Укрепление и сохранение здоровья школьников в обучении и воспитании

Разделы: ОБЖ


С ростом требований к качеству образования в школе прямо пропорционально возрастают и требования к сохранению и укреплению здоровья школьников. По данным Минздравсоцразвития РФ две трети учащихся школ нездоровы и рост заболеваемости прогрессирует: увеличивается число хронических заболеваний, снижаются показатели физического развития, растет число психических отклонений, нарушений в репродуктивной системе.

Наглядно проследить увеличение количества отклонений в состоянии здоровья школьников можно по результатам медицинского обследования юношей при первоначальной постановке на воинский учет. Сегодня примерно десять процентов будущих призывников не имеют отклонений в состоянии здоровья, остальные поражены болезнями.

Все это ведет, в конечном счете, к сокращению численности населения, ухудшению качественного состава генофонда нации.

Основные причины такого положения дел известны. Это туберкулез, табакокурение, алкоголизм, наркомания, СПИД. По данным ВОЗ динамика употребления алкоголя среди школьников в РФ выглядит следующим образом:

Возраст

Процент от общего числа

11 лет

5,00%

13 лет

12,00%

15 лет

29,00%

А так выглядит динамика табакокурения:

Возраст

Процент от общего числа

11 лет

15,00%

13 лет

40,00%

15 лет

62,00%

Борьба с этими негативными явлениями может быть успешной, в том числе, при овладении школьниками суммой знаний о здоровье и здоровом образе жизни. Главное же заключается в том, что система знаний должна преследовать цель формирования и развития качеств личности с внутренней мотивацией к здоровью.

В новые образовательные стандарты включены вопросы укрепления и сохранения здоровья. Так, например, предмет ОБЖ предусматривает изучение основных инфекционных заболеваний и их профилактики, основ здорового образа жизни, профилактики вредных привычек.

Но сегодня совершенно очевидно, что не только ОБЖ и физкультура, но и все другие предметы должны вносить свою посильную лепту в формирование личности, нацеленной на здоровый образ жизни, сохранение здоровья. Ведь ребенок большую часть времени проводит в школе. Важно уяснить, что сам по себе факт включения в программу вопросов ЗОЖ и сохранения здоровья мало что значит без внутренней мотивации каждого жить полноценной здоровой жизнью.

Следует отметить, что в школах г. Белгорода проводятся мероприятия, направленные на укрепление здоровья. К примеру, одной из составляющих здоровья является полноценное питание. Школьники города получают горячее питание, работает губернаторская программа по обеспечению детей молоком, медом. “Охват горячим питанием” держится на строгом контроле администрацией школ. И это хорошо.

В то же время молодой человек, получивший дополнительные калории должен их куда то потратить. Наивно было бы думать, что вся энергия пойдет на усвоение знаний. Это далеко не так. Дети вкладывают ее в двигательную активность, которая проявляется не только на переменах, но и, порой, на уроках. И чем меньше возраст ребенка, тем выше его активность. Чтобы ликвидировать этот дисбаланс в школах увеличивается продолжительность перемен, был введен третий час физкультуры. Но, как оказалось, этого мало, положительной динамики не наблюдается. И это плохо.

Время требует поиска новых подходов в сохранении и укреплении здоровья в общеобразовательной школе. Пришла пора подумать и о том, чем занять ребенка, кроме организации питания, на переменах.

Наверное, следует подумать над тем, чтобы в коридорах школы появились безопасные динамические тренажеры, где ребенок смог бы “выплеснуть” накопившуюся энергию, сменить умственную деятельность на физическую, т. е. действительно во время перерыва отдохнуть, восстановиться, подготовиться к усвоению новой суммы знаний.

Наверное, следует более четко вести учет занятий школьников во внеурочное время, согласовывая свои усилия по укреплению здоровья с родителями. Здесь жизнь подбросила нам еще одну проблему: ученики выпускных классов после школы заняты репетиторством, подготовкой к поступлению в ВУЗ и времени для отдыха практически не имеют.

Наверное, следует возродить придворовую спортивную базу для занятий детей. Здесь должны быть не только детские площадки для младших, но и площадки для игры в мини-футбол, баскетбол, волейбол. И уж форменным безобразием является отсутствие стадиона при школе.

Учителям, кроме пятиминутной утренней физической зарядки, не следует забывать о физкультурной минутке во время проведения урока. У нас хорошо зарекомендовала себя практика занятий по основам военной службы. Перед началом занятий, после доклада дежурного о готовности к занятиям, учащиеся в обязательном порядке выполняют упражнение “подтягивание на перекладине”. Ведется учет количества подтягиваний от урока к уроку.

Это позволяет проследить динамику развития ребенка. Надо сказать, что ученики с удовольствием это делают. Никто не хочет быть хуже своего сверстника. Они сами дополнительно занимаются подтягиванием дома, в школе, во дворах, где есть перекладина. Дух соперничества, состязательности помогает наращивать результаты от занятия к занятию, а, следовательно укреплять здоровье, искоренять тягу к вредным привычкам. Важен и подход к системе оценки учащихся. Мы все разные, обладаем разными способностями. Одни хорошо бегают, другие подтягиваются, третьи делают хорошо то и другое. Поэтому здесь важно увидеть и оценить старание ученика, его направленность на физическое совершенствование. Если ученик начинает упражнение с нуля, а концу полугодия или года подтягивается 5-6 раз, значит, ему можно смело, даже в нарушение всяких положений, поставить отличную оценку, потому что он старался и его труд не пропал даром. Смело можно сказать, что в дальнейшем он будет поддерживать и совершенствовать свою физическую форму. В этом случае мы, как учителя, можем поставить плюс себе, за то, что мотивировали ученика, в конечном счете, на здоровый образ жизни, а значит, внесли свою, пусть и небольшую, лепту в укрепление здоровья нации. Кроме того, это способствует результативным выступлениям в ходе состязаний по допризывной подготовке юношей, военно-спортивной игры “Зарница”.

Конечно, здоровье нельзя сводить только к развитию двигательной активности и здоровому питанию, хотя они и составляют основу составляющей здоровья под названием “образ жизни”. Кроме этого, приоритетными на сегодня остаются область духовно-нравственного воспитания и овладение специальными знаниями в учебных предметах: биологии, химии, физики, ОБЖ, экологии и др.

Укрепление и сохранение здоровья школьников в современной школе должно формироваться на основе включения понятия “здоровье” во все учебные предметные программы. Необходимо привить каждому ученику потребность отношения к своему здоровью как к элементу общей культуры. А способствовать этому могут и должны межпредметные связи, формирование представлений о престижности здорового образа жизни, развитие личности, ее познавательных и созидательных способностей.

Президент Российской Федерации в своем Послании Федеральному собранию РФ сказал: “Мы вместе обязаны преодолеть безответственное отношение общества к вопросам здорового образа жизни. Наряду с вопросами здравоохранения, больше внимания следует уделять сбережению здоровья. Только курение, наркомания, алкоголизм преждевременно уносят сотни тысяч жизней наших граждан ежегодно. Важнейшее направление развития физической культуры и спорта. Особенно среди молодежи. Нужны новые формы работы, широкий выбор не только спортивных, но и оздоровительных мер для детей младшего возраста, именно в этом возрасте закладываются привычки и интересы, и нужно их сформировать”.

Одной из основных задач президент определил “формирование и развитие ценностей здорового образа жизни” на основе “традиционных и инновационных подходов”, что на практике означает движение вперед в решении проблемы здоровья с учетом накопленного опыта и поиска новых подходов. Собственно, у нас сегодня нет другого пути. Для того чтобы выжить в современном мире, мы должны решить эту задачу и тогда будет здоров не только отдельный человек, но и нация в целом. А страна будет могучей и процветающей.

Список литературы

  1. Послание Президента РФ Федеральному собранию (2012 г.).
  2. Собкин В.С. М.: Центр социологии образования РАО (2004 г.).
  3. ОБЖ. Основы безопасности жизни, сентябрь 2011 г.