Познавательно-игровая программа "В мире профессий". 8‒9-й класс

Разделы: Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (9 МБ)


Цель: выявление интересов, проверка возможностей учащихся на основе познавательно-игровой программы составить представление о характере профессионального труда людей.

Задачи:

  • Познакомить учащихся с историей возникновения профессии, классификацией типов профессий.
  • Развивать внимание, креативное мышление, умение сравнивать, анализировать.
  • Воспитывать умение работать в команде.

Форма проведения: познавательно-игровая программа

Возраст учащихся: 14-15 лет

Оформление зала: в зале полукругом расставлены столики и стулья. Слева от сцены расположен экран.

Оборудование: ручки, маркеры, альбомные листы, ватман, карточки с творческим заданием.

Музыкальное оформление: отрывки из песен

  • "Бродячие артисты" (музыка и слова Л. Варданян),
  • "Морячка" (музыка и слова О. Газманов),
  • "Наши учителя" (музыка Ю. Чичков, слова К. Ибряев),
  • "Первым делом – самолеты" (музыка В. Соловьев-Седой, слова С. Фогельсон),
  • "Песня шофера" (музыка и слова О. Анофриев),
  • "Строительная мистерия"   (музыка и слова Г. Виноградов),
  • "Спят курганы тёмные" (музыка Н. Богословский, слова Б. Ласкин).

Техническое оформление: ноутбук, слайд проектор, экран, презентация слайдов, видеокамера, музыкальная и световая  аппаратура.

Действующие лица: Ведущая – Макарюк Р.Ф., педагог-организатор МБОУ ДОД  ЦРТДЮ г. Киселёвска.  Участники познавательно-игровой программы – учащиеся 8 "Б" класса МБОУ «ООШ № 3».

Сценарный ход

(Слайд 1)

Ведущая: Здравствуйте, дорогие ребята! Я рада приветствовать вас на познавательно-игровой программе "В мире профессий"!
Несмотря на то, что вы учитесь только в 8 классе, вы наверняка уже задавались вопросом выбора профессии. И хотя некоторым из вас может быть кажется, что 11 класс и ЕГЭ где там, за горизонтом, поверьте, время пролетит незаметно и вам нужно будет по окончании школы подать документы в нужное для вас высшее учебное заведение (Слайд 2).
А чтобы понять куда же лучше поступать, необходимо определить какая же профессия вам по душе. И я надеюсь, что наши познавательные программы, которые будут проходить раз в месяц, не только познакомят вас с современными видами трудовой деятельности, но и помогут в профессиональном самоопределении. Я думаю вы согласитесь с тем, что профессия должна приносить удовольствие и обеспечивать максимальную  реализацию возможностей (Слайд 3).   
Ведь как сказал автор афоризмов и цитат профессор Илья Нисонович Шевелёв: "Если профессия становится образом жизни, то ремесло превращается в искусство".
Ну, а сейчас немного из истории возникновения профессии. Как вы считаете, когда же появились первые профессии?  (Слайд 4)   

Ответы ребят

Ведущая: Спасибо за ответы. А сейчас, внимание на экран. (Слайд 5)   
Первые профессии начали появляться ещё в доцивилизационную эпоху, когда человек начал создавать оседлые поселения, заниматься сельским хозяйством, овладел гончарным и кузнечным делом. (Слайд 5) 
С появлением централизованного государства начался новый виток развития профессионального деления людей. Правителям требовались воины для охраны своих владений и управляющие этими владениями. Так начали формироваться военные и управленческие профессии. Человечество основательно встало на путь профессионального разделения труда.  (Слайд 7)
С началом индустриализации появилось множество новых профессий, связанных с разработкой и обслуживанием машин: инженеры, рабочие на заводах, машинисты и т. п. Из-за возросших потребностей цивилизации в новых видах и больших количествах ресурсов также расширились списки добывающих профессий: появились шахтёры, нефтяники и др. (Слайд 8)
С развитием автоматизации потребность в тяжёлом ручном труде начала падать. Сократилось рабочее время. Вместо 14-16 часов в сутки люди могут работать по 9 часов. Естественно, появилось больше свободного времени, которое люди начали тратить на потребление информации, поэтому в ответ на спрос появилось предложение — начали развиваться средства массовой информации: телевидение, радио, а в конце XX века — и интернет. С развитием массовой компьютеризации возник целый пласт профессий информационных работников, чья деятельность связана с переработкой и производством информации. Таким образом, большое значение в профессиональном развитии теперь имеют не механические навыки, как в предыдущую, индустриальную эпоху, а знания и творческое мышление. (Слайд 9)
А сейчас, после небольшого  исторического экскурса мне хочется узнать ваше мнение, ребята, о том, что несёт в себе профессия и что она значит для человека.

Ответы ребят.

(Слайд 10)

Ведущая: А теперь, я предлагаю вам поучаствовать в конкурсе на знание профессий. Итак, кто больше всех назовёт профессий, тот и победил. По итогам всех наших творческих заданий, мы отметим самых активных участников нашей программы.

Конкурс "Калейдоскоп профессий"

Ведущая: Спасибо, вы назвали много профессий. Ребята, а как вы считаете, можно ли классифицировать профессии по разным признакам?

Ответы ребят

(Слайд 11)

Ведущая: Наиболее известной системой классификации профессий является система Евгения Александровича Климова. В ней все профессий делятся на типы, классы, отделы и группы. (Слайд 12) Итак, внимание на экран. В соответствии с объектом  труда выделяются 5 типов профессий:

 1. «Человек –  живая природа» (П)
Представители этого типа имеют дело с растительными и животными организмами, микроорганизмами и условиями их существования.

2. «Человек – техника» (Т)
Работники имеют дело с техническими объектами труда. 

3. «Человек – человек» (Ч)
Предметом интереса, распознавания, обслуживания, преобразования здесь являются социальные системы, сообщества, группы населения, люди разного возраста. 

4. «Человек – знаковая система» (З)
Естественные и искусственные языки, условные знаки, символы, цифры, формулы – вот предметные миры, которые занимают представителей профессий этого типа. 

5. «Человек – художественный образ» (Х)
Явления, факты художественного отображения действительности – это именно то, что занимает представителей 5 типа профессий. (Слайд 13)

Все типы профессий разделяют по признаку целей на три класса:

1. Гностические (распознать, определить) специальности (Г)
2. Преобразующие  (обработать, обслужить) специальности (Пр)
3. Изыскательские (Изобрести, придумать) специальности (И)

В качестве примера вам представлена на экране таблица.  (Слайд 14)
По признаку основных средств труда  в каждом классе выделяются четыре отдела: (Слайд 15)

1. Профессии ручного труда  (Р)
2. Профессии машинно-ручного труда (М)
3. Профессии, связанные с применением автоматизированных и автоматических систем  (А)
4. Профессии, связанные с преобладанием функциональных средств труда (Ф). (Слайд 16)

По условиям труда профессии можно разделить на четыре группы:

1. Работа в условиях микроклимата, близких к бытовым, "комнатным" (б)
2. Работа, связанная с пребыванием на открытом воздухе в любую погоду (о)
3. Работа в необычных условиях на высоте, под водой, под землей, при повышенных и пониженных температурах и т.п. (н)
4. Работа в условиях повышенной моральной ответственности за жизнь, здоровье людей, большие материальные ценности (м).  (Слайд 17)

Ведущая: Ребята, зная принцип классификации профессий, можно составить формулу любой профессии, используя буквенные обозначения типов, классов, отделов и групп. На экране вы видите формулу профессии СТАЛЕВАР.
Я предлагаю разделиться на две команды и поучаствовать в конкурсе.  Каждой команде будут даны карточки с классификацией профессий. Первой команде нужно будет составить формулу профессии ПСИХОЛОГ, второй – ШАХТЁР. Посмотрим, какая команда быстрее справится с заданием.

Конкурс "Формула профессии"

Формула профессии ПСИХОЛОГ Формула профессии ШАХТЁР

Ч : Пр : Ф : б

Т : Пр : М : н

(Слайд 18)

Ведущая: Ребята, мы с вами уже выяснили, что профессии делятся на пять типов. И сейчас я хочу предложить командам поучаствовать в творческом конкурсе, который так и называется "Типы профессий". У каждой команды на столике лежат ватман и маркеры. Выберите любой тип профессий, нарисуйте каким вы его видите и подготовьте презентацию своего эскиза.

Конкурс "Типы профессий". Выступление ребят.

(Слайд 19)

Ведущая: О профессиях можно не только говорить, но и петь! И следующий конкурс будет именно песенным. Ребята, для каждой команды прозвучать отрывки из песен. Вам необходимо  назвать профессию, о которой поётся в песне.

Муз. тр. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7

Отрывок из песни "Бродячие артисты"

Никогда не расстаются
С нами музыка и смех.
Если зрители смеются
Значит празднуем успех.    Ответ: артисты

Отрывок из песни "Морячка"

Долго дома мне нельзя – сердце просится в моря,
Посмотреть, как в океане начинается заря.   Ответ: моряк

Отрывок из песни  "Первым делом – самолеты"

Мы друзья, перелётные птицы
Только быт наш одним не хорош,
На земле не успели жениться
А на небе жены не найдёшь...   Ответ: пилоты

Отрывок из песни "Спят курганы тёмные"

Девушки пригожие тихой песней встретили,
И в забой отправился парень молодой.   Ответ: шахтёр

Отрывок, "Песня шофера"

Пусть пропахли руки дождем и бензином
Пусть посеребрила виски седина,
Радостно встречать тебя с маленьким сыном
Выйдет к перекрестку любовь и жена.  Ответ: водитель

Отрывок из песни  "Наши учителя"

Не за горами и лесами
Живут волшебники сейчас.
Они приходят в школу с нами –
Вернее – чуть пораньше нас.   Ответ: учитель

Отрывок из песни "Строительная мистерия"

Мы от низа до карниза
Поднимаем города.   Ответ: строитель

(Слайд 20)

Ведущая: Дорогие ребята, спасибо вам за участие в нашей программе. Надеюсь, вы для себя сегодня узнали что-то новое.  А сейчас я хочу отметить самых активных и творческих участников. Начинаем церемонию награждения!

Вручение грамот самым активным участникам программы.

Интернет-ресурсы:

  1. Высказывания великих и успешных людей о профессиях [Электронный ресурс]  //   http://constructorus.ru/aforizmy/vyskazyvaniya-velikix-i-uspeshnyx-lyudej-o-professiyax.html
  2. Классификация профессий [Электронный ресурс]  //   http://www.no-stress.ru/Uchebniki/PsyLabor/klas-prof.html
  3. Классификация типов профессий Е.А. Климова [Электронный ресурс]  // http://brainmod.ru/tests/klimovs-types/
  4. Профессия [Электронный ресурс]  // http://ru.wikipedia.org/wiki/%CF%F0%EE%F4%E5% F1%F1%E8%FF