Проблемы повышения мотивации при обучении татарскому языку русскоязычных учащихся в общеобразовательной школе

Разделы: Иностранные языки, Школьная психологическая служба


Законом РТ «О языках народов Республики Татарстан» татарский язык наравне с русским объявлен государственным. Если мы говорим, что татарский язык является государственным языком, то он обязательно должен применяться в органах власти и управления. Население, изучив оба государственных языка, должно достичь такого уровня, чтобы вести дела и на русском, и на татарском языках. Но на данном этапе, особенно в русскоязычных школах, где считают, что на изучение русского языка остается меньше часов, ещё существуют проблемы положительного отношения к изучению татарского языка. Для их решения я считаю нужна мотивация, как государственная со стороны правительства республики, так и духовная со стороны молодого поколения, мотивация как внешняя, так и внутренняя. В школе сейчас обучаются дети, чьи родители – представители поколения 70-х годов, которые не изучали татарский язык. Можно представить, насколько сложно в такой ситуации пробудить у ребёнка интерес к татарскому языку только учителю и только в школе. Тема бесспорно актуальна. Какие условия должны быть созданы для развития желания изучать татарский язык русскоязычными учащимися в общеобразовательной школе?

Тема мотивации при изучении иностранных языков достаточно хорошо изучена и соответствующую литературу можно найти. Но относительно мотиваций при изучении татарского языка в Республике Татарстан как государственного есть ещё проблемы. Тем не менее данная тема неплохо рассматривалась в 2010 году, когда отмечали 15-летие принятия Закона о языках в Республике Татарстан. В сборнике Ганиева Ф.А. «Татарский язык: проблемы и исследования» в IV разделе «Татарский язык как государственный» популярным языком написано о функционировании татарского языка как государственного на данном этапе. В книге Мусина Р.Н. «Языки в системе образования Республики Татарстан: по материалам этносоциологического исследования” раскрываются мотивации старшеклассников к изучению языков. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 15-летию принятия Закона о языках./составители: Валеева А.Ф., Сагдеева Ф.К., Исхакова З.А., Шайхиева Ф.Р. “Современные языковые процессы в Республике Татарстан и Российской Федерации: законодательство о языках в действии» содержит статьи о мотивах изучения татарского языка, о реализации коммуникативных функций татарского языка.

Цель моей статьи: выявить условия, способы повышения мотивации русскоязычных детей к изучению татарского языка.

Задачи: раскрыть значение термина «мотивация» при изучении языков; проанализировать результаты анкетирования по определению уровня отношения к изучению татарского языка в своей школе со стороны учащихся и их родителей; определить способы повышения мотивации при изучении татарского языка в русскоязычной общеобразовательной школе.

Значение мотивации при изучении языков

Почему люди решают выучить тот или иной язык? Одной из самых распространенных причин в наши дни являются обстоятельства. Сильнейшей мотивацией служит тот факт, что без языка тебе не прожить. Человек понимает, что без языка ему не «светит» ни хорошая работа, ни, как правило, образование, ни хорошие друзья, с кем можно было бы вести задушевные беседы. Да что там говорить, без знания языка вы не сможете элементарно объясниться в магазине.
Что такое мотивация? Мотивация – это внутренняя движущая сила, которая подталкивает человека на совершение активных действий в ситуациях, когда он обычно медлит, бездействует, откладывает, или долго настраивается.

Мотивация бывает внешней и внутренней.

Внешняя мотивация вызывается внешними факторами: другими людьми или определенными событиями. Примером может служить необходимость срочно сделать определенную работу под угрозой увольнения или наоборот – возможность получить повышение в случае достижения определенного результата. Так называемый метод «кнута и пряника» также относится к внешней мотивации. Этот вид мотивации вызывается быстрее, но, как правило, быстро проходит после исчезновения или ослабления фактора, который ее вызвал. Кроме того, данный вид мотивации часто вызывает дискомфорт и может привести к стрессу.

Внутренняя мотивация – это мотивация, которая возникает в человеке под воздействием собственных мыслей, раздумий, стремлений, потребностей, подкрепленных эмоциональными переживаниями, в результате которых появляется осознанная внутренняя необходимость совершения определенных действий и достижения конкретных результатов. Данный вид мотивации сопровождается позитивными мыслями, улучшению самочувствия, но ее труднее вызвать, а еще труднее поддерживать длительное время.

Основной разновидностью внутренней мотивации является коммуникативная мотивация. Большинство учащихся хотят общаться, переписываться друг с другом, с иностранцами, хотят быть переводчиками, репортёрами. Несмотря на такое стремление учащихся к общению, именно этот тип мотивации труднее всего сохранить. В атмосфере родного языка овладение иностранным языком предстаёт как искусственное средство общения, это значит и ситуации, используемые при обучении, носят искусственный характер. Как бы учитель не старался создать естественную ситуацию для общения, язык остаётся искусственным компонентом этой ситуации.

Учебная мотивация определяется: во-первых, самой образовательной системой, образовательным учреждением, где осуществляется учебная деятельность; во-вторых, организацией образовательного процесса; в-третьих, субъектными особенностями обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, его взаимодействие с другими учениками и т.д.); в-четвертых, субъектными особенностями педагога и прежде всего системой его отношений к ученику, к делу; в-пятых, спецификой учебного предмета.

Рассматривая мотивацию как важнейшую пружину процесса овладения иностранным языком, обеспечивающую его результативность, нужно иметь в виду следующее: мотивация сторона субъективного мира ученика, она определяется его собственными побуждениями и пристрастиями, осознаваемыми им потребностями. Отсюда все трудности вызова мотивации со стороны. Учитель может лишь опосредованно повлиять на нее, создавая предпосылки и формируя основания, на базе которых у учащихся возникает личная заинтересованность в работе. Он, зная мотивы ученика, может только помочь их развивать и корректировать.

Итак, мы определили, что такое мотивация, что она бывает двух видов: внешняя и внутренняя. Делаем вывод, что для изучения любого языка внутренняя мотивация более важнее и значимее, особенно в учебной деятельности. Подвидов мотиваций много, мы выделили для себя коммуникативную и учебную мотивации. В учебной мотивации среди организации образовательного процесса, специфики учебного предмета и других процессов выделяем главное – это субъектные особенности самого обучающегося.

Исследование уровня отношения к изучению татарского языка в общеобразовательной школе

В Республике Татарстан в начале 1990-х г.г. введение татарского языка в качестве обязательного предмета школьной программы нашло понимание и было поддержано не только татарами, но и другими народами. Однако по истечению 20 лет оно стало подвергаться критике. Критика коснулась и количества часов, и формы преподавания языка.

Для проведения анкетирования мы воспользовались таблицами приведёнными в книге «Языки в системе образования Республики Татарстан» из второй главы «Национальные языки в системе школьного образования», автор Мусин Р.Н. и четвертой главы «Мотивации к изучению языков среди учащихся школ РТ и их родителей». В них отражены этносоциологические исследования «Государственные языки в системе школьного образования РТ» 2010 года. Нам стало интересно провести такие исследования по своей школе и сравнить с теми показателями, которые были проведены по республике 3 года назад. Ведь в дальнейшем можно будет проводить их и сравнивать, например через 5, 10,15 и т.д. лет.

Анкетирование проводили среди учащихся 4 класса (начальное звено, приняло участие 5 человек), 7 класса(среднее звено, приняло участие 11 человек) и 10 класса (старшее звено, приняло участие 5 человек). Результаты опроса по выявлению мнений учащихся о возможных формах преподавания татарского языка (См. Приложение 1Таблицы 1, 2, 3) показали, что большинство учеников 7 класса за то, чтобы татарский язык был обязательным предметом для всех (64%) или обязательным с меньшим количеством часов (27%); в 4 классе эти показатели меньше – по 20%, а 20% считают, что татарский язык должен быть обязательным предметом только для детей-татар; ученики 10 класса 100% считают, что татарский язык должен быть, но только для желающих и в качестве факультатива, потому что у них уже другие цели, сдать ЕГЭ по предметам, с которыми они могут поступить в ВУЗы, Ссузы, а татарский язык по сдаче государственных экзаменов ещё на стадии апробации в 9 классе; такое же мнение выявилось у 40% учеников 4 класса; за вариант ответа, чтобы татарского языка вообще не должно быть в школе ответил 1 ученик 7 класса ( 9%), возможны причины и субъективного характера.

Сравнительная таблица мнений респондентов учащихся о возможных формах преподавания татарского языка в сравнении с показателями по республике 2010 года (См.Приложение 2Таблица 4) даёт нам информацию о том, что между показателями большой разницы нет. Имеющих мнение, что татарский язык должен быть обязательным для всех почти одинаковое – 14,1% и 18%; должен быть обязательным, но с меньшим количеством часов по нашей школе показатель меньше – 28,5% и 14%; то, что татарский язык должен идти лишь в качестве факультатива для желающих почти одинаковое – 42,3% и 32%; татарский язык должен быть обязательным только для татар тоже почти одинаковое – 10,5% и 9%;мнение, что его вообще не должно быть в школе по нашей школе процентное отношение больше, хотя это всего лишь один человек – 1,2% и 4,5%; затрудняются ответить– 4,8% и 4,5%. Делаем выводы, что за 3 года общественное мнение по отношению к возможным формам преподавания татарского языка изменилось мало.

Провели опрос по выявлению мотивационной установки к овладению татарским языком.

В 4-м классе учащихся-татар нет, отвечали дети только русской национальности. И, как видим, они татарский язык считают на 40% своим родным языком, хотя большинство отметило(60%), что он является только государственным. Довольно высокий показатель того, что ребята считают, овладение татарским языком им пригодится в общении с друзьями, соседями (80%) и пригодится в дальнейшей работе(60%). Опрос среди учащихся 7 класса показывает, что в целом, что татары, что русские одинаковое, значительно меньше показатель по установке «Это язык культуры мирового значения» – 40% и 10%. Анализ установок в 10 классе говорит в целом о положительной мотивации учащихся к овладению татарским языком.

Сравнительная таблица рейтинга мотивационных установок к овладению татарским языком учащихся МБОУ «Никольская СОШ» в сравнении с показателями республики 2010 года (См. Приложение 3 – Таблицы 5, 6) даёт информацию, что по установлению родного и государственного языка большой разницы в показателях нет – 59,4% и 55%, 52,1% и 65%; а по остальным показателям есть разница: по нашей школе многие считают, что пригодится в общении с друзьями, соседями, родителями, пригодится в дальнейшей работе и т.д.

Интересным нам показалось провести опрос и по отношению ко всем изучаемым в нашей школе языкам: русскому, татарскому, немецкому языкам. Как показывает опрос (См. Приложение 4 – Таблицы 7,8) отношение к урокам всех трёх языков в нашей школе относительно хорошее, чуть ниже показатели по иностранному языку. Здесь могут быть и объективные и субъективные причины. Поэтому мы решили провести ещё один опрос, который больше бы раскрыл отношение учащихся к изучаемым языкам: «Почему вы относитесь положительно/отрицательно к урокам?».

Анализируя опрос «Почему вы относитесь положительно/отрицательно к урокам?» (См. Приложение 5 – Таблица 9), можно сказать, что по мнению учащихся русский язык больше пригодится в жизни, но и многие не отрицают значение татарского (85%), затем и иностранного языка (70%); по русскому языку и темы интересные (100%), хотя требования высокие и программа сложная (25%); отношение к учителям положительное ко всем урокам; русский язык на 1-м месте, татарский – на 2-м, иностранный язык – на 3-м месте.

Узнать мнение родителей нам тоже было очень важно. Зачастую родительское отношение распространяется на отношение ученика к предмету, а проблемы, возникающие, в свою очередь, в процессе обучения, формируют отношение родителей к преподаванию предмета. Есть примеры, когда родители, которые подают иск в суд о неправомерности принудительного обучения татарскому языку детей нетатар. К сожалению, и среди родителей-татар встречаются выступающие против обязательного изучения татарского языка. Мы провели опрос среди родителей, чтобы понять общее отношение к языкам, определить, какие есть проблемные зоны. Что же показали результаты?

Анализ ответов родителей показывает, что они в основном считают, что в преподавании языков проблем нет (по 67%, 60%), в 10 классе больше ответили, что нет ответа или затрудняются ответить – по 33%; а вот в 4-м и 7-х классах есть родители, которые считают, что на изучение русского языка отводится малое количество часов (4 кл.– 20%, 7 кл.– 33%), в то время как на изучение татарского языка считают, что слишком большое количество часов отводится в 4 кл. – 20%, в 7кл. – 33%, хотя в 7 классе 17% родителей ответили, что и на изучение на татарского языка отводится малое количество часов; объём домашних заданий волнует родителей 4 и 7 классов по татарскому языку – 20%, по иностранному языку – 17%, это связано с тем, что родители в этих классах сами касаются выполнения и контроля домашних заданий.

Таким образом, в данной главе мы показали результаты наших опросов по определению уровня отношения учащихся и их родителей к изучению татарского языка в русскоязычной школе. Анализ опросов в некоторых случаях сравнили с республиканскими данными 2010 года. Что они нам дают? Понять, какие проблемы могут быть при изучении татарского языка в нашей школе, какие мотивации доминируют, увидели уровень отношения к изучению татарского языка наряду с изучением русского и иностранного языков; понять, изменилось ли отношение к изучению татарского языка за 3 года и, по нашему мнению, пока – нет, и это не просто слова, а можно увидеть по результатам нашего опроса. Следующий опрос можно провести, например, через 3 года или через 5 лет и также сравнить.

Способы повышения мотивации при изучении татарского языка в общеобразовательной школе

Огромный плюс в быстром обучении татарскому языку в Республике Татарстан заключается в том, что мы находимся в естественной языковой среде. Живём в Татарстане, вокруг нас столько татар. Для изучения татарского языка не только на уроках, но и вне уроков есть все условия, было бы только желание. Мы имеем возможность слушать татарскую речь повсюду: на улице, в магазине, в транспорте, по радио и телевизору и т.д. Выходя из дома, даже находясь дома, в любое удобное для нас время, можно обучаться татарскому языку. В Интернете, на сайте http://anatele.ef.com в соответствии с поручением Президента РТ Рустама Минниханова, работает проект по обучению татарскому языку «Ана теле». В нём 9 уровней, каждый уровень – это 8 разделов, которые включают задания по 4-м видам компетенций: слушание, речь, чтение, письмо. При успешном завершении уровня выдается соответствующий сертификат. Русскоязычные дети занимаются с удовольствием.

Эффективным способом не только для выработки правильного произношения, обогащения лексики, но и приобщения к культуре народа – носителя языка, является изучение татарского языка через стихи на татарском языке, через татарскую музыку, через татарские песни и сказки. Заодно проникаешь в духовные ценности, особенности мировосприятия татарского народа, которые отражаются в языке. Стихотворный и песенный материалы на уроках татарского языка используются часто. Безусловно, это расширяет словарный запас детей , помогает лучше усвоить лексический и грамматический материал, прививает любовь к татарской поэзии, музыке, обогащает их духовный мир.

Русскоязычные дети принимают активное участие во всех мероприятиях связанных с татарским языком: в республиканской акции «Я говорю по-татарски», в межрегиональных дистанционных олимпиадах по татарскому языку, в межрегиональном конкурсе по татарскому языкознанию «Мудрая белка», в исследовательских конференциях и т.д. Все они способствуют росту знаний татарского языка, их творческому воображению, эмоционально воздействуют в целом на восприятие татарской культуры. Нельзя забывать, что это невозможно без влияния учителя татарского языка и литературы. Личность учителя – важный стимул в изучении любого предмета.

Таким образом, мы отмечаем, что для изучения татарского языка должны быть созданы условия как для внешней, так и для внутренней мотивации. В данной главе выделили в основном внешние условия, факторы, воздействующие на положительное отношение к изучению татарского языка. Для выработки внутренней мотивации к изучению татарского языка разработана памятка (См. Приложение 6).

Повышение статуса татарского языка на территории Республики Татарстан привело к осознанию его как основания татарской культуры. Обязательное изучение татарского языка, как государственного, татарами, русскими и другими народами республики направлено на сохранение и развитие татарского языка. Мы подняли проблему, что мотивация необходима при изучении языков, что без деятельности самого ученика, без его внутренней мотивации процесс по овладению татарским языком не представляется возможной.

Список использованной литературы:

1. Ганиев Ф.А. Татарский язык: проблемы и исследования. – Казань: Татар. кн. изд-во, 2000. – 432с.
2. Закиев М.З., Гарипов Я.З., Исхакова З.А. и др. Социолинвистические проблемы функционирования государственных языков Республики Татарстан: сборник научных статей.– Казань: Татар. кн. изд-во, 2007. – 255с.
3. Мусина Р.Н., Габдрахманова Г.Ф. и др. Языки в системе образования Республики Татарстан: по материалам этносоциологического исследования.– Казань: Татар. кн. изд-во, 2011. – 158с.
4. Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 31.12.2013г. №1125 «Об утверждении Положения об использовании государственных языков Республики Татарстан и других языков в Республике Татарстан при организации и проведении культурно-массовых мероприятий»
5. Современные языковые процессы в Республике Татарстан и Российской Федерации: законодательство о языках в действии: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 15-летию принятия Закона о языках./составители: Валеева А.Ф., Сагдеева Ф.К., Исхакова З.А., Шайхиева Ф.Р. – Казань: Татар. кн. изд-во, 2007.– 431с.