Природа и человек в произведении К.Г. Паустовского "Заячьи лапы". 5-й класс

Разделы: Литература

Класс: 5


Цель: формировать умение анализировать художественное произведение.

Задачи: показать глубокую мысль автора об ответственности человека перед природой, лиризм описаний, яркость и точность языка, композиционное своеобразие и умение К.Г.Паустовского видеть необычное в обычном;
определить роль природы и человека в рассказе;
воспитать гуманное отношение ко всем живым существам, предотвращение проявления жестокости по отношению к домашним животным и ограждать их от страданий.

I. Актуализация прежних знаний.

Паустовский – писатель, без произведений которого невозможно полноценное воспитание любви к родному краю, природе. Каждый его рассказ заставляет обратить внимание на мелочи, без которых не получилась бы общая картина. Мир героев Паустовского – это мир простых безвестных тружеников и умельцев, любовно украшающих родную землю. Это люди доброжелательные, глубоко мирные, очень “домашние”, понятные и близкие, люди труда, с их устоявшимся бытом и его знакомыми подробностями

II. “Заячьи лапы”. Сюжет и композиция рассказа.

Выразительное чтение.

Ученики читают текст рассказа “Заячьи лапы”. Осмысление восприятие рассказа:
–Какие эпизоды рассказа вызвали у вас интерес? Что удивило вас, что заставило задуматься?
–Что вам показалось необычным в построении рассказа?
Мы долго читаем о том, что Ваня и дед хотели вылечить зайца, но не знаем, почему они этого хотели. И только в самом конце рассказа мы узнаем о причинах этого желания и о чувстве вины и благодарности, которые испытывал дед Ларион.

Вывод.

Осмысленное существование, благородные общественные жизненные цели соответственно формируют их внутреннее существо, их душевный склад, черты их характера. Сердца их открыты навстречу друг другу, склонны к дружбе, к привязанности, им враждебны жестокость и пошлость, они бережны и чутки к чужому горю.

Анализ композиции рассказа.

Коллективное составление плана рассказа, выделяя границы эпизодов. Цифры слева обозначают порядок расположения эпизодов в рассказе.
– Восстановите порядок событий.
Цифрами справа обозначим расположение эпизодов в реальном времени (фабула).

1. Ваня у ветеринара. Совет бабки Анисьи. 2
2. Ваня несет зайца домой. 3
3. Дед и Ваня ищут Карла Петровича. 4
4. Разговор Карла Петровича с дедом. 5
5. “Беседа о зайце” и письма профессора. 6
6. Рассказчик в гостях у деда Лариона. 7
7. История спасения деда от пожара. 1
8. Рваное ухо. Дед показывает рассказчику зайца. 8

– Зачем автор не по порядку рассказывает нам, что произошло, а меняет порядок эпизодов?
Композиция произведения всегда функциональна, в соответствии с замыслом автора она несет какую-то нагрузку.

Вывод: автор хотел, чтобы читатели представили себя на месте рассказчика, который сам до последнего момента не понимает причины такой необычной заботы деда о больном зайце. Автор заставляет читателя испытать недоумение, удивление, затем понимание и откровение.

III.Мысль автора об ответственности человека перед природой.

Итак, после рассказа деда о спасении от лесного пожара рассказчику и нам вместе с ним кажется, что мы поняли причины заботы деда о зайце. Но оказывается, что это понимание было не окончательным, что есть еще одна потайная дверь в глубину души Лариона Малявина.
Перечитаем последние строки рассказа:
“– Да, – сказал дед, поглядывая на самовар так сердито, будто самовар был всему виной, – да, а перед тем зайцем, выходит, я сильно провинился, милый человек.
– Чем же ты провинился?
– А ты выдь, погляди на зайца, на спасителя моего, тогда узнаешь. Бери фонарь!
Я взял со стола фонарь и вышел в сенцы. Заяц спал. Я нагнулся над ним с фонарем и заметил, что левое ухо у зайца рваное. Тогда я понял все”.
– Что понял рассказчик, заметив рваное ухо зайца?
Вопрос для детей непростой, но именно в ответе на него–выход на философскую проблему рассказа. Дадим детям возможность высказать свои мнения, и если нащупаем в одном из ответов зерно истины, то наводящими вопросами выведем детей на понимание философской глубины рассказа.

Фактический уровень: До пожара дед Ларион хотел застрелить именно этого зайца с рваным ухом, который потом вывел деда из огня.

Философский уровень: Человек хотел нанести зло природе, но природа великодушно не помнит зла, она готова прийти на помощь человеку, если только ее не уничтожить. Рассказчик вслед за дедом ощутил ответственность за те поступки, которые человек совершает по отношению к природе, ответственность за все живое на Земле, понял, что спасение и жизнь человека зависит от того, как мы сейчас, в нашем сегодняшнем дне, будем относиться к природе. Мир оказывается, так полон хороших симпатичных людей, что в нем нельзя, невозможно долго оставаться страдающим, одиноким, лишенным дружеского участия и сердечной теплоты.

Объяснение домашнего задания.

Паустовский – мастер показывать необычное в обычном. Отметим в тексте рассказа несколько предложений, в которых проявляется эта особенность писательской манеры Паустовского: “Недавний лесной пожар прошел стороной на север около самого озера. Пахло гарью и сухой гвоздикой. Она большими островами росла на полянах”. Подчеркнем, что поэт сравнивает заросли гвоздики с островами и это помогает нам представить яркие, выделяющиеся пятна этих цветов.

Домашнее задание.

Отметить в тексте рассказа “Заячьи лапы” строки, в которых писатель помогает нам увидеть необычное в обычном.
Написать сочинение на тему “Природа и человек в произведениях К.Г.Паустовского”.