Эстетические и нравственные возможности художественного текста в развитии культуры речи обучающихся на уроках русского языка по теме "Лексика". 10-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 10


1. Пояснительная записка.

Эстетическое воспитание на уроках русского языка - это формирование у школьников эстетического чувства, представления о прекрасном в языке и речи. Умение видеть прекрасное, понимать и ценить его по законам красоты необходимо каждому культурному человеку, поэтому, развивая эстетическое чувство у учащихся, школа готовит их к жизни, формируя тем самым одно из основных качеств разносторонней личности.

Школа призвана помочь ребенку безболезненно войти в сложный мир человеческого социума через культуру. Русский язык является средством приобщения к духовной культуре, к историческому опыту человечества и основным каналом социализации личности обучающегося.

Современная социокультурная ситуация требует от каждого человека активных речевых действий и умения говорить внятно, доходчиво, убедительно. Концепция ФГОС предложила несколько перспективных идей, одна из которых – учить обучающихся универсальным учебным действиям. К универсальным учебным действиям относятся чтение вообще, образность, выразительность речи, терминологическая культура. Они обусловливают главные цели основного общего образования:

  • Воспитание уважения к родному языку и литературе как явлениям русской культуры.
  • Развитие способности к речевому взаимодействию, способности извлекать информацию из различных источников.
  • Освоение знаний об устройстве языковой системы и законов ее функционирования.
  • Овладение культурой устной и письменной речи, нормами речевого этикета.

Овладеть знаниями о языке как системе, её устройстве, развитии и функционировании поможет художественный текст. Кроме того, художественный текст имеет большие эстетические и нравственные возможности, несёт в себе воспитательный заряд, способный пробудить мысль, подействовать на чувства обучающихся. Из него можно извлечь максимум информации о строении языковых единиц, их значениях, связях, сфере употребления, выразительных возможностях.

Привлекая тексты русских классиков, в которых речь идёт о доброте, милосердии, человечности, совести, героизме и т.д., можно побуждать учащихся не только думать над поставленными вопросами, но и делать нравственный выбор, формировать нравственную позицию.

В своей работе особое место я отвожу поэтическому тексту. Поэзия обладает одним удивительным свойством: она возвращает слову его первоначальную, девственную свежесть. Самые стёртые, до конца «выговоренные» нами слова, начисто потерявшие для нас свои образные качества, живущие только как словесная скорлупа, в поэзии начинает сверкать, звенеть, благоухать… Слово оживает в двух случаях. Во-первых, когда ему возвращают его фонетическую (звуковую) силу. А сделать это в певучей поэзии значительно легче, чем в прозе.

Во-вторых, даже стертое слово, поставленное в стихах в мелодический музыкальный ряд, как бы насыщается общей мелодией стиха и начинает звучать в гармонии со всеми остальными словами. И, наконец, поэзия богата аллитерациями. Это одно из ее драгоценных качеств.

В содержание раздела «Лексика» в 10 классе входят сведения, уже известные учащимся из курса русского языка основного общего образования. Организуя повторение изученного и работу над новыми темами, я применяю тексты и различные виды его анализа.

2. Цели и задачи раздела.

Цели:

  1. Формирование языковой (лингвистической) компетенции; познакомить детей с прекрасным в языке и речи (эстетическое познание языка и речи);
  2. Развитие природных особенностей человека: умение мыслить, чувствовать, действовать и его свойств субъекта культуры (гуманности, духовности, нравственности, творчества).

Задачи:

познавательные: сформировать навыки работы с текстом (чтение, восприятие, анализ);

развивающие:

  • развивать все стороны, входящие в структуру языкового эстетического чувства;
  • воспитать языковой эстетический вкус (сформировать языковой эстетический идеал);
  • развитие творческих способностей обучающихся, интуиции, воображения, мышления, уверенности в своих силах;

воспитательные: развивать у учащихся потребность в эстетическом совершенствовании своей речи; готовить обучающихся к успешной социализации в обществе.

3. Обоснование используемых в образовательном процессе по разделу программы образовательных технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся.

Раздел «Лексика» в 10 классе изучается в начале учебного года, когда попутно повторяется материал, изученный в среднем звене. Решить обучающие задачи по развитию культуры речи старшеклассников на данном этапе помогут межпредметные связи. Наиболее тесные и органические связи русского языка как предмета осуществляются с литературой. Поэтому я использую художественные тексты, с которыми десятиклассники знакомились в среднем звене. На таких уроках уместно использовать интегральные технологии, которые предполагают использование таких методов обучения как объяснительно-иллюстративный, эвристический, проблемный, модельный.

Например, на первом уроке, посвящённом теме «Слово о русском языке»), я предлагаю десятиклассникам вспомнить отрывок из стихотворения А. С. Пушкина «Памятник» и ответить на вопросы:

– Какое значение имеет слово язык в данных строчках?

Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,
И назовет меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
Тунгус, и друг степей калмык.

Почему Пушкин употребил слово “язык”, а не народ, нация?

(Финны, калмыки – разные народы, у них разный уклад жизни, но ведь в каждом человеке живет поэт).

Здесь мы можем говорить об этнической функции языка. Язык в стихотворении Пушкина выступает своеобразным метонимическим обозначением народа. Также на этом уроке предлагаю десятиклассникам вспомнить стихотворение в прозе И.С. Тургенева «Русский язык»:

«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»

Вопросы классу:

– Вспомните, в какой период жизни был написан этот лирический этюд Тургеневым?

– Чем является для писателя русское слово?

– Какими эпитетами Тургенев характеризует русский язык?

– Как понимаете последнее предложение в стихотворении? (писатель верит в душевную силу, нравственную мощь, духовную стойкость своего народа)

На этом же уроке учащиеся читают отрывок из стихотворения С.Н. Сергеева-Ценского «Наш язык»

В век темноты самодержавья
Тургенев к Родине приник
И взял, как меч, против бесправья,
Наш златокованый язык. …

и получают задание:

– Письменно объясните смысл (так, как они понимают) двух последних строчек данного четверостишия.

После проверки мини-сочинений десятиклассников раздаётся весь текст стихотворения «Наш век», дети читают его и думают над вопросом:

– Можно ли считать синонимами слова «речь», «язык», «слово», употребляемые в данном стихотворении?

Далее ученики знакомятся со статьёй в учебнике «Слово о русском языке» и получают домашнее задание: написать мини-сочинение «Великий, могучий, правдивый и свободный русский язык».

По ходу урока представленные тексты можно использовать и для повторения «Синтаксиса» (например, объяснить знаки препинания в ст. А. Пушкина и С.Н. Сергеева-Ценского). Проводится словарная работа: школьники, работая с толковым словарём, объясняют значение слов «сущий» (ст. Пушкина), «златотканый», «приник» (ст. «Наш язык»). Разбирая слово «златотканый», также объясняют его орфографию.

На данном уроке используется эвристический метод обучения - это получение знаний, когда учитель не учит, а помогает разобраться в материале. При помощи вопросов учитель наталкивает учеников на интуитивно понятный способ понимания.

Развитию представлений о метафоричности, экспрессивности, ассоциативности, многозначности способствуют тексты на одну тему, но разные по стилистике.

Например, на уроке «Изобразительно-выразительные средства русского языка» я использую Следующие тексты:

  1. «Москва — столица России, центр Московской области, город федерального значения, субъект Российской Федерации. Крупнейший политический, промышленный, научный и культурный центр. Расположен в центре Европейской части России, в междуречье Оки и Волги, на реке Москва. Граница города в основном проходит по Московской кольцевой автомобильной дороге».

  2. «Блеск утра был волшебный. Москва с Поклонной горы расстилалась просторно с своей рекой, своими садами и церквами и, казалось, жила своей жизнью, трепеща, как звезды, своими куполами в лучах солнца».

  3. Но вот уж близко. Перед ними
    Уж белокаменной Москвы,
    Как жар, крестами золотыми
    Горят старинные главы.
    Ах, братцы! Как я был доволен,
    Когда церквей и колоколен,
    Садов, чертогов полукруг
    Открылся предо мною вдруг!

Предлагаю десятиклассникам сравнить эти три фрагмента, посвященных Москве, и подумать над вопросами:

– Внимательно прочитайте тексты и определите их стили речи. В первом тексте — лишь точная, конкретная информация, не основанная на художественном изображении и не содержащая никакой эмоциональной оценки. В двух последующих описаниях нарисована художественная картина.

– Откуда взяты тексты художественного стиля?

Что делает картину Москвы в произведениях Л. Толстого и А. Пушкина необычайно яркой, богатой, запоминающейся?

– Почему в их описаниях картина столицы оживает? Мы как будто видим город, его «сады», «церкви», «купола», «кресты золотые».

Находя ответы на эти вопросы, обучающиеся приходят к мысли, что образ Москвы в художественном тексте создается при помощи особых художественных приемов: метафор («горят... главы»), сравнений («как звезды», «как жар»), ярких эпитетов («блеск... волшебный», «старинные главы»), инверсии, («белокаменной Москвы... горят старинные главы») и др.

Также обращаем внимание на слова «главы» (здесь имеются в виду купола церквей) и «чертоги» (пышные, великолепные здания, дворцы), которые называют поэтическими, то есть исполненными высокой поэзии, прекрасными, волнующими. Эти необычные слова, а главное — неожиданные их сочетания, становятся и средствами вполне определенного эмоционального отношения к Москве.

В ходе работы над текстами расширяется словарный запас школьников, формируются навыки работы со словарями, таким образом, обучающимися осваивается новый материал.

На уроке используется объяснительно-иллюстративный метод, основное назначение которого состоит в организации усвоения информации учащимися. Его иначе можно назвать информационно-рецептивным. Он состоит в том, что учитель сообщает готовую информацию разными средствами, а обучающиеся воспринимают, осознают и фиксируют в памяти эту информацию.

При изучении темы «Происхождение лексики современного русского языка» используются технологии проблемного обучения. Например, анализируя отрывок из стихотворения Пушкина «Бесы»,

Там верстою небывалой
Он торчал передо мной;
Там сверкнул он искрой малой
И пропал во тьме пустой.

ученики узнают, что для измерения расстояний на Руси использовали версту, которуюранее называли поприще. Далее ставится проблемный вопрос:

– Можно ли считать слова «поприще», «попрать» однокоренными? Ребята работают с этимологическим, толковым, словообразовательным словарями. В ходе работы они узнают: поприще — старорусская путевая мера для измерения больших расстояний, а затем взамен её появляется верста. Слово встречается в русском переводе Библии: «и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два». Слово попрать заимствовано из старославянского языка, имеет значение «давить, топтать», получается этимологически того же корня, что и поприще. Подобные задания позволяют научить обучающихся мыслить логично, научно, творчески; способствует переходу знаний в убеждения; вызывает у них глубокие интеллектуальные чувства, в том числе чувства удовлетворения и уверенности в своих возможностях и силах; формирует у учащихся интерес к научному знанию.

При выполнении данного задания уместно использовать групповое обучение. Групповое обучение, отражая общность интересов обучаемых, создает условия для диалога, обеспечивает совместный поиск наиболее продуктивных способов решения задач, создает условия для проявления взаимопомощи, повышает чувство ответственности, социальную и личностную значимость при благоприятных обстоятельствах учения.

Однако обучение не может быть успешным, если игнорировать индивидуальные особенности обучаемых, трудности, испытываемые каждым, различия в темпе и степени усвоения материала и др. Поэтому наряду с групповыми формами обучения следует применять и индивидуальное обучение. При этом важно достигать оптимального сочетания коллективной и индивидуальной работы обучаемых. Формами индивидуализации обучения являются индивидуализированные творческие учебные задания, индивидуальные консультации и собеседования, самостоятельная учебная работа, оказание индивидуальной помощи обучаемым и др. (см. конспект открытого урока).Уроки русского языка несут и большую воспитательную нагрузку. Приобщение личности к общечеловеческим ценностям тесно связано с проблемами взаимоотношения человека и природы. Решить данную проблему можно, используя тексты, тематически объединённых в цикл «Времена года» и представляющих собой поэтические тексты с эстетическими возможностями. Стихи или отрывки из стихотворений русских классиков позволяют почувствовать и пережить восторг перед нарисованными словами чудом природы, увидеть красивое в самом обычном явлении природы, наблюдателями которого мы часто являемся, а также извлечь из поэтического текста максимум информации о строении языковых единиц, их значениях, связях, сфере употребления, выразительных возможностях.

Моя печальная и нежная пора,
Укрытая багрянцем увяданья,
Любовь моя к тебе всегда верна,
Она полна добра и горького страданья.

Воспеть бы золото берёзовых ветвей,
И солнца блики на лесной опушке,
И бор, где не поёт уж соловей,
Места грибные, где росли чернушки.
(С. Петросян)

Данное стихотворение я использую на уроке, когда идёт речь о синонимах, о многозначности слов, при изучении художественно-выразительных средств. После коллективного анализа стихотворения обучающимся предлагается выполнить

домашнее задание творческого характера: «Напишите два небольших этюда об осени так, чтобы к первому поставить эпиграфом строчку из стихотворения А. Пушкина «Унылая пора! Очей очарованье…», а ко второму – Н.А. Заболоцкого «Это царство тумана и морока…»

При изучении раздела «Лексика» мной используются ИКТ. Например, на уроках изучения или контроля знаний обучающихся по темам «Изобразительно- выразительные средства русского языка», «Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления» и др. предлагаю старшеклассником самостоятельно ознакомиться с информационными и практическими модулями или выполнить контрольные модули ЭОР, размещённые во ФЦИОР (fcior.edu.ru/ teleschool.russian.11/32-33.12 или teleschool.russian.6.22-30i1.o…)

В контрольных модулях ЭОР также используются фрагменты художественных текстов, например:

Какой троп использован в приведенных примерах?

  1. Что ж, импресарио мне нужен, как всякому желудку ужин… (И. Северянин )
    Определите значение слова импресарио по любому Толковому словарю русского языка.
  2. Салфетки белей алебастра балюстрады. (Б. Пастернак)
  3. Ты под окном своей светлицы горюешь, будто на часах. (А .Пушкин)

Эстетическое чувство действенно. Оно стимулирует стремление человека к самосовершенствованию, а развитое языковое эстетическое чувство вызывает у детей потребность совершенствовать свою собственную речь. Ученик должен задуматься над средствами выражения мысли, уметь отобрать их с учетом эстетического восприятия речи слушателями. Это будет высшим показателем усвоения языка, потому что, как пишет Р.А.Будагов, "там же, где есть обдумывание, там есть и эстетика языка, хотя в самых элементарных своих проявлениях" Потребность в эстетическом совершенствовании своей речи у учащихся создается всем ходом работы по русскому языку. Этому способствуют беседы учителя о важности овладения богатствами языка, об уместности их использования, чтение и анализ художественного текста.

4. Система знаний и система деятельности. Формы учебной деятельности

Организуя урочную деятельность, педагог ориентируется на завтрашний уровень развития ребенка, на «зону его ближайшего развития». В начале ребенок решает учебную задачу при помощи учителя или сверстников, а завтра самостоятельно. Следующим шагом в развитии ребенка будет не только самостоятельное решение самых сложных задач, предложенных педагогом, но и самостоятельно организованная деятельность, а точнее – метадеятельность. То есть, на основе полученных знаний ученик, побуждаемый личностным интересом к своему познавательному росту, организует в партнерстве со сверстником творческую деятельность, создает продукт с целью дальнейшего взаимодействия с другими людьми, стараясь оставаться в творческом контакте с ними.

Обучение всегда происходит в общении и основывается на вербально-деятельностном подходе. Слово одновременно является орудием коммуникации и организации практической познавательной деятельности школьников. Оно тесно связано также с ценностно-ориентационной деятельностью, имеющей своей целью формирование личностных смыслов и осознание социальной значимости предметов, процессов и явлений окружающей действительности. Этому способствует широкое использование фактора новизны знаний, элементов проблемности в обучении, организации самостоятельных работ учащихся и т.п Всё это я стараюсь учитывать при подготовке к урокам и их проведении.

Кроме того на уроках не следует забывать и о принципе фундаментальности. В традиционной дидактике он формулировался как связь обучения с жизнью, теории с практикой. Фундаментальные знания обладают способностью медленнее устаревать, чем знания конкретные. Они апеллируют не столько к памяти, сколько к мышлению человека.

Например, после изучения темы «Происхождение лексики современного русского языка» даётся домашнее задание: «Вспомнить героя И.Тургенева рассказа «Муму». Определить, чему равнялся рост Герасима».

На первый взгляд кажется, что задание очень простое. Дети должны найти описание героя в начале рассказа ( «Из числа всей ее (барыни) челяди самым замечательным лицом был дворник Герасим, мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырем и глухонемой от рождения…») и вспомнить старинные меры длины.

Вершок- старинная мера длины, равная 4,45 сантиметра. Выходит, рост Герасима был всего 53 сантиметра? Что, он карлик, а не богатырь, как пишет Тургенев? Что-то здесь не так.

Создаётся проблемная ситуация. Чтобы её решить, десятиклассники должны провести своеобразную исследовательскую работу и узнать, что читателю XIX века было хорошо известно, что рост человека определялся в вершках свыше обязательных для нормального человека двух аршин. |Аршин-русская мера длины, равная 0,71 метра. Таким образом обучающиеся должны придти к выводу, что рост Герасима равен двум аршинам и двенадцати вершкам.

Творческие задания можно выполнять коллективным способом. Например, можно предложить коллективно решить такую задачу: «Найдите «лишнее» слово. Объясните, почему оно лишнее»:

Измученный жизнью суровой,
Не раз я себе находил
В глаголах предвечного слова
Источник покоя и сил!
(И. Никитин)