Урок русского языка по теме "Падежи имен существительных. Знакомство". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели.

  1. Закрепить знания об имени существительном, его постоянных и непостоянных признаках; развивать умение различать и определять падежи имен существительных по совокупности их признаков.
  2. Уточнить представления учащихся о начальной форме имени существительного, как о форме существительного в именительном падеже единственного числа.
  3. Знакомство с системой падежей русского языка, введение алгоритма определения падежа имени существительного в предложении, тренировка в определении падежа конкретного слова в предложении.

Ход урока

1. Сообщение темы урока. (Слайд 1). Презентация

2. Оргмомент

Начинается урок
Он пойдет, ребята, впрок.
Постарайтесь все понять,
Учитесь тайны открывать. (Слайд 2)

Девиз урока “Учитесь тайны открывать”.

3. Повторение постоянных и непостоянных признаков существительных.

Прочитайте текст. (Слайд 3).

Ко мне в гости пришел друг. Без друга жить не интересно. Я всегда рад другу. На своего друга я могу положиться. С другом мы всегда вместе. Я часто рассказываю о своем друге бабушке.

У каждого учащегося на парте распечатка текста.

- Какое слово встречается в каждом предложении? (Друг)

- Какой частью речи является повторяющееся слово? (Имя существительное)

- Давайте вспомним, что же называется именем существительным? (Имя существительное – часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?)

Дополнения учителя: имя существительное – самая представительная часть речи. Почти каждое второе слово в нашем языке - имя существительное. По наблюдениям ученых, существительные появились в речи в числе первых слов. Это наиболее самостоятельная часть речи.

- Мы с вами много знаем об этой части речи. Давайте распределим все грамматические признаки существительного в таблице, определяя постоянным он будет или нет. (Слайд 4)

- На какие 2 группы можно разделить все имена существительные?

(Одушевленные – КТО? неодушевленные – ЧТО?)

- Куда мы поместим признак “Одушевленные – неодушевленные”? (В постоянные признаки)

- Какие ещё постоянные признаки вы знаете? На какие ещё 2 группы можно распределить существительные? (Нарицательные и собственные)

- Как пишутся имена собственные? (Спрописной буквы и названия в кавычках)

- Разместим признак “нарицательные и собственные” в таблицу.

- На какие три группы делятся имена существительные? (3 рода)

Ученик рассказывает стихотворение о родах имен существительных.

Женский род запомню я
И скажу: “Она – моя”.
Я запомню род мужской
И опять скажу: “Он – мой”.
Средний род: “Оно - моё” -
Это правило - твое!

- Существительное “друг” из нашего текста будет какого рода? (Мужского)

- Какой это грамматический признак: постоянный или нет? (Постоянный)

- Заносим в табличку “Женский, мужской, средний род” в постоянные признаки.

- Слева - все постоянные признаки; рассказывая о них, употребляем формулу “существительные БЫВАЮТ”.

- Давайте посмотрим, как же изменяется имя существительное? (По числам)

- Какой это признак имени существительного? (Непостоянный)

Разместить в табличке справа.

Физминутка:

1) показ картинок – одушевленные – хлопки; неодушевленные – маршировка;

2) единственное число – руки вверх; множественное число – сели.

4. Постановка проблемы, темы урока.

- Вернемся к нашему тексту. С точки зрения “редакторов” правильно ли составлен текст? Как вы думаете я случайно допустила такую ошибку?

- Эти слова являются однокоренными? (Нет, это формы слова).

- В чем отличие однокоренных слов от форм слова?

- Сегодня на уроке мы узнаем еще один непостоянный признак имени существительного.

Знакомство с названием падежей. Сказка Е.Мережинской “ Откуда пошли названия падежей”. (Слайд 5)

Он ещё не родился, а уже думали, какое имя ему дать, и решили назвать - именительный.

Родился - стал родительный. Это имя ему ещё больше понравилось.

Но он был малышом, ему всё давали, и он стал дательным.

Но он был ещё большим озорником, за всякие проделки его винили, и он стал винительным.

Потом подрос, стал творить добрые дела и называться стал творительным.

Он всем предлагал свою помощь, о нём заговорили и назвали теперь предложным…

- Изменение имен существительных по вопросам называется изменением по падежам или склонением. Слово падеж произошло от латинского слова cаsus (казус) – падение. Ученые заметили, что имя существительное имеет прямую форму (основную) и косвенную, то есть как бы отклоняющуюся от прямой. Отсюда и известный термин “склонение”.

- В русском языке 6 падежей, в немецком - 4, а у финнов целых 15. Но каждый народ прекрасно справляется со своими падежами. А наша задача – запомнить и понять свои 6 падежей, чтобы говорить легко, грамотно и красиво. Давайте с ними познакомимся: Именительный, Родительный, Дательный, Винительный, Творительный, Предложный. Падежи следуют друг за другом по порядку, имеют свои вопросы.

Парад падежей. (Учащиеся читают наизусть)

У слова есть шесть падежей,
Шесть верных маленьких пажей.
Они проходят чередой,
За слово в бой готов любой!
Вверяют окончаниям
Судьбу и жизнь свою!
И про свое призвание
На ушко им поют.

1.

Я именительный падеж,
И нет на мне чужих одежд.
Меня легко все узнают
И в подлежащее зовут.
Предлогов с детства не люблю,
С собою рядом не терплю.
Мои вопросы – кто? и что? –
Ни с чем не спутает никто.

2.

А я – падеж родительный.
Характер мой общительный.
Кого? чего? – и вот он я!
Предлоги часто мне друзья.

3

Я называюсь дательным,
Работаю старательно.
Кому отдать? К чему призвать?
Лишь только я могу сказать.

4

А я – винительный падеж,
И я во всем виню невежд.
Зато отличников люблю,
Для них “пятерки” я ловлю.
Кого позвать, во что играть,
Готов ребятам подсказать.

5

А я творительный падеж,
Исполнен всяческих надежд.
Творите! Чем? Творите! С кем?
Я подскажу вам – нет проблем!

6

А я – падеж предложный!
Со мною случай сложный.
Мне без предлогов свет не мил.
О ком? О чем я расскажу?
О чем мечтать и в чем гулять.

- Откройте учебник с. 34. Прочитайте правило.

- К каким признакам, постоянным или нет, мы отнесем падежи?

- Спишите текст. Над падежными формами существительного “друг” надпишем падеж, в котором он стоит. Выделим окончания.

- Что меняется в существительном? (Окончания)

- Почему менялись окончания? (Менялась форма слова). (Слайд 6)

кто? друг

кого? друга

кому? другу

кого? друга

кем? другом

о ком? о друге

- Рассмотрим таблицу с. 34.

- Падежи стоят в определенном порядке. Чтобы их запомнить народ придумывал разные шутки-прибаутки. (Слайд 7)

Иван рубил дрова, Василиса таскала поленья.

Иван рубил дрова, Варвара топила печку.

Иван Рубил Дрова, Велел Тащить Пилу.

Извините, Родители, Дайте Ванюше Таблеток Покушать.

- Изменение имён существительных по вопросам называется изменением по падежам или склонением. Склонение - грамматический признак имени существительного.

  • Определить падеж, кроме падежных вопросов, тебе помогут вспомогательные слова.
  • С предлогами могут употребляться все падежи, кроме именительного.
  • Все падежи, кроме именительного, называются косвенными. (Слайд 8)

5. Работа в печатной тетради. Закрепление.

- Откройте с. 37, упр.4.

- Прочитайте стихотворение. Какое слово выделено и повторяется?

- Определим падеж, выделенного слова, соединим с табличкой падежа. Выделим окончания.

- Есть ли в тексте еще существительные? Давайте определим их падеж?

6. Подведение итогов. (Слайд 9)

- Давайте вспомним девиз нашего урока.

- Какую тайну нам сегодня удалось раскрыть?