Я родом из детства. 7-й класс

Разделы: Литература, МХК и ИЗО

Класс: 7


Цели урока: сосредоточить внимание школьников на психологических переживаниях , мыслях и чувствах авторов произведений А. Экзюпери и М. .Горького.

Задачи урока:

  • актуализировать знания, полученные раннее на уроках литературы и музыки;
  • показать сложность взаимоотношений взрослых и детей, вызывая у учащихся чуткость и внимание к чужой боли;
  • продолжить работу по формированию культуры диалога, умения выслушивать другую точку зрения.

Ход урока

“Быть человеком - это значит чувствовать, что ты за все в ответе”
“… не забывай: ты всегда в ответе за тех, кого приручил”
“Зорко одно лишь сердце.
Самого главного газами не увидишь”
А. Экзюпери “Маленький принц”

“Вспоминая эти свинцовые мерзости дикой русской жизни, я минутами
спрашиваю себя: да стоит ли говорить о этом?
И… отвечаю себе – стоит;
ибо это – живучая, подлая правда…”
М. Горький “Детство”

Н.М. Вступительное слово учителя. Ребята, мы сегодня проводим бинарный урок на тему “Я родом из детства” по произведениям французского писателя Экзюпери “Маленький принц” и русского писателя М.Горького “Детство”. К уроку мы подобрали эпиграфы.

(чтение учащимися эпиграфов).

- Откуда они?

Беседа по сказке “Маленький принц”. Начинаем мы наш разговор по сказке Экзюпери.

- Каким предстает перед нами Маленький принц при первом знакомстве?

- Как он относится к своей планете?

- Какие у него представления о жизни? Какие правила?

- Неожиданно на планете Б -612 появляется гостья – Роза. Что она собой представляет?

- Почему герой сказки отправляется в путешествие?

- Как Роза отнеслась к решению Маленького принца?

- Почему Роза так себя вела?

Пояснение учителя. Сам герой до определенного момента путешествует бесцельно, не понимая, что гонит его от Розы и чего он ищет. Прекрасный и капризный цветок доставлял принцу много забот и хлопот, потому то он и решил оставить Розу и уйти.

Только самодовольные высказывания географа заставляют принца задуматься над тем, что же является вечным, а что эфемерным, заслуживает ли внимания и любви простой цветок, обреченный на увядание, когда в мире есть огромные горы и огромные океаны.

Посещая различные планеты, М. п. встречается с взрослыми, посвятившими свою жизнь неразумным целям. Географ, заставивший М. п. вспомнить о его недолговечной Розе, задуматься и пожалеть ее, советует мальчику планету Земля, у которой “неплохая репутация”. Именно там происходит встреча М. п. и Лиса.

- Расскажите о встречи М. п. и Лиса. ( рассказ учащихся).

- Чему учит Лис мальчика?

(Лис знакомит героя с бездонностью человеческой души, учит истинному пониманию любви и дружбы, о которых люди забыли в сутолоке деловой жизни и потому лишились друзей. Бич современной жизни – огромные скорости, бешеные темпы. В этой вечной спешке гибнет любовь. Некогда поговорить с другом по душам, остановиться и поглядеть внутрь себя, задуматься над смыслом жизни, и даже заводить друзей кажется непозволительной роскошью.

Грустная ирония автора - в словах принца, сказанных в ответ на просьбу Лиса приручить его. “Я бы рад, но у меня так мало времени” (гл.21)

В возражении Лиса “ узнать можно лишь те вещи, которые приручишь… надо запастись терпением” - большая мудрость. Чтобы иметь друзей надо дарить им душу, отдавать самое дорогое – свое время. ( “Твоя роза так тебе дорога потому, что ты отдавал ей все свои дни”).

В словах Лиса вера самого Экзюпери: познать что – нибудь можно лишь приручая; приручение состоит в создании уз: один человек нуждается в другом так же, как другой в самом человеке,- мы ведь “в ответе за всех, кого приручили”.

И теперь мальчик твердо знает: его Роза – единственная на свете, потому что он ее “приручил”. Человеку нужен всего один цветок, тот, который наполнит душу светом и заполнит все его сердце. Поэтому он и возвращается к своей Розе.

- Что автор говорит о человеческих взаимоотношениях?

(Учитель. Каждое чувство нужно заслужить неустанной душевной работой. Любовь- это труд души. “Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь” - вот секрет, открытый Лисом Маленькому принцу.

Не случайно тот повторяет слова Лиса “чтобы лучше запомнить”. Важно, чтобы их запомнил читатель: надо уметь быть верным в любви и дружбе, нельзя быть равнодушным к тому, что происходит в мире, нельзя пассивно относиться к злу, каждый в ответе не только за свою судьбу).

М.Б.- Да, это хорошо, но это сказка. А в жизни все по – другому. Пример тому “Детство” - М. Горького. Счастливый ребенок приезжает к родным и сразу своим чутким детским сердцем понимает, что здесь не царит любовь. Зачитайте мнение Алеши (гл.1.,с. 99, Литература 7 класс, под редакцией Г.И. Беленького, “Мнемозина”, Москва 2012))

- Что же стало причиной таких отношений между родными людьми? Найдите в тексте эти строки ( гл.2.,с.100) Получение наследства и сейчас тяжелое испытание для человека. Зависть начинает управлять людьми. Родные, близкие люди, которые должны поддерживать друг друга вдруг оказываются злейшими врагами. Дети чутко чувствуют обстановку в семье, кого можно обидеть и надсмеяться. Давайте вспомним такие эпизоды из романа. (гл.2 с.104, 105-108) История с наперстком, скатертью. (пересказ учащихся). Не минул этого испытания и дед Каширин, когда после 50 совместных лет решил разделить имущество с законной женой. (гл.13,с. 134)

Н.М. – Но бабушка только посмеивалась над дедом. В жизни каждого ребенка должен быть хотя бы один человек, который относился бы к ребенку по- доброму, защищал его от невзгод. Таким человеком в жизни Алеши стала бабушка Акулина Ивановна. “Ее бескорыстная любовь к миру обогатила меня, насытив крепкой силой для трудной жизни”. ( Горький)

- Расскажите, как выглядела бабушка. (пересказ)

- Бабушка необыкновенно талантливый человек. Она знала огромное количество сказок, песен, пословиц. Вспомните. Как она рассказывала сказки?

(Учащиеся читают – гл.1, с.98 “Сказки она сказывала тихо…”)

Учитель. Мы знакомимся с бабушкой Алеши в тот момент, когда она везет свою овдовевшую дочь с внуком домой, в Нижний Новгород, они плывут по Волге на пароходе, и эта традиционная для русской литературы тема дороги поворачивается еще одной гранью. Для Алешиной мамы эта дорога – путь назад, в тяжелое прошлое, к постылой семье. Она погружена в свое горе. Для Алеши – прекрасные мгновенья жизни, это путь к иной, новой жизни, к будущему, дорога надежды. Для бабушки - возможность хоть на какое – то время забыть о том, что ждет ее дома. Пусть на короткое время, но она счастлива: “Ты гляди, как хорошо – то!..” (гл.1, с.98)

Но бабушка еще и мужественный человек. Она не теряется в минуту опасности и умело руководит окружающими, отдавая им распоряжения.

М.Б. В 1938 году была экранизирована повесть “Детство”, и мы сейчас увидим фрагмент этого фильма – сцену пожара. ( просмотр фрагмента)

Учитель. Талант бабушки раскрывается и в минуты отдыха. Расскажите о пляске бабушки. ( гл.3с. 116-117)

М.Б. - Но она была вынуждена зарабатывать, чтобы прокормить себя и внука. Зарабатывать начал и Алеша (стр281). Причем ему было не сладко, из-за реакции одноклассников, которые его начали дразнить. Давайте найдем этот текст.

М. Горький пишет, что такие отношения характерны для людей. Детский труд был распространен, он дешевле оплачивался, а дети часто не выдерживали физическую нагрузку. Это был позор для России и люди искусства не могли пройти мимо этой проблемы. Давайте вспомним, кто из русских писателей обращался к теме тяжелого безрадостного детства, детского труда. (Н. Некрасов, Погорельский “Черная курица”, А. Чехов, Ф. Достоевский). Не прошли мимо и русские художники – передвижники. Давайте посмотрим. (“Тройка” - Перова и т.д.)

Н.М. – Но бабушка Алеши, плакала над денежкой, заработанной ребенком (обращение к тексту, гл.13 с.136).

М.Б. – Да, она плакала. Мир взрослых жесток. И когда ты становишься не нужным – тебя без сожаления выгоняют на улицу. Так случилось и с Григорием Иванычем, который просил у людей подаяние. А почему Алеша отказывался вынести ему еду? ( ему было стыдно за деда). Да, почему – то людям кажется, что с тобой этого никогда не случится, но лет через 10 после смерти бабушки …(гл.7.с.124-125)

М.Б.(читает) – “Вспоминая эти свинцовые мерзости дикой русской жизни, я минутами спрашиваю себя: да стоит ли говорить об этом? И, с обновленной уверенностью, отвечаю себе - стоит; ибо это – живучая, подлая правда, она не издохла еще и по сей день. Это та правда, которую необходимо знать до корня, чтобы с корнем же и выдрать ее из памяти, из души человека, из всей жизни нашей, тяжкой и позорной.”

Н.М.- Но “сквозь этот пласт все- таки победно прорастает яркое, здоровое и творческое, растет доброе – человечье, возбуждая несокрушимую надежду на возрождение наше к жизни светлой, человеческой”.

Н.М. – И в жизни Алеши появляются хорошие люди. Пример тому Хорошее Дело, который стал необходимым для Алеши и в дни горьких обид и в часы радости. (Рассказ учащихся о Хорошем Деле) (гл.8. с.125-131)

Итог урока. Ребята, мы сегодня на уроке обратились к одной большой теме, вечной для каждого человека: Добро и Зло в мире детства – и посмотрели, как решают эти проблемы французский и русский писатели. Какие же нравственные уроки мы для себя получаем? (ответы учащихся)

Учитель - Добро и Зло часто соседствуют и в жизни и в душе каждого человека.

- Чтобы распознать зло, надо самому быть душевно чистым и чутким.

- Бороться со злом надо силами Добра, Любви и Справедливости.