пределами.

Выше перечисленные шаги – действия учителя дают возможность родителям быть активными участниками воспитательно– образовательного процесса в школе, не терять интерес к воспитанию своего ребёнка, расширять и пополнять знания о нём.

Для школы – это решение вопросов и нравственного воспитания, и проблем развития успешной личности младшего школьника.

Литература

  1. Перекатьева, О.В., Подгорная, С.Н. Современная работа с родителями в начальной школе / О. В. Перекатьева, С.Н. Подгорная. – Ростов-на-Дону: “МарТ”, 2004 г. – 142 с.
  2. Петровский, В.А.,. Виноградова, А.М., Кларина, Л.М. Учимся общаться с ребенком / В.А Петровский, А.М. Виноградова, Л.М. Кларина. – М.: Просвещение, 2003 – 43 с.
  3. Сотникова, Г.И. Делимся опытом работы с родителями / Г.И. Сотникова// Начальная школа. -2004.– № 5 с. 69.
  4. Спицын, Н.П. Учитель – родители: правила общения / Н. П. Спицын // Начальная школа. -2003. – №10. с. 66-72.
  5. Программа духовно– нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования /Кемерово, МБОУ “СОШ № 40”, 2010.
  6. Урбанская, О.Н. Работа с родителями младших школьников: пособие для учителя / О.Н. Урбанская. – М.: Просвещение, 2006. – С. 4-18.
  7. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / – М., Просвещение, 2010. – с. 45.
  8. Федеральный закон “Об образовании” / http://1sentyabrya.ru/zknd/obra/