Песни народов мира. Интегрированный урок (музыка + английский язык)

Разделы: Иностранные языки, Музыка, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (39 МБ)


Музыка - единственный всемирный язык, его не надо переводить, на нем душа говорит с душою.
Бертольд Ауэрбах

Преобладание в обществе тенденций к экономической, политической, культурной, информационной интеграции диктует необходимость формирования у кадет целостной картины мира. Актуален вопрос об интеграции мирового сообщества в целом. При этом особый приоритет приобретает способность взаимодействующих сторон к взаимопониманию и диалогу. Но для взаимопонимания и ведения диалога недостаточно одной доброй воли, необходимо знание культурно-исторических явлений, реалий и традиций партнера.

В целом проблема открытости к диалогу, взаимопониманию, толерантности приобретает в современном мире глобальный характер.

Одним из практических путей решения проблемы диалога и взаимопонимания в современном мире является знакомство с культурно - историческим опытом других народов, формирование у кадет межкультурной коммуникативной компетенции в процессе среднего образования.

Слабая связь изучаемых предметов друг с другом препятствует органичному восприятию окружающего мира. Одним из путей решения данной проблемы является применение интегративного подхода в обучении.

Идея интегрированного обучения появилась в результате поисков оптимальных средств и форм обучения школьников, стимулирующих их мотивацию.

Признание приоритета личности ребенка, его права на проявление своих интересов и взглядов, а, следовательно, формированию новой модели обучения, ориентированной на потенциальное развитие личности, личностно-ориентированное обучение и воспитание школьников с учетом их склонностей и способностей, позволило развить идею интегрированного обучения.

В основе интегрированной системы обучения лежит интенсивное использование межпредметных связей.

Психологи, изучающие процесс обучения полагают, что при интегрированном обучении сходство идей и принципов прослеживается лучше, чем при обучении различным дисциплинам, так как при этом появляется возможность применения получаемых знаний одновременно в различных областях.

На элементарном уровне большинство учащихся мыслят конкретно и обучение должно быть основано на объектах, поддающихся опознанию, а не на абстрактных идеях.

Изучение того, что происходит с такими объектами, не может быть ограничено рамками одной дисциплины.

При обучении дети не следуют тому же логическому порядку, по которому строится научная дисциплина. В силу этого, при интеграции более активно, чем в рамках традиционных предметов, развиваются способности к критическому мышлению и использованию методики научного исследования при решении проблем современной жизни, повышается мотивация обучения.

Интегрированный урок имеет психологическое преимущество: пробуждает интерес к предмету, снимает напряженность, неуверенность, помогает сознательному усвоению подробностей, фактов, деталей тем самым обеспечивает формирование творческих способностей учащихся, так как позволяет внести не только учебную, но и исследовательскую деятельность.

Интегрированные уроки имеют определенные преимущества:

- повышают мотивацию, формируют познавательный интерес, что способствует к повышению уровня обученности и воспитанности учащихся;

- способствуют формированию целостной научной картины мира, рассмотрению предмета, явления с нескольких сторон: теоретической, практической, прикладной;

- способствуют развитию устной и письменной речи, помогают глубже понять лексическое значение слова, его эстетическую сущность;

- способствуют развитию языковых, лингвистических и др. умений и навыков;

- позволяют систематизировать знания;

- способствуют развитию в большей степени, чем обычные уроки, эстетического восприятия, воображения, внимания, памяти, мышления учащихся (логического, художественно-образного, творческого);

- обладая большой информативной емкостью, способствуют увеличению темпа выполняемых учебных операций, позволяют вовлечь каждого школьника в активную работу на каждой минуте урока и способствуют творческому подходу к выполнению учебного задания;

- формируют в большей степени общеучебные умения и навыки и рациональные навыки учебного труда;

- способствуют повышению, росту профессионального мастерства учителя, тат как требуют от него владения методикой новых технологий воспитательно-образовательного процесса, осуществления деятельностного подхода к обучению.

Проанализировав опыт проведения интегрированных уроков преподавателей Оренбургского президентского кадетского училища, мы пришли к выводу, чтоинтегрированные уроки не очередная модная компания, а динамично развивающееся направление,опирающееся на тенденции развития всего общества.

“Рост научных знаний, - отмечал В.В. Вернадский, - быстро стирает грани между отдельными науками. Мы все более специализируемся не по наукам, а по проблемам”. У нас возникло желание синтезировать два разных предмета – музыку и английский язык для создания условий способствующих формированию знаний культурно-исторических явлений народов мира.

Межпредметная интеграция позволяет решить следующие задачи:

- повысить мотивациюк изучению предметов за счет нестандартной формы урока;

- преподнести учебный материал, используемый в данных дисциплинах в совокупности и взаимосвязи;

- показать межпредметные связи и их применение на практике.

При обучении иностранному языку различные виды речевой деятельности могут выступать как целью, так и средством обучения. Путем установления связи между иностранным языком и предметом из другой области (в данном случае – музыки) достигается лучшее усвоение материала в обеих дисциплинах.

Кроме того, считаем целесообразным внедрить на интегрированном уроке метод драматизации, благодаря которым наряду с развитием художественных способностей и коммуникативных навыков происходит систематизация полученных знаний.

Вашему вниманию предложена разработка интегрированного урока “музыка - английский язык”. Урок был апробирован 13 ноября 2012 года в 5 “Б” классе.

Приложение.

Список литературы.

  1. Абдулин, Э. Б. Теория музыкального образования: учебник для студ. высш. пед. учебн. заведенй / Э. Б. Абдулин, Е. В. Николаева.- М.: Академия, 2004. – 336 с.
  2. В мире искусств. Словарь основных терминов по искусствоведению, эстетики, педагогике и психологии искусства / сост. Т. К. Каракаш, А. А. Мелик-Пашаев. – М., 2001. – 334 с.
  3. Современный урок музыки: методика конструирования, сценарии проведения, тестовый контроль: учебно – методич. Пособ / Т. А. Затямина – 2-изд., стереотип. – М.: Глобус, 2008. – 170 с. – (Уроки мастерства).
  4. Зеня Л.Я. О разработке интегрированного курса для углубленного изучения ИЯ. ИЯШ №2, 1991.
  5. Морева, Н.А. Современная технология учебного занятия / Н.А. Морева. - М.: Просвещение, 2007.
  6. Шепель Э.Н. Интегрированные учебные программы и обучение языку. ИЯШ №1, 1990.