Экологические вопросы в сложении и вычитании десятичных дробей. 5-й класс

Разделы: Математика

Класс: 5


Цель: обобщить и систематизировать знания, умения и навыки по сложению и вычитанию десятичных дробей и научиться применять знания при решении практических задач экологической направленности, развивать познавательный интерес учащихся, межпредметную связь.

План урока:

  1. Устная работа
  2. Работа в группах с проверкой
  3. Выводы об экологии
  4. Самостоятельная работа с самопроверкой
  5. Красная книга
  6. Итог урока

ХОД УРОКА

1. Организационный момент: оформление тетрадей: дата, тема урока

2. Задания устной работы (устная работа сопровождается Презентацией)

Найти сумму цифр изображения (Слайд 2)

Дан квадрат 10х10. В нем закрашены клетки красным цветом, синем, зеленым, розовым цветами. Вопрос: какая часть квадрата закрашена конкретным цветом? (Выразить обыкновенной и десятичной дробью)  (Слайд 3)

Назвать разряды в записи десятичного числа, объяснить роль запятой (дана таблица разрядов) (Слайд 4)

Округлить число 57,38105 до сотых, десятых, единиц, десятков (Слайд 5)

Верно ли? 1)      5,67   >   5,76  2)    3,08   <     3,0808  3)    0,4609   <   0,0046  4)    0,002   >    0,200 (Слайд 6)

Выбери верный ответ 815, 771 > 816, 331  815, 771= 816, 331 815, 771 < 816, 331

Назови равные дроби: 5,3   5,03    5,300   5,003    5,30 (Слайд 7)

Укажи числа, записанные в порядке убывания 155,1;   99,41;   74,011;   50,4;   33    1,5;   2,08;  6,1;  88;  12,9879    297,1;  10,62;  5,9;  7,5;  20 (Слайд 8)

Назвать дроби равные данным (Слайд 9)

Угадай знак действия 1) 7,8 – 3,4 = 4,4 2) 0,65  +  0,3 = 0,95 3) 8 : 2 = 4  4) 5,6  + 4,2 = 9,8 5) 3,4  + 0,01 = 3,41 (Слайд 10)

Повторение правил сложения и вычитания, схема (Слайды 11, 12)

Поймай рыбки со значением 10  5,5 + 4,5   4,4 + 5,6   4 + 5,6    6 + 3,4     2,3 + 4,7 (Слайды 13, 14)

Учитель: А что означает слово экология? «Логос» — «учение». «Экос» – «дом» на латинском  языке. Получается, это наука о доме. Но не о доме в  обычном смысле, нет, это наука о нашем общем  доме — природе.Сегодня на уроке мы и будем решать задачи, связанные с экологией, природой,животными. (Слайд 15)

3. Задача-разминка

Какой кошке поклонялись древние индейцы? Даны изображения            Ягуар 4         Рысь   0.4             Гепард   1.4

2,5 – 0,3 + 4,7 – 3,1 – 0,9 + 1,1 (Слайд 16)

Задача-разминка 

Какую птицу называли птицей-легендой?

Священный ибис 11      Венценосный журавль 12        Белый и черный аисты 10

7,5 – 3,8 + 4,2 + 2,9 – 1,1+ 0,3 (Слайд 17)

4. Работа в группах (Даны листы в группах, отведено время, затем проверка)

1 группа. Воздух состоит из 3 частей азота и 1 части кислорода (по массе). Сколько кислорода в 1,200 кг воздуха?

Пусть х кг масса одной части вещества. 3-х кг масса азота x кг масса кислорода 3х + х = 1,2 (1,200 = 1,2)
4х = 1,2
x = 1,2 : 4

х = 0,3(кг) – КИСЛОРОДА (Cлайды 18, 19)

Кислород важен для жизнедеятельности людей.Кислород, содержащийся в воздухе, в процессе дыхания поступает в клетки организма и происходит выделение необходимой для жизни энергии (Слайд 20)

2 группа. Причиной многих заболеваний является неблагоприятная экологическая обстановка – загрязнённость воздуха, воды и почвы.Например,загрязнённость воздуха   над заводом составляет  0,86   над городом  –  0,129   над селом   –  1/100   над водой – 1/1000  над лесом  – 0,0003Расположите числа в порядке возрастания, и выясните, где самая благоприятная экологическая обстановка. (Слайд 21)

Какой вывод мы сделаем?

  1. Необходимо сохранять леса.
  2. Полезно  для здоровья гулять в лесу.

Часовая прогулка даёт заряд бодрости, укрепляет иммунитет, повышает работоспособность. Леса называют легкими планеты. (Слайды 22, 23)

Дополнительная  задача: 100 кг макулатуры сохранят одно дерево Сколько деревьев будет сохранено, если каждый класс нашей школы соберёт по 100 кг макулатуры?  20 (Слайды 24, 25)
Растения поглощают углекислый газ, задерживают пыль на листьях и выделяют при этом кислород. (Слайд 26)

3 группа. В нашей стране водится  много бобров. Бобр – крупный грызун, ведёт полуводный образ жизни, обитает по лесным рекам, сооружает из ила и ветвей домики, поперёк реки делает плотины длиной 5-6 метров. Узнай массу бобра. Поможет тебе схема. Даны изображения бобров (Слайды 27, 28)

  1. Влияние бобров на экологию бобры оказывают благоприятное воздействие на экологию водных мест, там поселяются моллюски и водные насекомые, которые привлекают  водоплавающих птиц.
  2.  Птицы на лапках приносят рыбью икру. Рыба, оказавшись в благоприятных условиях, начинает размножаться.
  3.  Поваленные бобрами деревья служат кормом для зайцев и многих копытных.
  4.  Сок, вытекающий весной из подточенных деревьев, любят бабочки и муравьи, вслед за которыми появляются птицы.

Запруды способствуют очистке воды, уменьшая её мутность; в них задерживается ил. (Слайд 29)

4 группа. В школьном саду с одной яблони собрали 89,8 кг и это на 5,6 кг больше, чем со второй, а с третьей собрали столько, сколько с первой и второй вместе. Сколько кг яблок собрали в школьном саду с трёх яблонь? (Слайд 30)
Правильное питание — основа здорового образа Яблоки обладают общеукрепляющим действие,хороши для почек, сердечно-сосудистой системы. Обмена веществ, пищеварения. (Слайды 31, 32)

Будем вести здоровый образ жизни?

5. Самостоятельная работа на индивидуальных листах

1 вариант

2 вариант

1) Выбери верный ответ:
  1. 6,45 > 6,54
  2. 6,00 = 6,06
  3. 6,00 < 6,06
1) Выбери верный ответ:
  1. 3,495 > 3,5794
  2. 8,00 < 8,08
  3. 7,00 = 7,07
2) Округли число 51,785 до сотых
  1. 51,78
  2. 51,79
  3. 52
2) Округли число 256,786 до сотых
  1. 256,78
  2. 257
  3. 256,79
3) Сложи числа 0,57 + 0,009
  1. 1,047
  2. 0,579
  3. 0,616
3) Выполни вычитание  48 – 5,78
  1. 53,78
  2. 43,78
  3. 42,22
4) Выполни вычитание  57 – 6,31
  1. 50,69
  2. 51,31
  3. 63,31
4) Сложи числа 0,67 + 0,002
  1. 0,069
  2. 0,672
  3. 0,87
5) Реши уравнение    24,5 + х = 60
  1. х = 35,5
  2. х = 84,5
  3. х = 36,5
5) Реши уравнение  х  + 64,5 = 70
  1. х = 134,5
  2. х = 5,5
  3. х = 6,5
6) Где числа записаны в порядке убывания
  1. 3,3   3,0303     3,03       3,003      
  2. 3,0303    3,003      3,3     3,03 
  3. 3,003      3,3     3,03    3,0303
6) Где числа записаны в порядке возрастания
  1. 3,003      3,3     3,03    3,0303
  2. 3,0303    3,003      3,3     3,03 
  3. 3,003      3,03       3,0303     3,3  
7) Округли до целых, а затем сложи 6,5 + 3,2
  1. 9
  2. 10
  3. 11
7) Округли до целых, а затем сложи 9,6 + 3,3
  1. 13
  2. 12
  3. 11
8) Реши уравнение (1,5 + х) + 3,4 = 30 8) Реши уравнение (5,5 + х) + 3,2 = 29

Проверка 1-2 ошибки – 4; 3 ошибки – 3; 4 и более – 2. (Слайд 33)
Задание по типу математического лото «Восстанови картинку». Даны примеры на сложение и вычитание дробей на обратной стороне разрезанная картинка. Отгадка: ТИГР (Слайд 34)
Амурские тигры самая большая кошка на планете. Они являются достоянием России. Амурские тигры занесены в Красную Книгу и находятся под охраной. В наших лесах не водятся тигры. (Слайд 35)
А какое млекопитающее животное, обитающее в Тверской области, занесено в Красную Книгу?
Выхухоль Занесена в КРАСНУЮ КНИГУ на территории Тверской области. (Слайд 36)

6. Домашнее задание и подведение итогов.