Различные типы заданий для уроков литературы «М.Ю. Лермонтов "Песня про купца Калашникова"»

Разделы: Литература


М.Ю.Лермонтов “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова”.

Концепция изучения произведения.

Первой опубликованной поэмой М.Ю. Лермонтова стала “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова (1837, напечатана в 1838 г.) Русское Средневековье представляло для поэта неистощимый кладезь героики, возвышенных образов, самобытных характеров. По меткому замечанию В.Г. Белинского, Лермонтов предпочитал прошлое настоящему. Но и в современной поэту действительности были те, кто “жадною толпой стояли у трона”, были и “невольники чести”. Поэтому конфликт чести и бесчестия, независимой гордой личности и “лукавого рабства” не утратил своей остроты. Эти понятия являются вневременным мерилом нравственности человека.

Диагностические цели.

1. Ученики на уроках освоят следующие теоретические понятия:романтизм, романтический герой, пейзаж, сюжет, система образов персонажей, особенности жанра поэмы, использование поэтики фольклора.
2. Ученики узнают о творчестве М.Ю. Лермонтова, о романтической позиции автора, о его понимании вопроса чести и бесчестия, которые являются мерилом поступков и нравственности героев; о готовности бесстрашного человека бороться за вечные ценности, за неприкосновенность священных понятий: дом, семья, родной очаг.
3. Ученики будут продолжать учиться анализировать композицию и образы персонажей, обнаруживать связи между пейзажем и внутренним состоянием человека, определять характер персонажа по его поступкам, по отношению к другим людям, соотносить точки зрения персонажей, видеть авторское отношение к героям, проявляемое косвенно через сказителей-гусляров.

4. В результате ученики смогут ответить на следующие вопросы:

  • почему Лермонтов, живший и творивший в ХIХ веке, обращается к историческому прошлому ХVI в.
  • какой предстает в поэме эпоха правления Ивана Грозного?
  • почему конфликт Калашникова и Кирибеевича можно назвать вневременным?
  • почему Лермонтов дал своему произведению такое жанровое определение, как “песня”?
  • какие стилистические средства выразительности позволили Лермонтову выдавать свое произведение за песню гусляров?

5. Ребята смогут выразительно прочитать отрывки поэмы и инсценировать отдельные эпизоды.

6. Ребята подберут музыкальные темы, соответствующие образам “Песни…”

7. Ребята смогут написать отзыв об одной из иллюстраций к “Песне...” и высказать своё мнение о том, почему поэму Лермонтова иллюстрировали многие художники, писавшие о прошлом (В.И. Суриков, И.М. Васнецов, И.Я.Билибин).

8. Ребята смогут написать сочинение-рассуждение на одну из тем: “Кто в “Песне...” является настоящим героем и почему?”, “Что привлекает и что отталкивает в Кирибеевиче?”, “За что гусляры прославляют купца Калашникова?”

Обоснование распределения материала по урокам.

Читая и анализируя “Песню...”, мы сможем раскрыть связь художественной литературы с фольклором, которая отразилась в народной оценке поступков, в форме произведения, в художественных приёмах. В центре внимания будут социокультурные проблемы, реализуемые на историческом материале ХVI века: границы самодержавной власти, взаимоотношение власти и народа, сущность и своеобразие национального характера, этическая сущность конфликта между героями произведения. Это и определяет учебную задачу, которая будет мотивировать изучение произведения и диктовать логику уроков, приёмы работы с текстом и виды деятельности учеников. Построим систему уроков на основе проблемной учебной задачи и в качестве проблемного вопроса выберем следующий: что представляют собою герои “Песни...” и почему такой драматичной оказывается их судьба?

Урок № 1. М.Ю. Лермонтов “М.Ю. “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова”. Историческая основа, фольклорная традиция. Сюжетная организация.

Урок № 2. Русский уклад жизни и национальный русский характер в поэме.

Урок № 3. Бой на Москве-реке: честь против бесчестия. Человеческое достоинство против произвола и деспотизма. Позиция автора.

Проект урока № 2.

Форма урока – эвристическая беседа.

В центре внимания образ Москвы. В произведении мы видим, с одной стороны, “царскую” Москву с индивидуалистической психологией, с другой – “купеческую”, патриархальную с уважением к традициям, любовью в сердце, с Богом в душе.

Наша задача осознать, что объединяет царя Ивана Грозного и его опричника Кирибеевича, что отличает их от мира Калашникова и его жены; какие качества ценит в людях автор и какими способами Лермонтов выражает свою позицию.

Исходя из общих целей системы, формулируем диагностические цели урока.

После урока ученики смогут:

1) объяснить, в чём состоят конфликты между Грозным и Кирибеевичем; Кирибеевичем и Калашниковым;
2) объяснить, в чём состоит роль детали в портретной, речевой характеристике;
3) объяснить, в чём состоит роль городского пейзажа;
4) определить авторское отношение к персонажам;
5) в выразительном чтении передать чувства героев и отношение к ним автора, выраженное опосредованно через гусляров-сказителей.

Предложим ученикам решить две взаимосвязанные проблемы:

1) “Чего и почему не прощает царь своим подданным?”;
2) “Можно ли утверждать, что Калашников и его Алёна Дмитриевна – истинные носители христианской морали и нравственности?”

Вторая задача будет предъявлена после решения первой.

Выберем эпизоды, которые помогут учащимся понять характер Ивана Грозного, его систему ценностей. (1 глава “Песни...”).

Для решения второй проблемы будем анализировать 2 главу.

Поставив перед ребятами первую учебную задачу, начнём искать её решение и предложим назвать те эпизоды, которые помогут разобраться в конфликте.

Теперь обдумываем приёмы работы, т.е. вопросы и задания, определяем выводы, к которым приведём ребят в ходе анализа каждого эпизода

Обращаясь к эпизоду 1 главы, будем искать ответ на вопрос о том, в чем состоит конфликт между царём и его подданными. Просим перечитать начало первой части “Песни...” до слов: “...И семьёю ты вскормлен Малютиной!..” и ответить на вопрос “О каком времени рассказывают события этой поэмы? Как мы о этом узнаём?”

Мы видим, что в этом фрагменте текста Москва – престольный град, царское место, центр Руси. Царь подозрителен – он зорко наблюдает за опричниками, он распоряжается, повелевает. Власть его безгранична: в любой момент опричники готовы исполнить волю царя. Он может и казнить, и миловать по своему усмотрению. Царь любит своих опричников, готов баловать их дорогими подарками. Можем ли мы сказать, что Кирибеевич был исторической личностью? Найдём вместе с учащимися в тексте 1 части детали в описании костюма Кирибеевича. Попросим одного из учащихся прочитать выразительно, выделяя интонацией эти детали. Какова художественная особенность портрета молодого опричника? Ученики отметят обобщенность,типичность изображения героя (“шапка соболиная, парчовый кафтан, сабля закалённая”). Проследим по тексту, в каком настроении находится Кирибеевич на пиру у царя (грустная задумчивость). Как поют о нём гусляры? Ребята отмечают, что о нём рассказывают как “о добром молодце” из сказки: Удалой боец, молодой боец, плечи богатырские, сердце жаркое. Поиски сравнений, относящихся к нему, создают представление о поэтическом образе. Рассказ же Кирибеевича о причине грустного настроения вызывает двойственное отношение к этому персонажу. С одной стороны,в его речах бахвальство,самолюбование, с другой – тоска по безответной любви. Последние четыре строки его речи в первой части “Песни...” (“Мои очи слёзные коршун выклюет,// Мои кости сирые дождик вымоет,// И без похорон горемычный прах// На четыре стороны развеется!..”) вызывают сострадание. Однако он привык быть первым, ему всё легко даётся, ему “ничего не заказано”, а поэтому появляется спесь, высокомерие,нежелание считаться с другими, своеволие.

Обратим внимание ребят на то, что в вопросах царя не открыто, но уже намечается будущий социальный конфликт “Песни...” (противоборство опричнины и купечества) и позиция царя в этом конфликте, которая проявилась в иронической интонации царя по отношению к Кирибеевичу. Речь царя состоит из ряда вопросительных предложений. Спросим у учеников, с какой интонацией, на их взгляд, должны прозвучать эти вопросы из уст царя и какова интонация ответа опричника? Попросим учеников выразительно прочитать диалог, а остальных оценить точность интонационного рисунка. Ответ Кирибеевича представляет собой зеркальное отражение выдвигаемых Иваном Грозным опасений. Отметим особый задор речи опричника (кроме последних двух строк). Поразмышляем о характере любимца царя на основании его высказываний.

Рассматривание репродукций В.М. Васнецова и И.Я. Билибина – это созерцательный вид деятельности, оно требует внутренней сосредоточенности. Такое переключение с одного вида на другой вносит необходимую разрядку и разнообразие в урок. Здесь предполагается свободный обмен впечатлениями и мнениями. Теперь, опираясь на разные стороны восприятия, ребята легко сделают вывод. Итак, первый вывод: царь на стороне опричников, потому что это его опора. Царь и его опричники – хозяева города. Пир у царя – традиционная форма русской придворной жизни. Описание внешнего вида царя, размещение присутствующих на трапезе, обращение государя к гостям и объяснение Кирибеевича с царём воспроизводят принятые при дворе нормы жизни и национальные обычаи (гостеприимство, щедрость, заботу о младшем, уважение к старшему, искренность, правдивость и т.д.) Кирибеевич выступает разрушителем сложившихся норм поведения. Этим он привлекает внимание царя. Кирибеевич нарушает нравственные законы дважды: он преследует замужнюю женщину и не говорит царю “правды истинной”. Спросим учеников: “Кому принадлежит последняя реплика в этой части. Как называют гусляры Кирибеевича? Почему?”

Однако сам Иван Грозный является главным разрушителем основ национальной жизни. Прочность устоев русской жизни основывалась на обязательных для всех сословий и даже царя обычаев и традиционных форм жизни. Прочность же устоев коренилась на исполнении христианских заповедей. Добавим, обратившись к самому началу главы, где используются традиционнные для устного народного творчества обороты речи с отрицанием. Таким приёмом Лермонтов выражает своё осторожное тревожное отношение к царю и его окружению.

Вторая часть “Песни...” начинается с описания Москвы купеческой. Используя прием словесного рисования, по отдельным приметам мы можем представить облик средневековой Москвы. Спросим учеников: “Каким предстаёт в поэме молодой купец Калашников?” Калашников умело торгует, он добрый хозяин: всё у него на учёте, всё на своём месте. Так в поэму входит тема устоявшегося порядка жизни. Всё в жизни купца Калашникова по закону: своё дело, высокий дом, детки любезные. Жизнь Алёны Дмитриевны и её мужа сладилась, сложились семейные традиции: жена встречает мужа, дети радуются, накрыт дубовый стол белой скатертью. У супругов нет секретов друг от друга, они живут дружно, праведно, патриархально. Спросим детей: “Каковы нравственные основы жизни семьи Калашникова?” Бог, любовь, семья, честь, долг, верность – высшие нравственные ценности, основа семейного союза и духовности, праведной жизни. Купеческая патриархальная Москва – с уважением к традиции, с любовью в сердце и Богом в душе – дорога Лермонтову. И вот этот устоявший мир семьи Калашникова рушится. Даём учащимся задание проследить развитие мотива тревоги. Дети заметят, что сегодня Степану Парамоновичу “недобрый день задался”, а завтрашний теряет свою прежнюю определённость: “заря туманная”, “набегают тучки на небо”, “метелица”. В эпитете туманная видим знак недоброго предвестия. Добавим, что в народном представлении метель – проявление нечистой силы. Она нередко ставит героя в ситуацию выбора решения, испытывает его на верность долгу, чести, слову. Всё четверостишие построено по принципу нагнетания тревоги, беспокойства, неясности. Таким образом, ночная Москва словно предупреждает Калашникова о будущей трагедии.

Спросим у детей, почему, не застав дома молодой жены, купец “смутился тогда думой крепкою”? Учащиеся делают вывод о том, что случилось нечто очень серьёзное, если к приходу мужа в доме, как положено, “не накрыт дубовый стол белой скатертью” и даже “свеча перед образом еле теплится”. Нарушился порядок в благополучной жизни купеческой семьи. Как следует понимать реакцию Калашникова на происшедшее с женой? Какими нормами он руководствуется в оценке событий? Прежде всего христианскими заповедями. Кроме того правилами и нормами поведения, прописанными в “Домострое”.Ученик, получивший индивидуальное задание к этому уроку, расскажет об этой книге, в которой определялись отношения в семье во времена Ивана Грозного. Муж считался полным хозяином своей жены; старший брат в семье, где умер отец, являлся главой всей семьи, Мы видим, что Калашников сначала подозревает жену в неверности и готов запереть её “за железный замок”, чтобы она его” имя честное его не порочила”. Эти слова купца точно характеризуют отношения между мужем и женой во времена Ивана Грозного.

Зададим ребятам вопросы: “Боится ли Алёна Дмитриевна людского суда? Как она говорит об этом? Почему позор женщины – это и позор её и мужа, и всей семьи?”

Перечитаем рассказ Алёны Дмитриевны о ночной встрече. Тёмная разбойничья Москва. с опустелыми улицами , неожиданными недобрыми встречами-нападениями на честных людей и “злыми соседушками” открывается читателю в монологе Алёны Дмитриевны, объясняющей своё отсутствие дома в позднее время. Как автор передаёт состояние молодой женщины? Ученики отмечают, что рассказ Алёны Дмитриевны искренен, эмоционален. Её испуг выражается такими словами, как одинёшенька, ноженьки подкосилися, фатой... закрылася, испугалась... пуще прежнего, закружилась бедная головушка, рванулася, бежать стремглав бросилась .Отметим также также то. что Кирибеевич подстерёг Алёну Дмитриевну ночью, на тёмной пустынной улице, когда она по обыкновению спешила домой, к семье. Он разрушил лад в душе Алёны Дмитриевны, посягнул на честь замужней женщины. Каким словом назовёт его Калашников перед поединком? Басурманским сыном.

Найдём в толковом словаре С.И. Ожегова лексическое значение этого слова. Читаем: “Басурман, – а, М. В старину : иноземец, иноверец...” В каком значении употреблено слово Калашниковым? Что значит “басурманский сын”? Учащиеся заметят, что слово “басурман” употреблено в значении “иноверец” – человек иной веры, придерживающийся иной системы ценностей. Кирибеевич живёт по закону, предписанному опричнине царской властью: всё дозволено под её покровительством. Поэтому особо следует отметить “родовую” связь Кирибеевича, бросающего косвенное обвинение в нарушении нравственного закона царю.

Теперь попробуем, поработав с текстом, найти свидетельства, как гусляры относятся к поступку Кирибеевича. В этой части нет прямой оценки поступка Кирибеевича от имени гусляров, но в описании переживаний Алёны Дмитриевны мы видим. что гусляры сочувствуют ей (“И услышав то, Алёна Дмитриевна//Задрожала вся, моя голубушка... “) . В словах Калашникова, обращенных к братьям, мы также слышим оценку поступку Кирибеевича (“...Опозорил семью нашу честную//Злой опричник царский Кирибеевич...”).

Зададим вопрос: “Какими нравственными устоями семейной жизни руководствуется Алёна Дмитриевна?” Она исполнила свой долг, осталась “верною женою” , а потому имеет право требовать от мужа защитить её, не отдать “злым охульникам на поругание”. Где же ищет помощи и поддержки в трудную минуту “удалой купец”? Приходим к выводу: по русскому обычаю семья, род встанут на защиту обиженного (“Мы тебя, родного, не выдадим”), Семьёй гордится Калашников. Русская семья – та общность, которая наиболее полно реализует достоинство личности, а расшатывание устоев русской семейной жизни влечёт за собой уничтожение человеческой личности.

Так мы подведём ребят к осознанию сути конфликта между Иваном Грозным и Кирибеевичем и Кирибеевичем и Калашниковым.

И теперь возвращаемся к целям урока: ребята отвечают (устно или письменно – это зависит от темпа урока) на диагностические вопросы.

Домашнее задание будет преследовать две цели: повторить и обобщить всё, что было сделано на уроке, и подготовить ребят к осмыслению вопроса о том, что Калашников – носитель лучших качеств русского национального характера и что конфликт Калашникова и Кирибеевича можно назвать вневременным.

1. Приготовить связный рассказ о семье Калашниковых, о традициях и нравственных устоях, царящих в ней.

2. Ответить на вопрос: “Можно ли назвать молодого купца Калашникова и его молодую жену Алёну Дмитриевну историческими личностями?”

3. Ответить на вопрос : “Какова ваша оценка поведения Кирибеевича?”

4. Задания по желанию:

  • Нарисуйте, какими вы представляете Алёну Дмитриевну, Степана Парамоновича, Кирибеевича, Ивана Грозного.
  • Подберите музыкальные темы, соответствующие образам “Песни...”, и прокомментируйте их.
  • Напишите отзыв об одной из репродукций картин А. М. Васнецова о старой Москве или об одной из иллюстраций к “Песне...”. Выскажите своё мнение, почему поэму Лермонтова иллюстрировали многие художники, писавшие о прошлом.

5. Индивидуальное задание: подготовить выразительное чтение начала 3 главы “Рассвет над Москвой”.