Эффективное использование ИКТ в создании и подготовке дидактического и наглядно-демонстративного материала

Разделы: Математика, Информатика


Учитель математики находится в постоянном поиске методических приёмов, облегчающих понимание учащимися тех или иных те, вопросов и отдельных положений. Всегда при прохождении темы "Измерение углов. Транспортир" (5 класс. И.Я.Виленкин) была не удовлетворена тем, что ученики часто ошибаются: вместо тупого угла начертят острый и наоборот; не могут правильно определить градусную меру угла. Выход из положения нашёлся, когда я обратилась к проектору Epson.

Говорю ученикам, что для измерения углов применяется транспортир. Проектирую его на доску. Показываю его общее устройство, т.е. штрихи шкал, центр транспортира и т. д.

Открываю доску с нарисованным на ней развёрнутым углом с центром О, проектирую транспортир на развёрнутый угол АОВ так, чтобы центр транспортира совпал с вершиной угла и оба начала отсчёта находились на сторонах. На доске чётко видно, как развёрнутый угол штрихами шкалы транспортира разделяется на 180 равных углов. Спрашиваю определение градуса: угол, равный 1/180 части развёрнутого угла, называют градусом. Каждое деление шкалы равно 1°. Следовательно, градусная мера угла АОВ равна 180°.

Теперь перехожу к измерению различных острых и тупых углов. На заранее выполненные, на доске чертежи проектирую транспортир так, чтобы его центр совпадал с вершиной угла, и начало отсчёта транспортира лежало на одной из его сторон. Видно, что другая сторона показывает градусную меру измеряемого угла. Обращаю внимание на то, что за начало отсчёта можно брать начало отсчёта обеих шкал и как в каждом случае располагать транспортир.

А уж показать, как строятся углы заданной градусной меры, ещё проще. Ребята с радостью бегут к доске, берут мел и линейку. Я проектирую транспортир. Они находят центр транспортира, отмечают его, затем чертят луч-сторону угла через начало отсчёта, отмечают точку около штриха, показывающего величину угла заданной градусной меры, и проводят второй луч. Делают записи.

Аналогично провожу все работы, связанные с данной темой (изображение и сравнение углов, измерение величин углов некоторых фигур: квадрата, треугольника и других многоугольников). Легко и наглядно решаются упражнения вида: какую часть развёрнутого угла составляют углы в 90°, 30°, 60°? Сколько градусов содержит угол, если он составляет ,  развёрнутого угла и т. д. ?

Так как известно, что основной метод изучения геометрического материала в 5 классе наглядно-индуктивный, то, на мой взгляд, применение проектора Epson, при изучении данной темы даёт положительный эффект.

5 класс (учебник Математика. 5 класс / Н.Я.Виленкин)

Цели:

  • Ознакомить учащихся с транспортиром;
  • Учить измерять углы с помощью транспортира;
  • Учить сравнивать углы.

Планируемые результаты.

Предметные:

Научить измерять градусную меру углов на чертеже с помощью транспортира, различать острые, тупые, прямые углы.

УУД:

  • Коммуникативные: уметь точно и грамотно выражать свои мысли.
  • Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности.
  • Познавательные: уметь выделять существенную информацию из текстов.

Личностные: формирование познавательного интереса.

Основные технологии и методы: эвристическая беседа.

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Материалы к уроку: транспортир, мультимедиа.

Ход урока

Приветствие.

Время Деятельность учителя Деятельность ученика
Организационный момент

1 мин.

– Ребята у кого возникли трудности с выполнением домашнего задания?

Если у кого-то они были, то:

– Давайте разрешим их в конце урока.

Если нет, то:

– Замечательно, я надеюсь, что проверка тетрадей покажет, что это так на самом деле.

Один из учеников собирает тетради с домашним заданием, другой раздаёт второй комплект тетрадей.

(Дежурные)

Актуализация ранее изученного

2 мин.

Задаю вопросы.

  1. Какая фигура называется углом?
  2. Может ли у угла быть три стороны?
  3. Назовите точку, являющеюся вершинами угла АВС.(слайд №1)
  4. Какой угол является развёрнутым?
  5. Какие лучи являются дополнительными?
  6. Назовите стороны угла КМТ.

 

  1. Дают определение угла.
  2. Нет.
  3. Точка В.
  4. Дают определение развёрнутого угла.
  5. Дают определение.
  6. Луч МК и МТ.
Постановка проблемы.

2 мин.

Сравните данные углы. (слайд №2)

Как узнать на сколько ?

А знакомы ли мы с инструментом, с помощью которого это можно сделать?

Какую задачу мы поставим на сегодняшнем уроке?

Запишите в тетрадь тему «Измерение углов. Транспортир.»(слайд №3)

Говорят: угол АВС меньше угла КМН.

Надо измерить.

Кто-то скажет да, кто-то нет.

Познакомиться с инструментом, с помощью которого измеряют углы, научиться измерять углы.

Изучение нового материала

15 мин.

 

 

Изучение статьи учебника

Прочитайте статью учебника (стр. 249-251) и приготовьтесь отвечать на вопросы (слайд №4)

 

 

Фронтальная работа с учащимися

 

 

 

– Для чего служит транспортир?–

 Возьмите в руки свои транспортиры и внимательно их рассмотрите.–

 Скажите, что на них изображено?

– На сколько делений разделена шкала транспортира?

– Что такое градус? Как его обозначают?–

 Найдите на транспортире чёрточку, которая показывает центр полуокружности. Эта чёрточка очень важная. При построении и измерении углов она должна совпадать с вершиной угла (началом луча), а луч пошёл через начало отсчёта.

Транспортир нужен для измерения и откладывания углов.

Штрихи шкалы транспортира делят полуокружность на 180 долей.

Градусом называют  долю развёрнутого угла.

 

 

Открываю доску с нарисованным на ней развёрнутым углом с центром О, проектирую транспортир на развёрнутый угол АОВ так, чтобы центр транспортира совпал с вершиной угла и оба начала отсчёта находились на сторонах. На доске чётко видно, как развёрнутый угол штрихами шкалы транспортира разделяется на 180 равных углов. Спрашиваю определение градуса: угол, равный 1/180 части развёрнутого угла, называют градусом. Каждое деление шкалы равно 1°.

– Какова же величина развёрнутого угла?

– А какова величина прямого угла?

Записывают в тетрадь 1◦ – это  часть развёрнутого угла.

Градусная мера развёрнутого угла АОВ равна 180°.

– 90°, так как он составляет половину развёрнутого.

 

Теперь перехожу к измерению различных острых и тупых углов. На заранее выполненные, на доске чертежи проектирую транспортир так, чтобы его центр совпадал с вершиной угла, и начало отсчёта транспортира лежало на одной из его сторон. Видно, что другая сторона показывает градусную меру измеряемого угла. Обращаю внимание на то, что за начало отсчёта можно брать начало отсчёта обеих шкал и как в каждом случае располагать транспортир.–

 Ребята начертите в тетрадях два острых угла и обозначьте их как на доске АВС и КМН.

– Измерьте свои углы и запишите:

<АВС = и <КМН =.

Помогаю учащимся, у которых возникают трудности.

– Теперь сравните ваши углы, и результаты запишите в виде неравенства.–

 Есть желающие измерить <КМН и<АВС у доски и записать результат?

Изображают в тетради

<АВС и <КМН .

Измеряют их в тетради и записывают результаты измерения.

Записывают неравенство:

<АВС < <КМН

Желающий выходит к доске и измеряет угол, ещё раз проговаривая, как он это делает. Записывает результат измерения, и сравнивает углы.

Закрепление изученного.

17 мин

– Выполним упражнения из учебника: №1649 устно. Посмотрите внимательно на рисунок 178 и давайте определим градусные меры предложенных углов.

а) <AKD = 45°, <AKE = 110°, <AKF = 155°,

б)<BKF = 2°5, <BKE = 70°, <DKC = 120°, <BKD = 135°

в)<DKC = 15°, <DKE = 65°, <DKF =110°,

<CKE = 50°, <CKF =95°–

 Выполним упражнение №1651: вооружитесь своими транспортирами, измерьте углы и запишите результаты в тетрадь.–

 Давайте проверим, что у вас получилось. (Имя) Прочти, что ты записал.

(<DEF = 65°, <PSK = 135°,

<NOM = 112°, <ABC = 35°)

Организует процесс обсуждения полученных результатов измерений.

Открывают учебники, стр.251. Рассматривают рисунок 178, отвечают на вопросы задания.

Измеряют углы. Работают в тетради.

(Имя) отвечает на вопрос учителя, остальные проверяют свои записи. Если кто-то не согласен, то предлагает свой вариант измерений.

Подведение итогов

3мин

– Давайте подведём итоги нашей сегодняшней работы на уроке. Скажите как называется инструмент для измерения углов?

– Чему равна градусная мера прямого угла?

– Чему равна градусная мера развёрнутого угла?

– Что обозначает 1°?

–  Молодцы!

– Запишем домашнее задание; п.42, №1683,1687

– Инструмент для измерения углов называется транспортир.

– Градусная мера прямого угла равна 90°

– Градусная мера развёрнутого угла равна 180° –

 1° – это  часть развёрнутого угла.

Записывают в дневники домашнее задание.

Рефлексия

5 мин

Шел мудрец, а навстречу ему три человека, везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства Храма. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу.
У первого спросил: – Что ты делал целый день?
И тот с ухмылкою ответил, что целый день возил проклятые камни.
У второго спросил: ” А ты что делал целый день? ”– И тот ответил: ”Я добросовестно выполнял свою работу. “ 
А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием, и он ответил: “А я принимал участие в строительстве Храма“.

– Ребята! Кто работал так как первый человек? (белый жетон)
– Кто работал добросовестно, как второй? (голубой жетон)

А кто принимал участие в строительстве своего собственного Храма Знаний? (желтый жетон
Я вижу, большинство из вас принимали активное участие в строительстве Храма Знаний. Большое вам за это спасибо!
– А закончить мне хочется наш урок такими словами:

К математике способность проявляй,
Не ленись, а ежедневно развивай,
Повторяй, учи, трудись, соображай
С математикой дружить не забывай.

Поднимают соответствующие жетоны.

Используемая литература:

  1. Математика. 5 кл.: Учеб. для общеобразоват. учреждений /Н.Я.Виленкин. – 23-е изд. – М.: Мнемозина, 2008.
  2. Математика. 5 класс: поурочные планы по учебнику Н.Я.Виленкина/ авт.-сост. Л.П.Попова – Москва: "Вако", 2008.
  3. Журнал "Математика в школе" № 4-93.

Приложение