Логопедическое занятие "В гостях у сказки" (по мотивам русской народной сказки "Снегурочка"). 1-й класс

Разделы: Логопедия

Класс: 1


Цель: повторить логопедические игры, познакомить детей с новыми сюжетными и речевыми играми, расширять кругозор и словарный запас.

Задачи:

- способствовать развитию слухового внимания, мышления, воображения;

- развивать мелкую моторику, координацию движений;

- укреплять мышцы губ, щёк, языка;

- воспитывать интерес к сказкам, любовь к традициям русского народа.

Ход занятия

- Ребята, вы любите сказки?

- Наше занятие сегодня будет необычным. Мы побываем в русской народной сказке, отгадайте её.

В одной деревне жили-были старик со старухой. Своих детей у них не было. Вышли они на улицу посмотреть… (как ребятишки из снега лепили снежную бабу, и решили слепить себе … внучку, помощницу, утеху старости…)

- Как называется сказка? Кто её написал? А вы хотите побывать в роли сказочников? Сегодня мы с вами создадим свою сказку, похожую на русскую народную сказку “Снегурочка”, но она будет немножко другая. Вы мне будете помогать разучивать новые игры, придумывать сюжеты новой сказки. Итак, продолжаем…

Дед и баба стали лепить из снега снежную красавицу-внучку…

(Развитие мелкой моторики – дети катают в ладошках комочки бумаги или пластилина)

Нарисовали ей угольком глазки, брови, заплели косы…

- Давайте поработаем в раскрасках.

(Работа в раскрасках, дети рисуют щёки, брови, ресницы на лице Снегурочки, дорисовывают косички)

(Приложение 1)

Назвали девочку Снегурочкой, стали её учить дышать, говорить, ходить.

- Давайте научим Снегурочку выполнять упражнения, которые вы знаете.

(Дыхательная гимнастика, логопедические чистоговорки “Весёлые слоги”, скороговорки, упражнения на координацию речи и движений (по выбору логопеда)

Разучиваются речевые игры с движениями “Мы шагаем”, “Мы идём по кругу”.

Мы шагаем, мы шагаем,
Выше ноги поднимаем.
Влево шаг – вправо шаг,
Шаг вперёд – шаг назад.

Мы шагаем, мы шагаем,
Ноги дружно поднимаем.
Шаг немножко замедляем,
Постепенно ускоряем.

Сейчас быстро мы пойдём,
Затем медленно идём.
Руки вверх мы поднимаем,
А потом их опускаем. В.Буйко, З.Репина

Мы идём по кругу. Посмотри!
И шагаем дружно: раз, два, три!
Мы скачем по дороге, меняя часто ноги.
Поскакали, поскакали: скок-скок-скок.
А потом, как аист встали – и молчок! Т. Власова

Ожила Снегурочка, научилась ходить, бегать, играть. Снегурочка стала хорошей помощницей старикам – воду носила, убиралась в доме, пироги пекла. Теперь старик со старухой могли и отдохнуть. Снегурочка всё дома приберёт, подметёт. Любая работа у неё в руках спорится.

(Упражнение на координацию движений и речи “Веник”)

Веник пол подметал
(размахивают растопыренными ладошками)
Веник очень устал.
Он чихнул, он зевнул,
(останавливаются, приседают)
И тихонько лёг под стул.
(кладут ладони под щёчки). Л.Зубков

Бабушка научила её шить и вышивать. Вышила Снегурочка себе красивый сарафан.

(Дети в раскрасках обводят и раскрашивают узоры на сарафане Снегурочки)

Старики на Снегурочку не нарадуются. Незаметно прошла зима. Пора бы и солнышку получше пригревать. Стали люди просить солнце ярче светить на землю.

(Русская народная игра-закличка с движениями “Солнышко”. Дети встают в круг, протягивая руки к солнышку, затем размахивают ритмично руками).

Солнышко, повернись!
Красное, разожгись!
К весне красной вернись!
На дорогу выезжай,
Зимний холод прогоняй!

Послушалось солнце, стало припекать, закапали с крыш сосульки…

(Ритмическая игра под весёлую музыку “Шаловливые сосульки”)

Шаловливые сосульки
Сели на карниз.
(присели, наклонив голову)
Шаловливые сосульки
Посмотрели вниз.
Посмотрели, чем заняться?
(поднимают плечики)
Стали каплями кидаться.
(трясут кистями рук)
Целый день идёт трезвон:
Дили-дили, дили-дон! М.Картушина

Старик со старухой стали бояться солнышка – как бы Снегурочка не растаяла. Собрались подружки в лес за ягодами и Снегурочку уговорили в лес пойти. Все радовались весне, одна Снегурочка печалилась…

Ходили, ходили подружки в лесу, вдруг встретился им Медведюшко-батюшка.

(Русская народная игра “У медведя во бору”)

Дети выбирают медведя, надевают ему маску.

Берут корзиночки, шагая и проговарива:

У медведя во бору
Грибы, ягоды беру.
Ой, медведя вижу я.
Что же делать мне, друзья?

(Убегают от медведя, он ловит ребят)

Убежали подружки от медведя, а вечером разожгли костёр и стали через него прыгать. Снегурочка тоже не удержалась, прыгнула через огонь и… растаяла.

Над костром остался чуть заметный след –
И снегурочки на свете больше нет.
Только в небе тихо облачко плывёт,
Только сказка на земле о ней живёт. М.Лисянский

Превратилась Снегурочка в лёгкое облачко, полетела по небу: “Прощай, бабушка! Прощай, дедушка!” Теперь в голубом небе она стала играть с другими облачками.

(Дети двигаются под медленную музыку, изображая животных, которых показывает логопед: уточка, медведь, заяц, лягушка…)

- Ребята, чтобы конец сказки получился не такой печальный, давайте придумаем другой конец, весёлый, чтобы Снегурочка ожила и снова вернулась к дедушке с бабушкой…

(Дети придумывают новый сюжет, продолжают двигаться под весёлую музыку)

Подводится итог занятия: словесное оценивание детей, выставка рисунков и поделок из пластилина. В подарок дети получают картинки-раскраски, которые раскрасят дома.

(Приложение 2)

Литература

  1. Громова О. Н., Прокопенко Т.А. Игры-забавы по развитию мелкой моторики у детей. М., 2001.
  2. Картушина М. Ю. Зелёный огонёк здоровья. СПб., 2004.
  3. Сборник русских народных загадок, игр. Сост. И. А. Мазнин. М. 1992.