Урок русского языка. Сочинение по картине В.М. Васнецова "Снегурочка". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели урока: обобщить знания детей о жизни и творчестве В.М.Васнецова, учить “читать” картину, учить составлять план, учить излагать текст по опорным словам, учить соблюдать последовательность передачи текста, устанавливать связь между частями, учить проверять написанный текст, развивать интерес к русской культуре, наследию, развивать умение работать самостоятельно, в группах, развивать орфографическую зоркость, память мышление, внимание, воспитывать любовь к природе.

Планируемые результаты: учащиеся научаться составлять рассказ о картине, строить сообщения в устной и письменной форме, анализировать, делать выводы, сравнивать, аргументировано отвечать, доказывать свое мнение.

Оборудование: интерактивная доска, проектор, ноутбук, презентация на тему “В.М. Васнецов. Снегурочка”, учебник “Русский язык” 1 часть, 3 класс, В.П. Канакина, В.Г. Горецкий.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы.

Учитель: Сегодня на уроке русского языка каждый из вас будет ПИСАТЕЛЕМ. Это значит, что вы можете сочинять, выдумывать, записывать и анализировать свою работу. Сочинение по картине В.М.Васнецова “Снегурочка”.

3. Подготовительная работа.

Учитель: Вы разделились на 3 группы.

1) “Мы – художники”. Подготовить сообщение о художнике В.М.Васнецове.
2) “Мы – музыканты”. Подготовить информацию о композиторе Н.А.Римском –Корсакове.
3) “Мы – корректоры”. Подготовить правила для написания сочинения.

Каждый выбрал свою группу самостоятельно.

Цель: обобщить знания ребят по экскурсии в Третьяковскую галерею.

4. Работа над темой.

Учитель: Очень скоро Новый год. В каждый дом приходят сказочные герои: Дед Мороз и Снегурочка. Кто она такая “Снегурочка”? По преданию, Снегурочка родилась в дремучем лесу. Она дочь Мороза и Весны.

Учитель: Отгадайте загадки.

Все его зимой боятся –
Больно может он кусаться. 
Прячьте уши, щёки, нос, 
Ведь на улице ... 
Ответ (Мороз)
Он вошел – никто не видел,
Он сказал – никто не слышал.
Дунул в окна и исчез,
А на окнах вырос лес.
Ответ (Мороз)

(Слайд 2)

Рыхлый снег
На солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса
Значит,
К нам пришла ...
Ответ (Весна)
Шагает красавица, 
легко земли касается, 
Идёт на поле, на реку, 
И по снежку, и по цветку.
Ответ (Весна)

(Слайд 3)

Учитель: Чтобы все узнать о Снегурочке, нужно отправиться в сказочное путешествие.

Итак, когда же и где появился образ Снегурочки? Он  формировался в сознании   русского народа на протяжении нескольких веков. Вроде бы, сначала в русских народных сказках возник  образ ледяной девочки – внучки, которую бездетные старик со старухой слепили из снега и людям на радость, и себе в утешение.

Русская народная сказка “Снегурочка” (отрывок).

Жили-были в одной деревне старик со старухой. Жили хорошо, дружно. И все бы ладно, да вот горе —  не было у них детей.

Вот опять пришла снежная снежная да морозная, сугробов до пояса намело, ребятишки на улицу высыпали поиграть, а старик со старухой из окна на них глядят да про свою беду думают.

(Слайд 4)

Старик говорит: А что, старуха, может и нам себе дочку из снега  сделать?? — Давай сделаем, — говорит старуха.? 

Старик шапку надел, вышли они на свой огород и принялись из снега дочку лепить. Скатали они ком снежный,  приладили к нему ручки, ножки, сверху приставили снежную голову. Старик носик, рот, подбородок вылепил.

(Слайд 5)

Смотрят — а у Снегурочки губки порозовели, глазки открылись; Снегурочка на стариков смотрит и улыбается. Затем головкой закивала, ручками зашевелила, ножками, снег с себя стряхнула — и из сугроба живой  девочкой вышла.

(Слайд 6)

В сказке В.И. Даля “Девочка Снегурочка” старик со старухой смотрят, как чужие ребята “из снегу комочки катают, в снежки играют” и решают и себе дочку слепить. 

(Слайд 7)

Однако старик принес комочек снега в избу, положил в горшочек, накрыл ветошкой (тряпкой. — Ред.) и поставил на окошко. Взошло солнышко, пригрело горшочек, и снег стал таять. Вот и слышат старики -пищит что-то в горшочке под ветошкой; они к окну — глядь, а в горшочке лежит девочка, беленькая, как снежок, и кругленькая, как комок, и говорит им: — Я девочка Снегурочка, из вешнего снегу скатана, вешним солнышком пригрета и нарумянена.

Вот старики обрадовались, вынули ее, да ну старуха скорее шить да кроить, а старик, завернув Снегурочку в полотенечко, стал ее нянчить и пестовать.

Учитель: А теперь ассоциируется у нас с Новогодними  и Рождественскими праздниками. Кстати, Снегурочка  –  это чисто русский персонаж и больше ни у одного народа в мире  ни на рождественских, ни на новогодних праздниках не встречается.

(Слайд 8)

Дети: Сообщение ребят по группам.

1) “Мы – художники”.

Наша группа подготовила сообщение о русском художнике В.М. Васнецове (1848 – 1926). В Третьяковской галерее мы были на обзорной экскурсии. Экскурсовод познакомила нас с жизнью и творчеством В.М. Васнецова.

(Слайд 9)

Вырос Виктор Михайлович в семье священника, в Вятской губернии. Первые уроки рисования давал ему отец, и они мальчику очень понравились, пробудили тягу к изобразительному искусству. В.М. Васнецов окончил Петербургскую Академию искусств. Нам понравились картины: “Богатыри”, “Алёнушка”, “Снегурочка”.

Учитель: Молодцы! Вы выполнили свое задание.

2) “Мы – музыканты”.

Наша группа узнала на уроке музыки о композиторе Н.А. Римском-Корсакове. Мы слушали увертюру к опере “Снегурочка”. Звучала таинственная, завораживающая музыка. Хотелось слушать еще.

Учитель: Спасибо! Вы нам помогли узнать новое о нашей героине.

5. Работа над репродукцией.

Учитель: Возьмите учебник, откройте учебник на странице 123 упражнение 238. На страницах учебника размещена картинная галерея. Найдите репродукцию В.М. Васнецова “Снегурочка”.

(Слайд 10-11)

Учитель: Кого вы видите на картине?

Дети: Мы видим Снегурочку.

Учитель: Что вы узнали о Снегурочке?

Дети: Снегурочка – дочь Мороза и Весны.

Учитель: Откуда она вышла?

Дети: Она вышла из волшебного леса.

Учитель: Как выглядит природа на картине?

Дети: Наступила зима. Вокруг темный лес. Алмазные звезды освещают поляну.

Учитель: Используя опорные слова на странице учебника 123, опишите девушку.

Дети: Из леса вышла Снегурочка. На ней красивый наряд. На девушке парчовая шубка, шапочка с меховой опушкой, теплые варежки. Вся одежда жемчужно-серебристого цвета.

Учитель: Какие краски использует художник?

Дети: Художник использует белые, серые и голубые оттенки. Это придает картине таинственность, сказочность.

Учитель: Как вы относитесь к картине? Нравится картина вам или нет?

6. Работа над планом.

Учитель: Чтобы логически правильно письменно передать текст, надо пользоваться планом.

Подумайте, в сочинении должно быть три части:

  • вступление,
  • основная часть,
  • заключение.

План:

  1. В.М. Васнецов.
  2. Снегурочка.
  3. Мое отношение к картине.

(Слайд 12)

7. Рекомендации.

Учитель:

О них расскажут ребята, которые работали над темой “Мы – корректоры”.

Дети: Мы хотим рассказать о тех правилах, которыми пользуемся на уроках русского языка:

  • Прежде чем написать предложение, проговори его.
  • Записал, проверь.
  • Подумай, какое предложение будет следующим.
  • Не повторяй одно и то же слово, используй синонимы.
  • Вспомни орфограмму, запиши слово правильно.

Учитель: Спасибо, молодцы!

8. Физминутка.

Пускай снегами все заносит, 
(руки через стороны вверх, опустили) 
Пускай лютуют холода, 
(руки на пояс, повороты туловища влево-вправо) 
Зима меня не заморозит, 
Не напугает никогда. 
(левой рукой плавное движение вверх-вниз, правая на поясе) 
Зимою белые снежинки 
Танцуют за моим окном. 
(правой рукой плавное движение вверх-вниз, левая на поясе) 
А Дед Мороз свои картинки 
Рисует на стекле ночном. 
(Плавные движения двумя руками вверх-вниз перед собой) 

9. Работа над сочинением (учащиеся пишут сочинение по плану).

10. Рефлексия.

Оцени свою работу.

11. Подведение итогов.

Презентация