Комплект разработок заданий по математике, направленных на развитие регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД. 5-й класс

Разделы: Математика

Класс: 5


Тип урока: урок открытия «нового» знания

Цели:

  • развитие навыков выполнения действий сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями;
  • умение видеть математическую задачу в несложных практических ситуациях.

Планируемые результаты:

  • Личностные УУД
    • понимать смысл поставленной задачи;
    • уметь выстраивать аргументацию;
    • контролировать процесс и результат учебной деятельности.
  • Метапредметные УУД
    • формулировать и записывать с помощью букв правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями;
    • понимать сущность алгоритмических предписаний и уметь действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
    • находить ошибки и понимать их.
  • Предметные УУД
    • выполнять сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями, используя навыки преобразования дробей;
    • применять взаимосвязь сложения и вычитания для нахождения неизвестных компонентов этих действий, для самопроверки при выполнении вычислений;
    • решать текстовые задачи, содержащие дробные данные.

Формы работы обучающихся: фронтальная, самостоятельная, работа в парах, информационно-поисковая.

Необходимое техническое оборудование: мультимедийный проектор, ПК.

Сценарный план урока

I. Организационный этап (2 мин.)

«Через математические знания, полученные в школе, лежит широкая дорога к огромным, почти необозримым областям труда и открытий». (А.Маркушевич) (Презентация. Слайд 1). И не только великие умы делают открытия, и мы на уроках можем стать юными исследователями, открывая для себя новые законы и правила математики.

II. Актуализация знаний (5 мин.)

– Для того, чтобы на уроке познакомится с новыми правилами, повторим ранее изученные.
– Вычислите и назовите компоненты в математических действиях:

15 + 25,   49 – 34,  203 + 23,  1000 – 15

– Какие виды обыкновенных дробей вы знаете:
– Назовите числитель, знаменатель каждой дроби.
– Что показывает знаменатель и числитель дроби?
– Определите по рисунку (Слайд 2), будут ли верны равенства:

III. Постановка целей и задач урока (2 мин.)

– Рассматривая рисунок, мы наглядно убедились в справедливости равенств:

– Ребята, как вы думаете, какова цель сегодняшнего урока?
– Научиться складывать и вычитать дроби с одинаковыми знаменателями.
– Записываем в тетрадях тему урока: «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями».
– Попробуйте сформулировать правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями.
– Используя буквы, правило сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями можно записать так:

IV. Первичное усвоение новых знаний (15 мин.)

1. Вычислить:

2. Вычислить:

3. Решение уравнений:

4. Решение задач:

img8.gif (4883 bytes)

V. Динамическая пауза (2 мин.) (Слайд 3)

– После умственной работы, надо нам немного передохнуть.

VI. Первичная проверка понимания (7 мин.) (Слайд 4).

Выполним работу в тетрадях по вариантам:

I вариант                                                       II вариант

1. Вычислить:

2. Найти значение выражения:

– Обменяйтесь тетрадями и проверьте правильность решения (ключи – Слайд 5).

VII. Первичное закрепление (4 мин.)

Учебник: стр.158 №544
Работа в классных тетрадях

VIII. Информация о домашнем задании и комментарии по его выполнению (3 мин.)

Учебник: читать с. 156, 157;
Задачник: стр.48 №328 (а,в,д), 329; на повторение стр.46  №321 (а,б)

IX. Историческая справка (3 мин.)

Встреча со Старичками-Боровичками (два брата-близнеца приготовили интересный исторический материал):
– Люди в своей практической деятельности пришли к понятию дробного числа очень давно, в связи с потребностью измерять различные величины.
– Не всегда результат измерения или стоимость удавалось выразить натуральными числами.
– Приходилось учитывать и части, и доли меры.
–Так появились дроби.
– Сохранились египетские папирусы со времени 2000 – 1600 лет до нашей эры с записями арифметических действий над дробями.
– В Древнем Вавилоне сначала употребляли дроби с числителем 1:

img12.gif (425 bytes)

– В Индии не писали дробную черту, знак + еще не существовал (Слайд 6):

1
8
3
8
2
8

Эта запись означает:

– В русском языке слово «дробь» появилось в VIII веке, оно происходит от глагола «дробить» – разбивать, ломать на части.
– В первых учебниках математики в XVII веке дроби так и назывались «ломаные числа».
– Первым европейским ученым, который стал использовать современную запись дробей, был итальянский купец, математик и путешественник Фибоначчи.
– Математики Древнего Египта вместо обычных для нас знаков + и – использовали знаки –^ и ^–
– Они назывались «идущие ноги». Как вы думаете, какое действие обозначает каждый из этих знаков? Ответ вы получите, разгадав примеры Древнего Египта. Здесь одно равенство неверное, а остальные верные:

  (Слайд 7).

X. Рефлексия (3 мин.)

– Итак, сегодня на уроке мы с вами изучили правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями, учились применять их при нахождении значения числовых выражений и решали уравнения. Поднимите руку те, кто доволен сегодняшним уроком, так как этот урок помог обобщить и привести все знания по теме «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями» в систему.
– Мне было очень приятно с вами работать. Я надеюсь, что сведения, которые вы сегодня услышали на уроке, пригодятся вам в жизни, а сейчас постарайтесь оценить свою работу на уроке (на партах карточки с текстом):

1. На уроке я работал активно / пассивно
2. Своей работой на уроке я доволен / не доволен
3. Урок для меня показался коротким / длинным
4. За урок я устал / не устал
5. Мое настроение стало лучше / стало хуже
6. Материал урока мне был:

понятен/ не понятен,
полезен / не полезен,
интересен / скучен

7. Домашнее задание для меня было легким / трудным, интересно / не интересно.

Приложение 1