Проект работы с родителями "Оранжерея добра"

Разделы: Работа с родителями


Актуальность. В последнее время снижение жизненного уровня большинства населения приводит к сокращению времени общения детей с родителями, а также родителей со школой. Дети зачастую отдалены от родителей, испытывают дефицит любви и общения. В результате их влечет темный мир улиц и закоулков, неформальных группировок. Этот мир заменяет им дом, а часто и школу. Современный этап развития человечества сопровождается негативными социальными последствиями. Остро стоит проблема воспитания у детей гуманных качеств. Именно вместе с родителями возможно осуществление главной воспитательной задачи - формирование личности ребенка.

Педагогическое взаимодействие с родителями воспитанников в том, чтобы содействовать единому воспитательному полю, единой социальной среде, в которой бы наивысшие ценности являлись основой жизни либо были признаны как основа жизни желаемой, достойной для жизни человека.

Ключевой фактор становления и формирования личности - социальная среда, окружающая подрастающего ребенка. Она решающим образом влияет на становление его личностного мира, потому что он предоставляет ему материал для отражения мира как такового.

Социальный мир семьи – сильнейший фактор формирования личности ребенка. Его влияние нельзя исключить и не учитывать.

Философское обоснование проекта. Ребенок - это плод любви. Он должен расти в особых условиях, где царят добро, любовь и взаимопонимание. Без этих трех составляющих он может погибнуть и нравственно и физически. Сейчас в современной педагогике появилось понятие “серые цветы”.Это дети, про которых забыли и родители и общество. Они похожи на цветы, растущие на обочине дороги: серые, запыленные. Мимо проходят люди и не замечают серых цветов. Чтобы избежать этого явления, школа, родители, общественность во взаимодействии должны создать оранжерею добра для детей.

Ожидаемый результат.

Ощутимым результатом реализации проекта является то, что ребенок стал думать о самом себе, задумался над вопросом: что во мне хорошего и что плохого?

Самые изощренные методы воспитания останутся пустыми, если они не приведут к тому, чтобы человек посмотрел на самого себя, задумался над собственной судьбой.

Таким образом, наш проект нацелен на создание взаимодействии с родителями и школой особой среды, в которой школьник смог бы реализовать свои способности, обрести нравственный стержень, умение противостоять жизненным трудностям, стать конкурентноспособной, самосовершенствующейся, нравственно и физически здоровой личностью.

В процессе реализации проекта нам необходимо решить следующие задачи:

  1. Анализ социально-бытовых, семейных условий, где воспитывается ребенок.
  2. Изучение способностей детей.
  3. Определение особых условий для максимального развития ребенка.
  4. Составление плана работы партнерского взаимодействия двух социальных институтов - семья и школа.
  5. Мониторинг воспитанности и обученности, психоэмоционального состояния участников проекта.

Срок проекта: 2007–2014 год.

Механизм реализации проекта.

Взаимоотношение классного руководителя с семьей учеников, имеют одно назначение: помочь ребенку (в обучении школьника и в развитии его личности).

Семья и школа – автономные социальные институты. Речь может идти только об их взаимодействии. Не более того.

Таким образом, взаимодействие школы и семьи, педагога и родителей необходимо в целях максимального развития ребенка.

Очень важно помочь стать на позицию культурологическую, понять, что выпадающий из контекста культуры ребенок – это в итоге, несчастный ребенок в будущем.

Исходя из этого, в партнерском взаимодействии с родителями следует поработать над бытовой аналогией “Сорняки и культурные растения”. Такая аналогия проста, доступна, образна, опирается на большой практический опыт родителей, работающих на огородных участках.

“Условия произрастания детей – сорняков и питомцев “Оранжереи добра””
Сорняки - растущие без любви, внимания дети, оставленные на обочине общества Культурное растение - окруженный любовью и вниманием, имеющий все условия для развития личностных качеств, уважающий себя и других, нацеленный на успех.
Сорняки производит сама природа Культурное растение выращивают специально, возделывают
Сорняки растут быстро Культурное растение растет медленно
Сорняки растут густо Культура требует прореживания, чтобы каждая особь имела пространство
Сорняки стойко выносят превратности судьбы Культурные растения гибнут и чахнут без необходимых условий
Сорняки не нуждаются в уходе Культура требует постоянной заботы садовника, огородника
Сорняки захватывают территорию, уничтожая слабые растения Культурные посадки не обладают такой агрессией к “соседям”.
Сорняки чрезвычайно активно размножаются Новые культурные растения трудно сложно, не всегда удается, необходима помощь человека в размножении.

Когда приводится такая аналогия работы, родители улыбаются в согласии, удивляются в точности воспитательной ситуации, отражающей “культивирование” человеческой натуры. Потом понимают идею воспитания как “вочеловечивания” натуры человеческого организма. А значит, становятся соратниками, единомышленниками классного руководителя.

Тактическая сторона взаимоотношений с родителями выстраивается классным руководителем благодаря ведущей идее “заботы о развитии ребенка”. Она развивается на фоне общего уважения к матери отцу как личности.

Забота о развитии ребенка выступает и целью, и мотивом, и способом общения с родителями.

Взаимодействие классного руководителя и родителей реализуется в различных формах совместной деятельности. Ряд видов деятельности и соответственно форм сориентирован на интересы детей и родителей. Распространены семейные формы работы. В реальной жизни коллектива рождаются комплексные формы совместной деятельности.

Перечислим формы совместной деятельности родителей и классного руководителя:

1. Родители разработали свой подпроект по воспитанию детей, которая помогает реализации в целом проекта “Оранжерея добра”.

Главной идеей проекта является забота о развитии ребенка, “вращивание” Человека в человеке.

Структурная составляющая родительского подпроекта. (Cхема)

2. Общее классное собрание.

Обсуждаются проблемы, отражающие общие интересы родителей и детей. Важен демократизм встречи, добровольность участия, учет пожеланий участников собрания. Это разговор равноправных, заинтересованных людей. Собрание имеет формы конференции, диспута, КТД.

Например: в начале учебного года проводится конференция “Наши коллективные дела”. В конференции определяются перспективы совместной деятельности субъектов ОП, планирование работы на год.

3. Родительское собрание- ключевой момент взаимодействия с родителями.

На собрании фокусируются все важнейшие функции классного руководителя.

Во-первых, “согласие” как взаимная договоренность об основах воспитания школьников. Классный руководитель ознакомит с целями и задачами школы на гол.

Во-вторых, “сопряжение” как единство требований и стиля отношения к ребенку. Классный руководитель перечисляет основные педагогические требования и содержания работы с детьми.

В-третьих, “сопереживание” как эмоциональный отклик на события, эпизоды, успехи, неудачи, болезни, изменения в ходе жизни как школьников, так и семьи отдельных учеников.

В-четвертых, “соучастие”. Родители сообщают о своих возможностях, предлагают материальную или иную помощь.

В-пятых, совместная деятельность педагога, детей и родителей в подготовке экскурсий, поездок, посещения концертов, организации праздников, субботников, ремонта школы, а также совместного обсуждения вопросов воспитания.

Темы родительских собраний:

“Доброта спасет мир”;

“Учимся понимать своего ребенка”;

“Нравственные уроки семьи – нравственные законы жизни”;

“Роль отца в воспитании детей”

3. Родительский лекторий.

Знакомит родителей с вопросами воспитания, повышает их педагогическую культуру, помогает вырабатывать единые подходы к воспитанию детей,

В определении тематики лектория участвуют родители в виде заказа.

4. Диспут – размышление по проблемам воспитания – одна из интересных для родителей форм повышения педагогической культуры. Он проходит в непринужденной обстановке, позволяет всем включиться в обсуждении проблем, способствует формированию умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на накопленный опыт, пробуждает активное педагогического мышление.

5. Встреча с администрацией, с учителями целесообразно класса целесообразно проводить ежегодно. Педагоги знакомят родителей со свои требованиями, выслушивают их пожелания. Возможны вопросы в адрес друг друга, составление программы действий по выявленным проблемам в процессе совместного коллективного поиска. Встреча может быть завершена индивидуальными консультациями, беседами или работой в группах с учетом возникших проблем и сложностей в воспитании, обучени

План работы с родителями за 2012–2013 уч. г.

Мероприятия Дата Ответств. Примеч.
1. Кл. час “День знаний” Сентябрь Кл.рук.  
2. Экскурсия “Золотая осень” Сентябрь Кл.рук.,
родкомитет
 
3. Ремонт класса Сентябрь Род.комит.
Кл. рук.
 
4 Посещение на дому, с целью ознакомления с домашними условиями учащихся и личное собеседование с родителями Сентябрь Кл. рук.  
5. Род. конференция “Наши коллективные дела” Сентябрь Род.комит.
Кл.рук.
 
6. Кл.час посвящ. мамам “Мы любим вас” Октябрь Кл. рук.  
7. Встреча с замечательными людьми наслега Октябрь Кл. рук.  
8. Поздравления пожилым людям (дедушек и бабушек) “День пожилых людей” Октябрь Кл. рук.  
9. Помощь в участии НПК Системат. Кл.рук.,
родители
 
10. Род. собр. “Доброта спасет мир” (итоги 1 четверти) Октябрь Кл. рук.
Родит.
 
11 Косметический ремонт класса Ноябрь Мамы  
12 Семинар “Трудный диалог с учебой или как помочь своему ребенку учиться” Ноябрь Кл. рук.
Родкомитет
 
13 Родительское собрание “Учимся понимать своего ребенка” Декабрь Кл. рук.
Родкомитет
 
14 Новогоднее шоу “Волшебная звезда Декабрь Кл. рук.
Родкомитет
 
15 Педлекторий “Семейное воспитание и здоровье наших детей” Январь Кл. рук.
Родкомитет
 
16. Родительское собрание “Роль отца в воспитании детей” Февраль Кл. рук.
Родкомитет
 
17 Круглый стол с элементами деловой игры для родителей “Как воспитать толерантного человека” Февраль Кл. рук.
Родители
 
18 Встреча с воинами защитниками Отечества (отцами) Февраль Кл.рук.
Родкомитет
 
19. Участие детей и родителей в акциях “Милосердие” Март Кл.рук.
Родители
 
20. Семинар-практикум для родителей “Поговорим о правах ребенка” Март Кл.рук.
Родкомитет
 
21 Праздник 8 Марта. Конкурс “Я и моя бабушка” Март Кл.рук.
Родкомитет
 
22 Педлекторий в форме диспута “Наказание ребенка: необходимость, или…?” Апрель Кл.рук.
Родкомитет
 
23 Поездка в туркомплекс с. Суотту Апрель Кл.рук.
Родкомитет
 
24 Участие в массовых субботниках “Экология родного села” Май Кл.рук.
Родкомитет
 
25 Встречи,посвященные ко Дню Победы (Дедушки, бабушки - ветераны войны и тыла) Май Кл.рук.
Родкомитет
 
26 Родительское собрание “Нравственные уроки семьи – нравственные законы жизни” Май Кл.рук.
Родкомитет
 
27 Поход на природу “Здравствуй, лето!” Май Кл.рук.
Родкомитет