Активизация мыслительной деятельности учащихся как результат систематического применения логических задач на различных этапах урока математики

Разделы: Математика


В числе приоритетных задач, стоящих перед современной системой образования, особую значимость приобрела задача развития креативного творческого мышления ученика, приобщение его к достижениям информационного общества и формирование умения самостоятельно конструировать собственные знания.

При кажущемся обилии научного материала по этой тематике, приходится признать, что конкретного фактического материала, позволяющего строить обучение учащихся с учетом особенностей логического мышления, нет. Нет ни одного методического пособия, в котором были бы собраны и обобщены приемы и средства развития логического мышления учащихся на уроках математики. Поэтому возникла необходимость разработки дидактического материала, способствующего совершенствованию учебных занятий и внеклассных мероприятий по математике, в целях формирования креативного творческого мышления через решение логических задач.

Рассмотрим способы активизации мыслительной деятельности учащихся для развития творческих способностей учащихся как результат систематического применения логических задач на различных этапах урока математики. В своей работе для активизации мыслительной деятельности учащихся использую: логические задачи, представленные в различных видах – анаграммы, вербальные и символико-графические тесты, комбинированные задачи, таблицы, схемы, графы; разнообразный дидактический материал; проекты математического содержания.

Мой опыт работы в школе доказывает, что глубокие, прочные и главное, осознанные знания могут получить все учащиеся, если развивать у них не столько память, сколько логическое мышление. Проблема умственного развития учащихся является одной из важных в школьном образовании.

С целью активизации образовательного процесса мною применяется развивающее обучение, в состав которого входит модульное, проблемное обучение, а так же обучение на основе знаковых моделей (опорных конспектов). Развивающее обучение признает ведущую роль теоретических знаний. Это предполагает значительно более четкую, чем при традиционной системе, структуризацию содержания учебного предмета, системность и целостность его построения с соблюдением принципа доступности в обучении.

Если использовать на уроках логические задачи, требующие известной доли независимости мышления, оригинальности и изобретательности, то тем самым возможно развить логическое мышление, заинтересовать учащихся математикой, привести к “открытию” математических фактов.

Решая логические задачи на различных этапах урока, развивается логическое мышление учащихся. Под логическими задачами подразумеваются специально составленные задания, в основу которых легли идеи известного английского психолога Г. Айзенка, рассчитанные на учащихся разного уровня обученности. Какой бы метод обучения не избрал педагог, успех в конечном итоге зависит от успешного протекания мыслительного процесса.

В своей работе ориентируюсь на творческий подход к процессу математики, личностно-ориентированный подход к учащимся, дифференцированность заданий, а так же оптимальное сочетание контроля с самоконтролем учащихся. Моделирую уроки математики с систематическим использованием логических задач, с последующим диагностированием развития мыслительной деятельности учащихся.

Рассмотрим этапы урока, на которых можно использовать логические задачи. Этап мотивации – решение логических задач, используемых для осуществления связи математики с языковым развитием учащихся; этап постановки учебной задачи – решение логических задач, используемых в процессе введения новых математических понятий; этап изучения нового материала – решение логических задач, используемых в процессе введения новых математических понятий и усвоения математической терминологии; этап закрепления знаний – решение логических задач, используемых для формирования умения и навыков применение теоретического материала для решения задач.

Принятые методические подходы направлены: на целенаправленное обучение математическому языку; на усиление внимания к мотивационной стороне обучения; на развитие мыслительных операций: анализа и синтеза, сравнения, аналогий, обобщения, классификации и т.д. в процессе обучения; на развитие наглядно-образного мышления в процессе введения новых математических понятий, в организации усвоения математической терминологии, закрепления полученных знаний; на развитие умений применять полученные знания в реальной жизни; на усиление внимания к практико-ориентированному знанию, опору на здравый смысл и интуицию.

Создаются благоприятные и эффективные условия для развития познавательной активности детей, повышения их интеллектуального и творческого потенциала, расширения математического кругозора, в приобретении учащимися знаний в процессе активной мыслительной деятельности в условиях проблемной ситуации. Осуществляя целенаправленное обучение школьников решению задач, надо учить их наблюдать, пользоваться аналогией, индукцией, сравнениями и делать соответствующие выводы. Планировать работу с учетом индивидуальных особенностей школьника, дифференциации познавательных процессов у каждого из них, использование заданий различного типа.

Главное условие успешности моей работы заключается в систематическом применении логических задач на уроках математики, что позволяет экономить время на их решение, стимулирует мыслительную активность учащихся, а урок от этого становится более интересным.