Фронтальное логопедическое занятие по теме "Звуки "Р–Рь". Буквы "Р, р""

Разделы: Логопедия


Цель занятия: Закрепить произношение звуков “Р–Рь” в речи детей, учить дифференцировать звуки “Р–Рь”в устной речи и на письме.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • учить детей давать сравнительную характеристику звуков “Р–Рь”;
  • Учить давать полные ответы на поставленные вопросы.

Коррекционно-развивающие:

  • учить дифференцировать звуки“Р-Рь”в слогах, словах, предложениях;
  • Учить координировать речь с движением;
  • Развивать фонематический слух и зрительное восприятие;
  • Формировать навык чтения и письма.

Коррекционно-воспитательные:

  • Воспитывать наблюдательность и навыки аккуратного письма;
  • Воспитывать усидчивость и умение выслушивать товарища.

Оборудование:

1. Организационный момент.

– Сядет тот, кто назовёт первый звук в слове: Рак, речка, радуга, роза, рыба, ребус, рис, Россия, ряженка, рысь.

Дети называют первый звук в слове и садятся на места.
2. Сообщение темы занятия.

– Кто догадался, с какими звуками мы сегодня будем работать?
– Правильно, сегодня мы вспомним эти два звука и букву, которая обозначает эти звуки.

– Мы сегодня будем работать со звуками “р–рь”.
З. Основная часть занятия.

А) Анализ характеристики звуков.

– Ребята, к нам в гости пришли сказочные герои. В их именах есть звуки, с которыми мы сегодня будем работать. И они попросили помочь рассказать им об этих звуках. Поможем им?
– Тогда слушайте и отгадайте, кто пришёл первым. “Всех излечит, исцелит добрый доктор...
– Правильно. Это доктор Айболит. (Выставляется картинка с изображением доктора Айболита.) Какой последний звук слышится в слове “доктор”?
Давайте ему расскажем, что мы о нём знаем. (Выставляется схема характеристики звуков).
– Как называется сказка, в которой дедка за..., бабка за дедку... ? (Выставить картинку с изображением репки.) Какой первый звук слышим в слове “репка”? Расскажите, что вы о нём знаете.
– Сравните эти звуки. Чем они похожи? Чем отличаются?

Б) Развитие фонематического слуха и правильного произношения звуков.

Теперь приготовьте ладошки и ловите слова со звуком “Р”. (Рак, лев, радуга, весна, ручей, белка, роза, снег, робот). Сколько слов поймали?
Что вы делали?
– Что я произносила?
– К нам в гости пришли те, у кого тело покрыто перьями. (Выставляются картинки – сороки, вороны, воробья). Но они перепутали голоса. Как голос подаёт воробей?
– Что делает ворона?
Сорока?
Птицы говорят вам: “Спасибо!”
– А теперь к нам пришёл в гости тот мальчик из сказки у которого длинный нос. Кто это?

– Да.

Айболит.
Последний звук в слове “доктор” – звук “Р”.

Этот звук согласный, твёрдый, звонкий. Обозначается синим цветом.
Репка.
– Первый звук в слове “репка” – звук “рь”.
– Этот звук согласный, мягкий, звонкий. Обозначается зелёным цветом.
– Оба звука согласные, звонкие. Отличаются тем, что один звук – твёрдый, другой – мягкий.
– Семь.
– Ловили звук“Р”.Э
Слова.
– Это птицы.
Он чирикает. (Чир–чир)
– Она каркает. (Кар–кар)
Она трещит.(Тр–тр)
– Это Буратино.

– Договорим для Буратино слоги в словах:

• Кону ..(ра)
• Помидо ..(ры)
• Кенгу ..(ру)
• Детво ..(ра)
• Гита ..(ра)
• Ша ..(ры)
• Го ..(ры)
• Но ..(ра)

– А умеете ли вы договаривать слова?

• Ра – ра – ра – начинается ...
• Ры – ры – ры – надуваем мы...
• Ро-ро-ро-я налью воды в ...
• Ры – ры – ры – закусали ...
• Ар – ар-ар– закипает ...
• Ор-ор-ор-на стене...
• Ыр – ыр – ыр – любит мышка кушать...
• Ра -ра-ра– крикнем дружно мы...

– Молодцы! А теперь Буратино предлагает выполнить физкультминутку.

• РА.
• РЫ.
• РУ.
• РА.
• РА.
• РЫ.
• РЫ.
• РА.

• Игра.
• Шары.
• Ведро.
• Комары.
• Самовар.
• Узор.
• Сыр.
• Ура!!!

4. Физкультминутка Буратино”.

Буратино потянулся,
Раз – нагнулся,
Два – нагнулся.
Руки в стороны развёл,
Видно, ключик не нашёл.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.

Дети выполняют движения в соответствии с текстом.

5. Организационный момент.
– Давайте поиграем с мячом. Я буду бросатькаждому из вас мяч и называть слова, а вы должны заменить первый звук в слове на звук “Р” и назвать новое слово.

• Танец –...
• Хобот –...
• Забота –...
• Пугать –...
• Нога –...
• Кот –...
• Мука – ...
• Мычать –...
• Поза –...
• Мак –...
• Тома –...

Дети называют слова и садятся на свои места.

Дети встают полукругом.

• Ранец.
• Робот.
• Работа.
• Ругать.
• Рога.
• Рот.
• Рука.
• Рычать.
• Роза.
• Рак.
• Рома.

6. Связь звуков с буквой.

– Следующий гость очень любит варенье и умеет летать. У него есть пропеллер.
(Выставить картинку с изображением Карлсона.) Расскажите Карлсону как называется буква, которая обозначает два звука “Р–Рь”.)
(Выставить изображение с буквой “Демонстрационные таблицы” Цуканова, Бетц.) Сколько элементов у большой и маленькой буквы “Р”.
– Давайте откроем тетради на странице 18 и выполним задание № 4. Прочитайте слова в первом столбике сверху вниз. Во втором. (Дети составляют из первых букв слов новые Слова.) Запишите их в пустых клетках. Молодцы! Карлсону очень понравилось как вы выполняли задание.


– Это Карлсон.
– Эта буква называется “ЭР”.
– У большой и маленькой буквы “ЭР” по два элемента.
Дети читают слова.
Дети записывают получившиеся слова.

7. Оценка занятия. Итог.

– Пришла пора нашим гостям прощаться.
– Первыми прощаются те гости, в названии которых столько слогов, сколько раз я хлопну в ладоши. (Логопед хлопает 3 раза так, чтобы дети не видели рук). Кто простился первым?
Во второй раз топнуть 4 раза. Кто простился вторым?
Третий раз моргнуть 2 раза. Кто простился третьим?
Молодцы! Сегодня вы очень хорошо поработали. Всем гостям понравилось.

– Первым простился Айболит, сорока, ворона, воробей.
– Буратино.
– Карлсон.