Из опыта исследования учебной мотивации учащихся начальных классов

Разделы: Школьная психологическая служба


В принятых ФГОС НОО особое внимание уделяется созданию психолого-педагогических условий реализаций основной образовательной программы основного общего образования. Всё чаще педагог-психолог приходит на помощь учителю, который понимая значение универсальных учебных действий для успешности обучения ребёнка, обращается с запросом исследовать те или иные из них. Как правило, большинство учителей обеспокоены формированием личностных УУД своих учеников. Опыт нашей работы в образовательном учреждении показал немаловажность для своевременной регуляции и коррекции педагогического взаимодействия в соответствии с особенностями личности ученика наличие у учителя информации об актуальном уровне развития смыслообразования учащихся на основе учебной мотивации.

Мы, как педагоги-психологи, испытываем потребность в методиках, которые бы позволили нам быстро предоставить учителю большое количество информации об особенностях личности учеников класса. Многие методики, глубоко изучающие учебную мотивацию учащихся начальных классов, предназначены, к сожалению, для индивидуального обследования ребёнка. Мы же предлагаем использовать методику, направленную на изучение мотивационной сферы учащихся, предложенную М.В.Матюхиной для индивидуальной работы с детьми, для выявления учебных мотивов учеников в групповой форме. Данная методика позволяет эффективно определить доминирующие мотивы в мотивационной сфере учащихся. Все мотивы, изучаемые с помощью этой методики, подразделяются на широкие социальные (мотивы долга и ответственности, самоопределения и самосовешенствования), узколичностные (благополучия и престижа), учебно-познавательные (связанные с содержанием и процессом учения) и мотивы избегания неприятностей.

При проведении нами данной методики с группой (классом) каждому учащемуся мы предлагали оценить степень важности каждого из мотивов в своей учебной деятельности (бланк для заполнения каждым учащимся выглядит следующим образом см. Приложение 1).

В процессе обработки анкет детей мы обозначали ответы баллами: “очень важно” – 2 балла, “не совсем важно” – 1 балл, “не важно” – 0 баллов. Далее суммировали баллы, набранные ребёнком по утверждениям одной группы мотивов (см. Приложение 2). К тому же учащиеся, помимо оценки каждого утверждения, выбирали и отмечали на бланке пять наиболее для себя значимых мотивов.

Затем, обозначаем, что первые четыре мотива (мотив долга и ответственности, самоопределения и самосовершенствования, мотивация содержанием и процессом учения), являясь позитивными для развития смыслообразования детей, и отражают личностную внутреннюю учебную мотивацию. Доминирование этих мотивов в структуре учебной мотивации ребёнка оказывает благоприятное влияние на его обучение.

Мотивы же благополучия, собственного престижа и избегания неудач, напротив, будем считать внешними, исходящими от других людей (родители, одноклассники, учителя). Руководствуясь ими ребёнок стремиться не получать знания, расширять свой кругозор в процессе учёбы, а, наоборот, посещает школу и делает уроки для того, чтобы избежать наказания со стороны взрослых, осуждения одноклассников, чтобы получать хорошие отметки, быть одним из лучших учащихся класса.

Таким образом, могут быть установлены преобладающие учебные мотивы и вычислены коэффициенты мотивации (внутренней и внешней):

Коэффициент внутренней мотивации = сумма баллов по группам мотивов 1–4 / max кол-во баллов (24 балла).

Коэффициент внешней мотивации = сумма баллов по группам мотивов 5– 7 / max кол-во баллов (18 баллов).

Теперь, исходя из коэффициента мотивации и качественного анализа выбора детьми наиболее значимых для них утверждений, можно условно обозначить следующие группы учащихся:

1. Учащиеся с высокой внутренней учебной мотивацией (преобладающая мотивация содержанием и/или процессом учения).

2. Учащиеся с высокой внутренней учебной мотивацией (преобладающие мотивы благополучия и/или престижа и/или избегания).

3. Учащиеся с низкой или средней внутренней учебной мотивацией, не выбирающие в качестве доминирующих мотивов обучения мотивацию содержанием и процессом учения.

Отметим, что дети из первой группы, как правило, высокомотивированы на получение знаний, они стремятся думать и рассуждать, их интересует содержание урока, им нравятся задания повышенной трудности, при выполнении которых они могут проявить свои способности, найти новые способы их решения.

Группа учащихся с высокой мотивацией, но преобладающими мотивами благополучия и/или престижа и/или избегания, могут быть успешными в учебной деятельности, но, как правило, выполняют требования учителя, изучают школьный материал из-за стремления избегать неудач, неприятностей в учёбе вследствие появления “плохих” отметок. Они желают быть всегда лучшими, получать признание одноклассников. Это, конечно, не является основой для развития устойчивого познавательного интереса ребёнка. Такие учащиеся могут проявлять своё нежелание участвовать в конкурсах, олимпиадах и других соревновательных мероприятиях, так как они бояться оказаться неуспешными, не оправдать ожидания взрослых.

Конечно, не всегда высокомотивированные дети могут успешно осваивать учебную программу, чему причиной являются особенности их личностных качеств (тревожность или, напротив, высокое самомнение, безответственность и т.д.) или познавательного развития (внимательность, произвольность, гибкость мышления и т.д.).

Особое внимание педагогов должно быть также направлено на детей условно определённой нами третьей группы. Это учащиеся, которые не всегда интересуются процессом и/или содержанием учения, им может быть свойственна низкая внутренняя учебная мотивация в целом. Такие дети, как правило, не любят узнавать новое на уроках, им не очень нравится находить различные способы решения задач, рассуждать и преодолевать трудности, выполняя нестандартные, новые для себя учебные задания.

Кроме этого, на основе полученной в ходе анкетирования информации можно проследить средний по классу балл, набранный детьми по каждой группе мотивов, и средний по классу коэффициент внутренней и внешней мотивации (см. Приложение 3).

Например, нами было выявлено, что у большинства учащихся 2–4-х классов отмечается достаточно высокая мотивация, связанная с пониманием ими долга и ответственности как ученика. Также результаты проведённого нами исследования, проведённого с помощью данной методики, позволили утверждать, что большая часть детей относится к обучению как к важному моменту на пути саморазвития, достижения отдалённых целей. Познавательный интерес, желание узнавать новое также характеризует многих учащихся. Однако высокий уровень мотивации процессом обучения свойственен не всем опрошенным нами ученикам. Многие дети не стремятся выполнять задания повышенной трудности, требующие умения рассуждать, находить нестандартные решения. Позитивной представляется тенденция наличия невысокой мотивации учащихся, связанной с собственным благополучием (“учусь для того, чтобы похвалили, чтобы получать хорошие отметки”) и избеганием неудач (“учусь для того, чтобы не ругали родители, чтобы не получать плохие отметки”).

Сравнивая коэффициенты внутренней и внешней мотивации, полученные нами в результате исследования, мы отмечали, что очень важным представляется преобладание внутренних мотивов над внешними. При этом заметно, что чем старше дети, тем ниже коэффициент их внешней мотивации. Это свидетельствует о том, что у детей только к четвёртому классу формируется более осознанное отношение к процессу обучения, более критичное отношение к самому себе, понимание своей ответственности за результаты учёбы.

Таким образом, используя описанную выше схему анализа результатов, полученных в ходе проведения методики М.В.Матюхиной при групповом исследовании, мы имеем достаточно большое количество информации для глубокого её анализа учителем начальных классов, что, конечно, способствует последующему построению эффективного взаимодействия педагога с детьми с целью развития личностных УУД последних.

Литература:

  1. Изучение мотивационной сферы учащихся (М.В.Матюхина) / Бадмаева Н.Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей: Монография. – Улан-Удэ, 2004. С.139–141.
  2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя. Под ред. А.Г.Асмолова. М.: Просвещение. 2011. – 152 с.
  3. Матюхина М.В. Изучение и формирование мотивации учения у младших школьников. Волгоград, 1983.