Электронные средства обучения для повышения уровня образования

Разделы: Математика, Общепедагогические технологии, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


Главной задачей современного образования является обеспечение качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества, государства. Качество образования – это его результативность. Результаты проявляются в знаниях, умениях, навыках обучающихся, на их основе формируются ключевые компетенции выпускников.

Одной из основных задач учителя в современном образовании становится задача заинтересовать учащегося изучаемой дисциплиной, мотивировать ребенка к изучению предмета, стимулировать его познавательную и творческую активность, научиться удивлять, интриговать. По данным исследований, в памяти человека остается 1/4 часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, 1/2 часть увиденного и услышанного, 3/4 части материала, если ученик привлечен в активные действия в процессе обучения.

Для активного включения детей в образовательный процесс на уроке использую возможности компьютерных технологий. Электронные средства обучения используются на разных этапах урока, при составлении тематического планирования с учетом использования электронных пособий. Мной используются банк контрольных, олимпиадных и исследовательских работ, открытых уроков, электронных тестов, тренажеров, презентаций, мониторинг учебных достижений.

Очень хорошо зарекомендовали себя электронные учебники. В настоящее время имеется большое количество таких пособий в Интернете, конечно не все они хорошего качества, но всегда можно найти, то что подходит. Также имеются программы для составления собственных учебников, например NVU, eBook Maestro.

Одним из преимуществ использования электронного учебника является повышенный интерес учащихся к преподаваемой дисциплине, т. к. такой учебник обладает высокой наглядностью, в нем можно использовать анимации, видеосюжеты, звуковое сопровождение, дополнительный материал и другое. Учитель также может предложить детям разнообразные многовариативные, многоуровневые задания с учетом индивидуальных предпочтений, возможностей и желания ребенка. При выполнении заданий в таком варианте отсутствует субъективность оценивания, все мы люди, хотим мы этого или нет, предпочтения, эмоции в оценивании иногда все-таки присутствуют. Электронный учебник позволяет работать в интерактивном и обучающем режиме. У учащихся появляется возможность посмотреть при желании дополнительный материал по гиперссылкам, проверить свои ответы с разъяснениями и комментариями. Ребенок может воспользоваться повтором анимации и звуковых записей, поиском по ключевым словам, закладками. Учащийся может работать в удобное для него время самостоятельно или группой, как в школе, так и дома, т.к. электронный учебник компактен, размещается на одном лазерном диске, флешке. Следует отметить, что электронный учебник можно дорабатывать, дополнять, корректировать в процессе работы, учитывая все нюансы возникшие в процессе использования, например: слишком простые и легкие задание, мало заданий повышенной сложности и т.д. При компьютеризации процесса, в электронном учебнике остается возможность активного взаимодействия учителя и ученика.

Электронный учебник также позволяет "облегчить" жизнь самого учителя при подготовке раздаточного материала и методических пособий.

Другим очень распространенным электронным средством обучения является презентации.

Интерактивные и мультимедийные презентации также способствуют развитию интереса к предмету. В презентациях используются картинки, анимации, гиперссылки, триггеры, можно дополнить видеосюжетами, подобрать звуковое сопровождение, что более интересно для современного школьника, чем объяснение с помощь плакатов. Презентация позволяет создать модель процесса, явления, позволяет наглядно продемонстрировать решение задачи, понять сложные логические математические построения, задать алгоритм выполнения действий, последовательность ответов на вопросы, составить план ответа. Этот ресурс способствует более эффективному восприятию преподаваемого материала, возникает эффект присутствия: “Я там был, я это видел”. Позволяет сохранить интригу при ответах (“правильно я ответил или нет”), посмотреть подсказку или ответ.

Интерактивная и мультимедийная презентации позволяет учителю чувствовать себя комфортно на уроке: готовые, аккуратно сделанные чертежи, продуманные и скомпонованные вопросы, дифференцированные задания, возможность использование основных моментов презентации на последующих уроках при актуализации пройденного материала и т. д. Презентации также можно сохранять и использовать в дальнейшем, с другим классом, в последующие годы подкорректировав, адоптировав, учитывая особенности определенного класса, сократив время на подготовку.

Презентация может в какой - то мере заменить интерактивную доску, там где ее еще нет.

Хотелось бы несколько слов сказать о тренажерах и тестах. Их основные достоинства – это простота и скорость, с которой делается оценка уровня подготовки учащихся, индивидуальная скорость выполнения заданий. Хочется отметить еще одну особенность, тренажеры и тесты воспринимаются большинством учеников как своеобразная игра. Тем самым снимается целый ряд психологических проблем – страхов, стрессов, нервных срывов, которые, к сожалению, характерны для обычных форм контроля.

При всех положительных моментах использования электронных образовательных ресурсов, следует отметить и недостатки. К недостаткам мы можем отнести дорогую аппаратуру, используемую для демонстрации презентаций, при работе с тестами, тренажерами, такие как проекторы, ноутбуки, компьютеры.

Сложности могут возникнуть не только с программным обеспечением, но из-за недостатка знаний по составлению учебников, презентаций, тренажеров, тестов. Ошибки могут содержаться в оформлении слайдов, подборе материала, например, следует учитывать фон слайда, страницы, их загруженность информацией. К минусам в работе с электронными образовательными ресурсами следует отнести-то, что их разработка занимает большое количество времени.

Следует также учитывать, что необоснованное, долговременное использование электронных образовательных ресурсов вредит здоровью детей. Педагоги и врачи отмечают рост детей с нарушением зрения.

Использование электронных средств обучения в учебном процессе способствует заинтересованности предметом, желанию больше узнать, больше сделать, изучить более глубоко, развитию личностных качеств ребенка, подготовке ученика к комфортной жизни в условиях быстро меняющегося информационного общества.

Список литературы.

  1. Козлова Н.В. Информационные технологии на уроках математики. URL: http://ito.edu.ru/2010/Rostov/II/2/II-2-15.html
  2. Максимова В.П. Использование современных инновационных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, в процессе обучения предмету и в воспитательной работе. URL: http://toibohoi.narod.ru/teacher/maksimova_vp/ikt1.html
  3. Шакурова Г.Ф. Электронные учебники URL: http://planeta.tspu.ru/files/file/1289823591.doc