Эксперимент на уроке географии

Разделы: География


То, что я услышал, я забыл.
То, что я увидел, я помню.
То, что я сделал, я знаю!

В настоящее время на уроках географии применяют различные средства обучения – карты, таблицы, схемы, фото- и видеоматериалы, картины ит.д. Но всякую информацию учащиеся воспринимают легко, и не всякая понятна и доступна им. Вот здесь и необходим эксперимент, позволяющий заглянуть в процессы, происходящие в природе.

Эксперимент - более активная форма наблюдений в искусственно измененных условиях, созданных для того, чтобы глубже разобраться в сущности изучаемого явления.

Проведение эксперимента при изучении основ физической географии оказывает огромное образовательно-воспитательное воздействие на учащихся. Помимо того, что они способствуют глубине, прочности знаний.

Успешность постановки эксперимента определяется четкостью формулировки цели и вопросов, на которые должны быть получены ответы в результате проведения эксперимента. Существенное значение имеют также наличие нужного оборудования и продуманная последовательность проведения эксперимента.

По физической географии постановка эксперимента крайне необходима Их можно проводить на географической площадке, на местности и даже в классе.

К постановке экспериментов предъявляются следующие требования:

  1. приборы не должны быть сложными, чтобы не затруднять понимание сущности изучаемых явлений;
  2. эксперименты надо строить на фактах и явлениях, уже известных учащимися, чтобы процесс проведения был достигнутым, чтобы внимание ребят было сосредоточенно на выработке самостоятельных выводов;
  3. до постановки эксперимента надо разъяснить учащимся, какова его основная цель и какие основные вопросы предстоит разрешить;
  4. в процессе проведения эксперимента учитель периодически ставит контрольные вопросы и выясняет, поняли ли учащиеся главное, чтобы суметь правильно решить поставленные вопросы;
  5. по окончании эксперимента преподаватель вовлекает всех учащихся в обсуждение результатов.

I. ФОРМЫ И РАЗМЕРЫ ЗЕМЛИ.

1.1. Вращение планет вокруг солнца.

Цель эксперимента: узнать, как расстояние от солнца влияет на время вращения планет вокруг него.

Вам понадобится: пластилин, две рейки разной длины – 30 и 100 см.

Подготовка: скатайте из пластилина два одинаковых шарика размером с теннисный шар; закрепите их на одном из концов реек.

Ход эксперимента: поставьте рейку вертикально на пол или парту рядом так, чтобы пластилиновые шарики оказались сверху. Одновременно опустите рейки.

Что получилось? Короткая рейка падает раньше.

Почему? Пластилиновому шарику на длинной рейке падать дольше, чем короткому. Это напоминает движение планет, которые непрерывно “падают” вокруг солнца. Меркурий, который является ближайшей планетой к солнцу, совершает путешествие вокруг него за 88 земных дней, Земля, соответственно, за 365, а Плутон совершает оборот за 248 земных лет.

1.2. Почему экваториальный радиус больше меридионального.

Цель эксперимента: показать, почему земной шар сплюснут у полюсов.

Вам понадобится: кусок плотной бумаги для поделок длинной около 40 см, ножницы, клей, линейка, карандаш (лучше указка).

Подготовка: отмерьте и вырежьте две бумажные полоски размером 3х40 см; положите полоски крест-накрест и склейте; соедините вместе четыре свободных конца тоже склейте - получится фигура, похожая на шар; подождите, когда засохнет клей; проделайте отверстие вместе склейки свободных концов; сантиметров на пять просуньте в отверстие карандаш.

Ход эксперимента: держите карандаш между ладоней и, двигая ими взад-вперед, вращайте карандаш с закрепленным на нем шаром. Карандаш можно заменить указкой.

Что получилось? Во время вращения шара его верхняя часть сплющивается, а а центральная часть раздувается.

Почему? На вращающий шар действует сила, стремящаяся раздвинуть в стороны бумажные полоски, и из-за этого верхняя и нижняя части сплющиваются. Как и все вращающие шары, наша Земля тоже сплюснута у полюсов и раздута по экватору. Если мы измерим окружность Земли по экватору и через полюса (по меридиану), то окажется, что по экватору на 42 см больше.

2. ЛИТОСФЕРА.

2.1. Образования молодых гор.

Цель эксперимента: показать, как силы сжатия воздействуют на движение коры.

Вам понадобится: четыре бумажных полотенца, стакан воды.

Подготовка: сложите полотенца стопкой на столе; сложите стопку пополам; намочите полотенца.

Ход эксперимента: положите руки ладонями по краям полотенец; сдвигайте ладони вместе с ним.

Что получилось? На бумажной поверхности видны многочисленные складки

Почему? Вы руками сдвигаете полотенца к центру. Чтобы поместить на уменьшающемся пространстве, бумага деформируется, образуя складки. Когда различные силы воздействуют на земную кору с противоположных сторон, сжимаемый участок меняет форму и на нем образуются складки.

2.2. Пластичность горных пород.

Цель эксперимента: показать, как при образовании складчатых структур не происходит разрыва пластов горных пород.

Вам понадобится: Брусочки разного цвета.

Подготовка: нарежьте брусочки пластилина полосками толщиной примерно 5 мм; разложите полоски пластилина разного цвета одна на другую.

Ход эксперимента: сложенные полоски прижмите и начинайте их сдвигать к центру.

Что получилось? Слои в центре начнут образовывать складки. Каждый слой пластилина будет повторять складку другого.

Почему? Вы руками сдвигаете полоски к центру. Чтобы поместиться на уменьшающемся пространстве полоски деформируются, образуя складки. Когда различные силы воздействуют на земную кору с противоположных сторон, сжимаемый участок меняет форму и на нем образуется складки. Вне зависимости от силы и скорости сближения не происходит разрыва пластов горных пород.

2.3. Образование осадочных пород.

Цель эксперимента: увидеть, как образуются осадочные породы.

Вам понадобится: батон, сливочное масло, колбаса, столовый нож, тарелка.

Подготовка: нарежьте батон и колбасу кружочками.

Ход эксперимента: положите батона на тарелку; ножом намажьте маслом на хлеб; поверх масла положите колбасу; положите сверху второй кусок батона.

Что получилось? Мы приготовили слоистый бутерброд.

Почему? Осадочные породы образуются из мелких частиц, унесенных ветром и осевших в другом месте. Они осаждаются в виде слоев, напоминающих наш бутерброд. Каждый слой в зависимости от другого составом, цветом, структурой. Самый первые слои лежат снизу, а самые молодые – сверху. С течением времени слои спрессовываются, образуя монолитную горную породу.

3. АТМАСФЕРА

3.1. Объем воздуха.

Цель эксперимента: показать, что воздух занимает место.

Вам понадобится: миска ёмкостью два литра (лучше прозрачная), пробка (натуральная), прозрачный стакан.

Подготовка: налейте полмиски воды.

Ход эксперимента: бросьте в воду пробку; накройте плавающую пробку стаканом; погрузите стакан глубоко в воду.

Что получилось? Участок поверхности воды, на котором плавает пробка, погружается вместе со стаканом.

Почему? Находящийся в стакане воздух не дает воде заполнить стакан, и поэтому вода вместе с плавающей пробкой опускается.

3.2. Облака.

Цель эксперимента: показать экспериментальным путем. Как образуются облака.

Вам понадобится: банка емкостью один литр, тарелка, стакан кипятка и лед .

Подготовка: налейте в литровую банку горячей воды; в тарелку выложите кусочки льда.

Ход эксперимента: поставьте тарелку со льдом на банку с горячей водой.

Что получилось? Воздух внутри банки поднимается вверх, охлаждается.

Почему? Теплый воздух поднимается, соприкасаясь с холодной тарелкой, остывает и образуются капельки.

В атмосфере теплый воздух, насыщенный влагой, поднимается вверх. С высотой температура воздуха ниже, следовательно, происходит процесс конденсации. Так образуются облака.

3.3. Наветренный склон.

Цель эксперимента: показать, почему на ветреном склоне выпадает больше осадков, чем на подветренном.

Вам понадобится: 5-6 ватных дисков или кусок ваты, нить, миска с водой, книга в твердом переплете, два листа бумаги.

Подготовка: отрежьте нить длинной 30-40 см и закрепите на ней ватные диски; разложите на стол два листа бумаги; на листы поставьте книгу в виде домика.

Ход эксперимента: смочите ватные диски в воде, и дождитесь, когда стечет основная масса воды; пронесите смоченную нить с ватой над учебником так, чтобы они зацепились за одну из сторон; уберите учебник с листов бумаги.

Что получилось? Первый лист бумаги оказался смоченный больше, чем второй.

Почему? Облака, насыщенные осадкими, проходят по неровностям земной поверхности, встречая на своем пути различные преграды в виде гор. Цепляются за гребни вершин, тучи оставляют больше осадков на наветренном склоне и меньше на подветренном.