Рабочая программа по геометрии. 7-й класс

Разделы: Математика

Класс: 7


Данная программа составлена на основе:

  1. Государственный стандарт основного общего образования по математике.
  2. Базисный учебный план 2004 года.
  3. Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия. 7-9 классы. Составитель: Бурмистрова Т.А. – М.: Просвещение, 2008 г.

По 1 варианту программы геометрию в 7 классе предлагается изучать со 2 четверти.Такое существенное уменьшение времени на изучение нового для учащихся курса геометрии представляется недопустимым: именно в 7 классе закладываются основы геометрических умений в доказательствах, рассуждениях и обоснованиях, построениях, рассматриваются основные определения, важные методы доказательств и решения задач, и ослаблять этот фундамент геометрических знаний,безусловно, вредно.

На изучение алгебры в течение всего года выделяется три часа в неделю, а на изучение геометрии-два.

Добавлены часы на следующие темы :

  1. Начальные понятия и теоремы геометрии - 3 ч.,
  2. Треугольник – 3 ч.,
  3. Параллельные прямые – 4 ч.,
  4. Соотношения между сторонами и углами треугольника – 2 ч.,
  5. Повторение. Решение задач – 6 ч.

Всего: 18 ч.

Программа рассчитана на 2 ч. часа в неделю, всего 68 часов в год. Данная программа рассчитана на использование учебника “Геометрия, 7-9”, авт. Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов и др.

Плановых контрольных уроков:

I ч – 1 ч,

II ч - 1 ч,

III ч - 1 ч,

IV ч - 2 ч,

Итого: 5 ч.

В программе введена расчасовка модуля на отдельные уроки.

Промежуточная аттестация проводится в форме самостоятельных работ и математических диктантов (по 10-15 минут) в конце логически законченных блоков учебного материала. Итоговая аттестация предусмотрена в виде контрольной работы.

Цели.

1. Заложить основы представлений:

  • о строении математической теории;
  • о приемах аналитико-синтетической деятельности при доказательстве теорем и решении задач.

2. Начать систематическое изучение свойств геометрических фигур на плоскости.

3. Развивать логическое мышление и умение учащихся вычленять геометрические факты, формы и отношения в предметах и явлениях действительности, использовать язык геометрии для их описания.

4. Формировать пространственные представления.

Задачи.

  1. Систематизировать, обобщить и расширить знания учащихся о свойствах простейших геометрических фигур на плоскости (точках, прямых, лучах, отрезках, углах).
  2. Сформировать понятие треугольника.

Содержание

1. Начальные понятия и теоремы геометрии (10 ч.)

Возникновение геометрии из практики.

Геометрические фигуры и тела.

Точка, прямая. Отрезок, луч. Угол. Развернутый угол. Прямой угол. Острые и тупые углы. Биссектриса угла.

Сравнение отрезков и углов. Длина отрезка. Величина угла. Градусная мера угла. Измерение отрезков и углов. Единицы измерения. Инструменты для измерения. Расстояние. Равенство фигур в геометрии.

Перпендикулярность прямых. Вертикальные и смежные углы.

2. Треугольник (17 ч.)

Треугольник. Равенство треугольников. Прямоугольные, остроугольные, и тупоугольные треугольники. Признаки равенства треугольников. Высота, медиана, биссектриса. Перпендикуляр и наклонная к прямой.

Равнобедренные и равносторонние треугольники; свойства и признаки равнобедренного треугольника. Окружность и круг.

Основные задачи на построение: деление отрезка пополам, построение треугольника по трем сторонам, построение перпендикуляра к прямой, построение биссектрисы, деление отрезка на n равных частей.

3. Параллельные прямые (13 ч.)

Признаки параллельности прямых. Аксиома параллельных прямых. Свойства параллельных прямых.

4. Соотношения между сторонами и углами треугольника (18 ч.)

Сумма углов треугольника. Внешний угол треугольника. Остроугольный, прямоугольный и тупоугольный треугольники. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Неравенство треугольника. Некоторые свойства прямоугольного треугольника. Признаки равенства прямоугольных треугольников. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. Построение треугольника с помощью циркуля и линейки. Задачи на построение.

5. Повторение. Решение задач (10 ч.)

    Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения математики ученик должен

знать/понимать

  • существо понятия математического доказательства; приводить примеры доказательств;
  • каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;

уметь

  1. пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
  2. распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
  3. изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;
  4. решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический аппарат;
  5. проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. описания реальных ситуаций на языке геометрии;
  2. решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
  3. построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).

Тематическое планирование. Приложение 2

Учебно-методический комплект

  1. Программы для общеобразоват. школ, гимназий, лицеев: Математика. 5-11 кл./ Сост. Г.М. Кузнецова, Н.Г. Миндюк. - М.: Дрофа, 2000.
  2. Геометрия, 7-9: Учеб. для общеобразоват. учреждений/ Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. 13-е изд. -М.: Просвещение, 2003.
  3. Зив Б.Г., Мейлер В.М. Дидактические материалы по геометрии для 7 класса. -М.: Просвещение, 1991.
  4. Изучение геометрии в 7-9 классах: Метод. рекомендации к учеб.: Кн. для учителя/ Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, Ю.А. Глазков и др. -М.: Просвещение, 2001.
  5. Гаврилова Н.Ф. Поурочные разработки по геометрии. 7 класс. -М.: “ВАКО”, 2004.

Дополнительно:

  1. Ершова А.П., Голобородько В.В., Ершова А.С. Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и геометрии для 7 класса. -М.: Илекса, 2006.
  2. Саврасова С.М., Ястребинецкий Г.А. Упражнения по планиметрии на готовых чертежах: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1987. – 112 с. : ил.
  3. Левитас Г.Г. Карточки для коррекции знаний по математике для 7 класса. - М.: Илекса, 2000.
  4. Опорные конспекты в 7 классе// “Математика” № 32 за 1998 г.
  5. Артюнян Е.Б., Волович М.Б., Глазков Ю.А., Левитас Г.Г. Математические диктанты для 5-9 классов. - М.: Просвещение, 1991.
  6. Мищенко Т.М. Тематическое и поурочное планирование по геометрии. 7 класс. -М: “Экзамен”, 2004.
  7. Жохов В.И., Крайнева Л.Б. Геометрия.7 класс.Карточки для проведения контрольных работ и зачетов. -М: “Мнемозина”, 2002.
  8. Жохов В.И., Карташева Г.Д., Крайнева Л.Б. Уроки геометрии в 7-9 классах. Методические рекомендации для учителя к учебнику Л.С. Атанасяна. -М.: Вербум. -М, 2003.

Развернутое тематическое планирование по геометрии 7 класс (2 часа в неделю) - Приложение 1