Интегрированное занятие (логопедия + коррекционная педагогика) по теме "Я – будущий первоклассник!"

Разделы: Логопедия, Коррекционная педагогика


Цели:

- выявить уровень речевой и познавательной готовности к школьному обучению детей с ЗПР старшего дошкольного возраста;

- доставить детям радость и удовольствие от игр развивающей направленности;

- выполнять задания с математическим и речевым содержанием, проявляя настойчивость, находчивость, целеустремленность, смекалку, взаимопомощь;

- формировать способность к целостному смысловому высказыванию, развивать речевое творчество и выразительность речи детей.

Образовательные (обучающие) задачи:

- закреплять числовой ряд в пределах 10-ти, соотнесение числа и цифры;

- продолжать учить решать примеры на сложение и вычитание в пределах 10-ти с опорой на числовой ряд, без пересчета предметов;

- закреплять умение детей образовывать и употреблять родственные слова;

- закреплять умение использовать в речи сложноподчиненные союзы “чтобы” и “потому что”;

- закреплять понятия о звуках, буквах, слогах, словах, предложениях;

- уточнять знания детей по звукобуквенному анализу слова;

- уточнить знания детей по предложению, его структуре;

- закреплять умение детей составлять рассказ-описание с опорой на картинный план;

- закреплять знания о последовательности дней недели.

Коррекционно-развивающие задачи:

- создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания;

- развивать смекалку, слуховое и зрительное внимание и память, воображение;

- способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания;

- развивать словесно-логическое мышление на основе понимания речи;

- развивать речь;

- развивать словообразовательные функции;

- обогащать словарь;

- развивать чувство языка;

- развивать фонетический слух;

- развивать компоненты речевой деятельности (развитие фонетических процессов, речевого дыхания, просодической стороны речи, основ звукового анализа).

Воспитательные задачи:

- воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно и коллективно;

- воспитывать интерес к математическим и логопедическим занятиям.

Задачи физминутки:

- развивать общую и мелкую моторику, пластику, воображение.

Оборудование:

- ноутбук, запись видео послания от “директора школы”, видеообращение от Красной Шапочки,

- план-схема для пространственной ориентировки,

- “дерево родственных слов”,

- картинки с родственными словами,

- схема для составления сложноподчиненных предложений с союзами “чтобы” и “потому что”,

- раздаточный материал для чтения слогов, слов, предложения,

- пеналы с ручками и карандашами (по количеству детей),

- раздаточный материал с планом описания медведя,

- карточки с примерами,

- кукла Буратино с конвертом заданий для разминки,

- куклы бибабо – лесные звери.

Ход викторины

Звенит колокольчик. Дети готовы к началу деятельности.

Приветствие.

Дефектолог:

Друзья, сегодня мы пришли
На наш веселый праздник!
Мы вам улыбку принесли,
Чтоб улыбались день вы каждый.

Вводная часть

А) Логопед:

- Все мы знаем, что вы на пороге школы, очень интересного и важного события. Все мы были вместе с вами целых три года! Вы многому научились, где-то было сложно, и некоторые, даже огорчались, но было интересно и радостно! Вы пойдете в школу, а в школе самый главный человек – это директор! У нас есть послание от директора школы, давайте его внимательно послушаем!

На ноутбуке включается видеопослание “директора школы” для будущих учеников с добрыми напутствиями.

Б) Эмблема викторины.

- Нам нужна эмблема для викторины. Кто помнит, как называется наша группа? (Обращение к родителям).

Эмблемой викторины становится добрый Волшебник. (Ставится на видное место)

В) Девиз викторины:

Мы – ребята – дошколята,
Не боимся мы преград.
Любим весело играть,
Дружно, честно побеждать!

Основная часть

1. Викторина начинается с “Занимательной разминки”

Театральная ширма. Появляется кукла Буратино и ворчит:

- Эта Мальвина строит из себя умную. Еще и учит постоянно. Видите ли, я ничего, ничего не умею. Подумаешь, красивая, да умная нашлась!

Дефектолог: Здравствуй, Буратино.

Б.: Ой, здравствуйте, а куда я попал?

Д.: К ребятам, будущим первоклассникам на викторину.

Б.: Как здорово! Вы-то мне и нужны! Дело в том, что Мальвина не отпускает меня гулять и заставляет учить уроки. А тут еще она мне задала целую “кучу” хитрых вопросов! Если не отвечу – гулять не пойду.

Д.: Мы тебе поможем, где твои вопросы?

Б.: Здесь, в домике. (показывает на домик, дефектолог забирает из домика вопросы)

Вопросы викторины:

- Сколько ушей у двух ежей?

- Сколько хвостов у четырех котов?

- Сколько лап у медведя, а медвежонка?

- Сколько орехов в пустом стакане?

- На какое дерево садится ворона после дождя?

- Какой сегодня день недели, если завтра будет среда? А если вчера была суббота?

2. Задания логопеда:

А) “Дерево родственных слов”.

- Как-то много лет назад
Посадили странный сад.
Не был сад фруктовым -
Был он только словом.
Это слово – слово – корень,
Разрастаться стало вскоре
И плоды нам принесло –
Стало много новых слов.

- Ребята, мы знаем, что семейки есть не только у людей, но и у слов. Давайте поможем слову ДОМ завести свою семейку. Для этого ответьте на вопросы:

- Назовите ДОМ ласково. (Домик)

- Домик, но ещё меньше как называется? (Домишко)

- Огромный ДОМ? (Домище)

- Тапочки для дома. Значит они какие? (Домашние)

- А теперь слово ЛЕС тоже хочет завести свою семейку.

- Человек, который охраняет лес? (Лесник)

- Зверь живёт в лесу, значит он какой? (Лесной)

- Сказочный лесной герой. (Лесовичок).

Молодцы ребята!

Б) - Жило-было слово ХОД
В слове ВЫХОД, в слове ВХОД,
В слове ХОДИКИ стучало
И в ПОХОДЕ вдаль шагало.
Жил да был на свете ПАР,
С виду был он сед и стар,
Но с кипящею водой
Он плясал, как молодой.
Жили врозь они, но вот
Вместе их соединили-
По воде они поплыли.
Паром ходит ПАРОХОД,
В паре ходят ПАР и ХОД.

Мы с вами тоже можем работать со сложными и длинными словами.

Давайте “бросим” на ладошки и другие сложные слова.

ПЫЛЕСОС МЯСОРУБКА ОВОЩЕРЕЗКА

В) - Мы не только можем “бросить” на ладошки сложные слова, но и объяснить, почему эти слова так называются и для чего эти предметы нам нужны.

А помогут нам в этом профессор и весёлый мальчик. (Таблица на доске, а каждому на стол раздаточный материал)

(ПРОФЕССОР с табличкой ПОТОМУ ЧТО, а ВЕСЁЛЫЙ МАЛЬЧИК - ЧТОБЫ)

3. Задание дефектолога:

“Считарики”:

Театральная ширма, кукла Собака. Суетливо вбегает Пес, запыхаясь произносит под нос различные числа.

Д.: Ты кто?

С.: Я – Пес по кличке Считарик, я очень люблю числа, жить без них н могу! А вы знаете числа, умеете считать?

Д.:

Да, умеем, хочешь проверь нас.
Вслух сейчас считать я буду,
От ноля до десяти.
Цифру я одну забуду,
Вы попробуйте найти!

Считарик считает от ноля до десяти, пропуская число (3-4раза).

С.: Молодцы! Я побежал дальше – догонять свои числа.

Дефектолог: Как хорошо уметь считать, не надо к маме приставать…

4. Логопед перенимает слова дефектолога:

Как хорошо уметь читать.
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
Прочти пожалуйста, прочти!

- Ой, а кто это к нам летит? Да это же ФЕЯ ФОНЕТИКА!

(Раздать всем детям печатные листы и пеналы )

ФЕЯ: Ребята, а вы читать умеете? А значение слов объяснить можете? Я вам принесла задания. Справитесь вы с ними?

- Читать будем столбиками, покажите пальчиком, что значит столбик.

Дети читают слоги столбиками и слова – словарная работа.

Звуки, я заметила,
Везде и всюду есть:
В РУКЕ их только четверо,
Зато в КАРМАНЕ – шесть.
Я шесть их слышу в РАДУГЕ
И, если сосчитать,
То сразу сами скажете,
Что их в АРБУЗЕ – пять!

Давайте выполним следующее задание ФЕИ-ФОНЕТИКИ – звуко-слоговой анализ слова ЛАМА.

1) звуки обозначили,

2) слоги определили .Правило! Сколько в слове гласных…

3) В какой букве живёт каждый звук?

- Так значит, из чего состоит слово? (Из звуков, из букв, из слогов).

Последнее задание от ФЕИ.

Ребята, а что такое предложение?

(- Это когда слова дружат друг с другом…)

А какие три правила предложения мы знаем?

(Предложение начинаем писать с заглавной буквы…)

Прочтём предложение и составим его схему: У мамы кот.

Физкультминутка “Этюды-перевоплощения”

- Наши ребята не только умеют учиться, но они умеют весело играть и у них очень развито воображение. Вообще – они у нас артисты. Сейчас, дорогие гости, мы вам покажем этюды – перевоплощения.

Мы птицы. Полетели как лебеди, взмахивая руками плавно.

Высиживают птенцов – приседают, оглядываясь по сторонам.

Чистят пёрышки – делают повороты туловищем.

Укладываются в гнёздышко спать – ложатся на пол.

Клюют зёрнышки и пьют воду.

5. Задание дефектолога на пространственную ориентировку.

Обращение Красной Шапочки (видеообращение по ноутбуку):

Я маленькая девочка,
Я в школу не хожу.
Иду я к своей бабушке
И пирожки несу.
Заблудилась я немножко,
Подскажите, где дорожка.
Как мне бабушку найти,
Как мне к домику пройти.
Мама карту мне дала,
Я ее не поняла.
Помогите мне ребята.
Как пройти по этой карте?

Задание на пространственное ориентирование по схеме. Дети по очереди выходят на ковер и выполняют пошагово задания по пространственной ориентировке.

6. Задание дефектолога: “Решение примеров без наглядной опоры”

Дефектолог:

Я сегодня в лес ходила,
Встретила зверят там.
Привела их в гости к нам.
Надо малышам помочь.

Логопед: В чем же помощь им нужна?

(Появляются куклы-бибабо: волк, заяц, лиса, ежик.)

Волк: Мы зверята – малыши,
Заблудились мы в глуши.
Домик свой найти не можем,
Ждем, ну кто же нам поможет.

Заяц: Мамы дали нам подсказки
Номер дома как найти.
Надо нам решить примеры,
Чтоб скорей домой прийти.

Лиса: В детский сад мы не ходили,
Цифры, числа не учили.
Как же это нам решить,
Номер дома получить.

Ёжик: Я свой домик не найду,
И останусь я в лесу … (Плачет)

Дефектолог: Ёжик, миленький не плачь.
Смогут дети вам помочь (Обращается к детям)

Вы примеры им решите,
И ответы получите.

Дети решают примеры.

На фланелеграфе стоят макеты домиков, каждый под своим номером. Решив примеры, дети подводят зверей к домику с соответствующим номером.

7. Задание логопеда: Составление описательного рассказа про медведя.

(За ширмой стук)

Л.: К нам кто-то ещё идёт ребята!

(Появляется медведь – кукла бибабо)

Раздать детям план-описание про медведя.

М.: “Здравствуйте ребята. Я пришёл к вам из самого леса за помощью. Все мои лесные соседи думают, что я злой. А я хороший и добрый. Помогите мне им это объяснить.”

Л.: Давайте мы расскажем лесным соседям медведя, какой он хороший и, что бояться его не надо.

Работа с планом-описанием в виде диалога.

Окончание викторины.

- Вот и конец нашей викторины! Ребята все молодцы и умнички!

Родителям:

Благодарны также вам,
Что пришли сегодня к нам
Вам понравилась игра,
Мы хотим услышать – Да!

Детям:

Мы сегодня поиграли,
Настроенье всем подняли.
Попрощаться нам пора,
До свидания друзья!