Литературно-музыкальная композиция по произведениям М.Ю. Лермонтова «Прощание с Петербургом» (к 200-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова)

Разделы: Литература, Музыка, Внеклассная работа


Действие происходит в салоне Екатерины Андреевны Карамзиной.

Действующие лица:

Ведущие (мальчик и девочка, одеты в стиле 19 века)
Карамзина Екатерина Андреевна (хозяйка салона, вдова историографа Карамзина Николая Михайловича)
Карамзина София Николаевна (старшая дочь Карамзина от первого брака)
Гости вечера:
Лермонтов Михаил Юрьевич (русский поэт, прозаик, драматург, художник)
Одоевский Владимир Федорович (русский писатель, философ, музыкальный критик, общественный деятель).
Княгиня Мария Щербатова (молодая вдова, предпочитавшая всем светским увлечениям салон Карамзиных, увлечена Лермонтовым, он отвечает ей взаимностью).
Тургенев Иван Сергеевич (русский писатель, поэт, драматург, переводчик)
Белинский Виссарион Григорьевич (литературный критик, прозаик, философ)
Сатин Николай Михайлович (русский поэт-переводчик, друг детства Лермонтова)
Бартенева Прасковья Арсеньевна (салонная певица, сопрано)
Другие гости.

Звучит романс «Выхожу один я на дорогу» в исполнении кого-то из ребят).
На сцену выходит ведущий.

Ведущий: В феврале 1840 года на балу у графини де Лаваль поручик лейб-гвардии гусарского полка Михаил Юрьевич Лермонтов поссорился с бароном де Брантом. Формальной причиной было острословие Лермонтова, однако злые языки поговаривали, что не обошлось и без милой княгини Щербатовой. Впрочем, были и те, кто считал эту ссору политической. Так или иначе, в тот же вечер состоялась дуэль (с благоприятным исходом для обоих), за что Лермонтов был предан военному суду и снова выслан на Кавказ в Тенгинский пехотный полк (приказом от 9 апреля). Провожали его в салоне у Карамзиных, где, в отличие от других светских домов Петербурга, его любили и всегда с удовольствием принимали.

Ведущий уходит.
На фоне «Вальса» А.И. Хачатуряна постепенно появляются гости и занимают места в гостиной. (Кто-то садится за стол, кто-то на диван, жизнь кипит.)
На сцене появляется ведущая (одета в стиле 19 века).

Ведущая: Дом Карамзиных выделялся среди петербургских салонов. В любой вечер сюда могли приехать люди, и каждый чувствовал там себя, как дома. В гостиной красного цвета стояли простые соломенные кресла. Здесь существовал полный запрет на объяснение на неродном языке. Кроме того, в салоне у Карамзиных было принято разливать чай из самовара. Обязанность эта была возложена на старшую дочь Карамзиных – Софи. В отличие от других салонов здесь никогда не играли в карты, зато читали стихи и прозу, обсуждали литературу и политику. В разное время здесь обожали бывать Жуковский, Пушкин, Вяземский, Мятлев, Одоевский, Гоголь… Именно сюда приехал прощаться с Петербургом и Лермонтов, еще не зная, что он прощается навсегда…
Ведущая уходит со сцены, Екатерина Андреевна зажигает свечи, София наливает чай из самовара, гости тихонько беседуют.
Входит Одоевский.

Одоевский: Ну что, он здесь? Лермонтов приехал?

Екатерина Андреевна: пока нет. Боже, бедный мальчик. Собраться за 48 часов и уехать из Петербурга. Зачем, зачем он полез в драку!?

Тургенев: есть сведения, что это не он. Не все так просто, любезная Екатерина Андреевна. Шеф тайной полиции не может простить ему стихотворение «На смерть поэта». И некоторые утверждают, что де Брант не просто так решил соревноваться остротами с Лермонтовым.

Екатерина Андреевна: ах, Боже мой. Ну, все равно! Зачем такая горячность. Ведь, говорят, он даже с гауптвахты снова ему дуэль предлагал… Зачем?!

София: У меня дурное предчувствие. Мне кажется, сегодня мы увидимся с ним в последний раз.

Щербатова: Ах, Софи, ну что вы такое говорите. Смотрите, что он подарил мне в последний вечер.

(Протягивает ей записку.)

София: Здесь стихи, прочтите…

Щербатова читает стихи:

В минуту жизни трудную
Теснится ль в сердце грусть:
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть.
Есть сила благодатная
В созвучье слов живых,
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.
С души как бремя скатится,
Сомненье далеко —
И верится, и плачется,
И так легко, легко...

Белинский: Талант, талантище!!! А ведь подумать только, когда я в первый раз увидел, подумал, что он просто фигляр, взрывной мальчишка.

Сатин: О, в нем живет два человека. Один талантливый, чуткий, умный, а другой – спесивый, взбалмошный, агрессивный.

София: Вам виднее, Николай, ведь вы его близкий друг.

София: Господа, к нам на чай заглянула любимая наша певица Бартенева Прасковья Арсеньевна. Полиночка, вы покорили своим голосом и Москву и Петербург. Может, исполните что-нибудь?

Певица: С удовольствием. Я спою свой любимый романс – «Парус» Варламова, на стихи Михаила Юрьевича

София: Елена Александровна, вы с аккомпанируете?

Щербатова исполняет романс «Белеет парус одинокий».

Щербатова: Восхитительный голос.

София: Недаром Михаил Юрьевич посвятил вам мадригал

Скажи мне, где переняла
Ты обольстительные звуки,
И как соединить могла
Отзывы радости и муки?..
Премудрой мыслию вникал
Я в песни ада, в песни рая,
Но что ж! — нигде я не слыхал
Того, что слышал от тебя я.

Екатерина Андреевна: Не желаете ли чаю, Прасковья Арсеньевна?

Певица: Благодарю.

Входит Лермонтов.

Лермонтов: Приветствую вас, господа. Мое почтение, дамы. Не опоздал?

Одоевский: Ну, что вы, мы вас всегда ждем, тем более сегодня (обнимает его). Как ты, Миша?

Лермонтов: не спрашивайте, Владимир Федорович, не спрашивайте. Тоска навалилась. Предчувствия дурные. Беда, беда меня ждет… (пауза).

Вдруг Лермонтов поворачивается к Екатерине Андреевне и принимает чрезмерно веселый вид

Лермонтов: Екатерина Андреевна, ну что вы загрустили. Может, станцуем или споем? Не на похоронах же?

Екатерина Андреевна: Вам бы все дурачиться, Михаил Юрьевич. Дай, я тебя обниму да поцелую в обе щеки как мать. (Целует)

Сатин: Миша, родной, почитай нам стихи. Когда еще от тебя услышу…

Белинский: ну, что вы, право, как навеки прощаетесь.

Тургенев: и все-таки прочитайте.

Лермонтов: А знаете, у меня сложились строки, пока я смотрел в окно:

Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
С милого севера в сторону южную.

Кто же вас гонит: судьбы ли решение?
Зависть ли тайная? злоба ль открытая?
Или на вас тяготит преступление?
Или друзей клевета ядовитая?

Нет, вам наскучили нивы бесплодные...
Чужды вам страсти и чужды страдания;
Вечно холодные, вечно свободные,
Нет у вас родины, нет вам изгнания.

Княгиня Щербатова плачет у Софьи на плече.

Лермонтов: Не плачьте, милая Мария, вы останетесь в моем сердце навечно.

София: Ну, право, перестаньте прощаться. Вы вернетесь, и довольно скоро. Только умоляю вас, обойдитесь без дуэлей. Я знаю, де Брант вас провоцировал, но вы держитесь, ради нас держитесь.

Тургенев: Михаил Юрьевич, предупреждаю вас: возможно, эта дуэль была неспроста. Вы уж поберегите себя, ради нас. Хватит с нас убийства Пушкина.

Один из гостей читает «На смерть поэта».

Лермонтов: А, знаете, я даже рад, что еду на Кавказ. Я устал от лицемерия света, от вечных интриг, сплетен, только с вами – вот тут можно по-простому поговорить, испить чаю, быть самим собой.

Екатерина Андреевна: Михаил Юрьевич, а мы подготовили вам подарок. Актеры разучили сцену из вашей драмы «Маскарад». (Хлопает в ладоши: начинайте, господа!)

На сцене – отрывок из драмы «Маскарад».

Белинский: Чудесно! Как точно описаны наши нравы. Дайте, я вас обниму, Михаил Юрьевич (обнимает). Спасибо, спасибо вам.

Тургенев: Да, батенька, молодец.

Дамы кричат: Молодец!

Лермонтов: Спасибо, родные. Спасибо, дорогие. Ну, мне пора. Простите, коли можете. Не будем прощаться.

Одоевский: Пойдем, провожу, Миша.

Лермонтов и Одоевский уходят. Дамы гасят свечи.
На сцене появляется хор. Звучит романс «Горные вершины».

В исполнении детей звучат романсы:

  • «Выхожу один я на дорогу». Музыка Е. Шашиной. Стихи М. Лермонтова
  • «Белеет парус одинокий». Музыка А. Варламова. Стихи М. Лермонтова
  • «Горные вершины». Музыка А. Варламова. Стихи М. Лермонтова (из Гете)

В театрализации использована музыка А.И. Хачатуряна к драме М.Ю. Лермонтова «Маскарад».

На фото учащиеся 8-В класса ГБОУ СОШ №1119

Справка

В воспоминаниях современников находим такие строки: «Салон Е.А. Карамзиной в течение двадцати и более лет был одним из самых привлекательных центров петербургской общественной жизни, истинным оазисом литературных и умственных интересов среди блестящего и пышного, но мало одухотворенного петербургского света…». Также закрепилось твердое убеждение, что гостиная Карамзиных единственное место Петербурга, где собирается общество не для светских сплетен и пересудов, а для бесед и обмена мыслями. Стать его завсегдатаем было для людей, причастных к литературе, большой честью.

Екатерина Андреевна была моложе мужа почти на 20 лет. Екатерина Андреевна помогала мужу в его трудах как редактор, литературный сотрудник, литературный агент… Падчерицу Софи (дочь Карамзина от первого брака) она воспитала как родную. После смерти Карамзина в 1826 году Екатерина Андреевна сохранила свой салон, расширила и укрепила светские и придворные связи, хотя не любила великосветской суеты, – и все ради детей: приемной Софи и своих Катрин и двух сыновей. Софи была если не душой карамзинского кружка, то уж точно его главною егозой. В салоне ее прозвали «Самовар-пашой», потому что на ней лежала обязанность разливать гостям чай.

В 40-е годы салон Карамзиных занял первое место среди русских литературных салонов. Молодой тогда И.И.Панаев не без иронии пишет: «Чтобы получить литературную известность в великосветском кругу, необходимо было попасть в салон г-жи Карамзиной – вдовы историографа. Там выдавались дипломы на литературные таланты. Это был уже настоящий великосветский литературный салон с строгим выбором, и Рекамье этого салона была С.Н.Карамзина, к которой все известные наши поэты считали долгом писать послания».

Отъезды Лермонтова из Петербурга на Кавказ в начале мая 1840 г. и, в последний раз, 12 апреля 1841 г. связаны с Карамзиными. Именно от них, из дома Кушникова на Гагаринской улице (ныне ул. Фурманова, д. № 16), уезжал поэт в ссылку.