Антропогенное воздействие на природу. Использование природных ресурсов

Разделы: География, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 8

Ключевые слова: ландшафт, антропогенный ландшафт, природные ресурсы, природный комплекс, географическая оболочка


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (930 кБ)


Урок проходит с использованием учебника Бариновой И.И. (География России. Природа. 8 кл.: учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Дрофа.) и прилагаемой презентации.

Образовательные задачи урока.

  • продолжить формировать представление о видах природных ресурсов;
  • продолжить формировать логические учебные действия по делению понятий и их классификации на примере природных ресурсов;
  • рассмотреть влияние деятельности человека на природные комплексы.

Помимо формирования логических учебных действий на уроке естественно затрагивается также речевое развитие учащихся и формирование коммуникативных универсальных учебных действий.

Познавательная деятельность учащихся. Организовать познавательную деятельность учащихся планируется по учебнику Бариновой И.И. (География России), параграф 45 (Воздействие человека на природу), стр. 262-267, лекционный материал. Форма проведения – индивидуально-групповая самостоятельная работа по работе с текстовым материалом и классификации природных ресурсов. Кроме учебника в качестве вспомогательного материала используется книга Жижиной Е.А. (Поурочные разработки по географии: Природа России: 8 класс. – М.: “ВАКО”, 2005, 352 с.)

Тип урока. Изучение нового материала.

Содержание урока

1. Организационный момент (1-3 мин.)

2. Изучение нового материала (30 мин.)

Работаем по презентации, первый (слайд 2) рабочий слайд которой напоминает о том, что было пройдено на прошлых уроках по теме. Вспоминаем, что только что закончили рассматривать природные условия, теперь настало время рассмотреть природные ресурсы. Вместе с учащимися необходимо сформулировать цели и задачи урока, которые, возможно, будут несколько различаться в разных классах.

Вместе рассматриваем и создаём пошагово в качестве примера самую распространённую классификацию ПР по исчерпаемости (слайд 3-7) – необходимо всё время упоминать, что данная классификация даётся только для примера, а дальше придумывать свою классификацию учащимся придётся самостоятельно. Далее даётся задание придумать свою собственную классификацию природных ресурсов по какому-либо другому основанию (произвольному) (слайд 8). Ребятам в 8 классе это вполне по силам, но необычность задания и необходимость применить УУД пугают их.

Предвидя затруднение и просьбы о помощи, в презентации подготовлена классификация ПР по происхождению (также пошагово – слайд 9, 10). Необходимо напомнить им, что повторять рассмотренные классификации нельзя, а вновь придуманная классификация может быть как сложной (несколько уровней), так и простой. Если трудностей не возникло, данные слайды можно пропустить.

После этого работа идёт, как правило, легче, создаётся ряд замечательных классификаций природных ресурсов по агрегатному состоянию, съедобности, группам потребностей (рисунок в учебнике) и др. В зависимости от имеющегося у педагога лимита времени, потребности в оценках, уровня класса и проч., далее можно или для примера разобрать одну классификацию у одарённого ученика, или выборочно опросить нескольких учащихся, устроив минизащиты своих классификаций, или после урока собрать всё классификации класса для тотальной проверки, или в исключительных случаях дать доделать данное задание дома.

При этом, чтобы обсуждение классификаций не стало бесконечным, ход урока следует взять в свои руки, задав учащимся вопрос: к чему приводит изъятие природных ресурсов из географической оболочки? (Слайд 11). Обсуждение с учащимися должно привести к однозначному ответу – изменению географической оболочки, и, как следствие, к возникновению антропогенных ландшафтов (слайд 12) (в случае необходимости термин можно записать с определением).

После этого подробно рассматриваются антропогенные ландшафты, в том числе и по рисунку “Изменение ландшафта моренной равнины после освоения её человеком” в учебнике Бариновой И.И.. На этом этапе учащиеся учатся подбирать соответствующие естественным ПК антропогенные, так как созданное человеком часто является просто упрощённой копией природы (презентация – слайд 13). Учащиеся, по возможности в ходе свободного обсуждения, должны прийти к однозначному выводу о том, что лесу среди антропогенных ландшафтов соответствует парк (лесопарк), лугу – газон (клумба), реке – канал, озеру – пруд (водохранилище), горам – здания в городах, при этом роль первобытных пещер для проживания играют пещеры искусственные – квартиры. При наличии достаточного количества времени можно придумать и другие соответствия между природными и антропогенными комплексами.

Итогом обсуждения должен стать ответ на вопрос, заданный учителем (слайд 14) – могут ли антропогенные комплексы полностью заменить природные? Очевидный ответ – нет, после чего задаётся следующий вопрос (слайд 15): что же делать? Следует сделать закономерный вывод о том, что необходимо сохранять как можно больше природных комплексов от влияния на них человека. Как это можно сделать? – объявляется тема следующего урока: ООПТ (особо охраняемые природные территории – заповедники, заказники, памятники природы и т.д.).

3. Домашнее задание (5 мин.).

Домашнее задание записывается на слайде (пример – слайд 16). Обязательно кроме прочего даётся опережающее задание описать по плану любой заповедник России так, чтобы в одном классе описываемые заповедники не повторялись. Задание необходимо расшифровать, так как обязательно найдутся учащиеся, которые опишут либо национальный парк, либо Йелоустон.

При необходимости и наличии свободного времени можно провести рефлексию учащихся над прошедшим уроком, используя раздаточный материал (Приложение 1).

Таким образом, для активизации учащихся на всех этапах урока использовались следующие методы и приёмы:

- ответы на предложенные проблемные вопросы;

- самостоятельная работа с учебником;

- “изобретение” новых классификаций природных ресурсов;

- обсуждение соответствия естественных и искусственных природных комплексов;

- обсуждение последствий вмешательства человека в природные комплексы.

Учащиеся с помощью индивидуально-групповой самостоятельной работы с текстовым материалом и анализом классификаций природных ресурсов усваивают большой объём новых знаний, который не вполне совпадает с материалом учебника и при изучении домашнего задания органично дополняется.

Как правило, поведение учащихся во время урока хорошее, атмосфера рабочая, стараются даже слабоуспевающие учащиеся: внимание каждого сосредоточено на поставленной задаче. Однако, учителю необходимо уметь хорошо владеть классом, так как всегда найдутся отдельные учащиеся, отмечающие своё несогласие с неприятием учителем некоторых предложений по поводу классификации ПР.

План урока обычно выполняется во всех классах.

Из отрицательных сторон урока коллегами отмечается необходимость проверки составленных классификаций сразу у всех на уроке. С этим можно не согласиться, так как даже простое зачитывание (не говоря уже об анализе) всех классификаций занимает слишком много времени. К тому же есть учащиеся, которые с удовольствием делятся со всеми результатами своего интеллектуального труда, но есть и “молчуны”, которые предпочитают не обсуждать классификацию публично. Такое желание учителю тоже нужно уважать, заставив их говорить в другой раз при других обстоятельствах.

Приложение.