Урок-исследование русского языка «Начальная форма слова». 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели:

  • формировать умение правильно определять начальную форму слов-названий предмета;
  • развивать умения формулировать и выводить правила;
  • прививать интерес к родному языку, расширять словарный запас.
Этап урока Сценарий урока УУД
1. Мотивация (самоопределение) учебной деятельности - Здравствуйте, ребята. В каждом из нас есть маленькое солнце – доброта. Добрый человек – это тот, кто любит людей и помогает им. Добрый человек любит природу и охраняет ее, а любовь и помощь согревают, как солнце. Я очень хочу, чтобы урок был для вас действительно добрым и теплым, принес много нового и интересного. А вы хотите? Тогда вперед. самоопределение (Л)

смыслообразование (Л)

целеполагание (Р)

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности Минутка чистописания

на чаль я на

ма фор

- Какая единица речи записана на доске? Запишите. Что можем составить из слогов? (Слова) А какую единицу речи можем составить из слов? (Словосочетание)

начальная форма

- Запишите.

- Рассмотрите картинку в учебнике с. 69. Приведите пример слова, которое стоит в начальной форме. (Дети молчат).

- Какова цель нашего урока? (Узнать, что такое начальная форма).

-  Откройте “Толковый словарь” и найдите слово “азбуки”. (Нет)

- А может быть , есть другая форма этого же слова? Какая? Чем она отличается от формы слова “азбуки”? (Слово “азбука” стоит в единственном числе, а “азбуки” - во множественном)

- А теперь найдите слово “багажом”. Нет такого слова? А какая форма этого слова есть? (Багаж). Чем она отличается от формы “багажом”? (Слово “багаж” отвечает на вопросы кто? что?, а слово “багажом” - кем? Чем?)

Работа с правилом с. 70

- В словарях слова всегда стоят в начальной форме.

самоопределение (Л)

смыслообразование (Л)

целеполагание (Р)

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)

анализ, синтез (П)

извлечение необходимой информации из текстов (П)

осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П)

подведение под понятие (П)

постановка и формулирование проблемы (П)

волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р)

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К)

использование критериев для обсуждения своего суждения (К)

3. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала - Откройте словарь “Пиши правильно”. Прочитайте первые пять слов-названий предметов. Все ли они стоят в единственном числе? Все ли отвечают на вопросы кто? что? В какой форме стоят все эти слова? (В начальной форме).

- Откройте “Толковый словарь” Посмотрите еще раз на то, как записано слово АЗБУКА.

- Что это за буква – и стоит после слова? (Словарь показывает первое изменение слова?

- Какая начальная форма слова? (Азбука)

- Как называются частички слова – а, - и ) (Окончание)

- Прочитайте словарную статью к слову “багаж”. Расшифруйте букву – а в слове: кто, что? Багаж, нет кого? Чего? Багажа.

- Назовите начальную форма слова. (багаж).

- Работаем в группах (Озвучивать или нет основание для деления учеников на группы, зависит от уровня готовности класса).

- Прочитайте в упражнении 46, 47 стихотворения О.Григорьева, М.Яснова. Найдите разные формы одного и того же слова .(нет высоты, есть высота; зеленое, зеленые, зеленая, зеленый)

- Выпиши формы столбиком, выдели окончания и основу. (Выполняют на листе бумаги, выбранному ученику предлагают выйти и показать всему классу работу группы). Вывешиваю на магнитную доску.

- Назови начальную форму слова. (Высота, зеленый)

Обучающиеся возвращаются на свои места и записывают формы слова в тетрадь.

- Одинаковы ли основы? (Одинаковые).

- Значит разные слова мы записали или разные формы одного и того же слова? (Разные формы одного и того же слова)

- Чем отличаются начальные формы слов? (Слово-предмет, слово-признак).

- У каких слов-признаков окончания указывают на форму единственного числа? (Зеленое, зеленый, зеленая)

- У какого слова-признака окончание указывает на форму множественного числа? (Зеленые).

- Что можно определить у слов-признаков? (Число)

- А можно по окончаниям определить род слов-признаков? (-ое – с.р., -ая – ж. р., -ый – м. р.)

- Слова-признаки изменяются по родам? (Да)

- А слово-предмет можно изменить по родам? (Обращение к группе, которая работала по упр. 46). Измените слово “высота” по родам. (Не получается, значит слова-предметы не изменяются по родам)

Динамическая пауза.

- Определим род слов-предметов. Если я называю слова-предметы м.р. – руки вверх, слова-предметы ж. р. – руки вперед, слова-предметы с. р. – присесть. (Осень, лист, желтизна, полет, небо, барсук, солнце, краснота, холод, дерево, мороз, поле, лиса, соня)

- Почему вы не выполнили движение при слове-предмете “соня”? (Слово-предмет общего рода).

анализ, синтез, сравнение, обобщение, (П)

извлечение необходимой информации из текстов (П)

осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П)

подведение под понятие (П)

выполнение пробного учебного действия (Р)

фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (Р)

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точ-ностью (К)

аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К)

учет разных мнений (К)

осознание ответственности за общее дело (Л)

формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К)

учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К)

использование критериев для обоснования своего суждения (К)

достижение договоренностей и согласование общего решения (К)

4. Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений - Итак, почему вы легко определяли род слов-предметов. Чем они все похожи? (Стоят в начальной форме – в единственном числе, отвечают на вопросы кто? что?) Проверим правильность нашего предположения. (Поставить слово в начальную форму, “высота” - она высота – ж. р. анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (П)

осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П)

подведение под понятие (П)

определение основной и второстепенной информации (П)

структурирование знаний (П)

волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р)

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точ-ностью (К)

5. Самостоятельное использование сформированных умений и навыков При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы. Учитель организует деятельность по применению новых знаний с тетрадью на печатной основе № 1 и с дальнейшей самопроверкой по эталону.

- Откройте тетради с печатной основой на стр. 23 и выполните, не забудьте применить новое правило.

При необходимости учитель просит детей, которым все понятно, дать пояснения или дает пояснения сам.

Игра “найди слово”

- Найдите слова с орфограммой” парная согласная по звонкости и глухости”. (снег, мороз, алмаз, глаз, волк). Докажи.

- Найдите слова с орфограммой “безударная гласная” (дворе, комната, стекло). Докажи.

самоопределение (Л)

анализ, синтез, сравнение (П)

волевая саморегуляция (Р)

познавательная инициатива (Р)

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точ-ность (К)

контроль, коррекция, оценка своих возможностей (Р)

6. Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных УУД Тест “Определи начальную форму слова”

А) осенью, осень, осени;

Б) об осени;

В) осень.

Определи начальную форму слова

А) красота;

Б) в красоту;

В) о красоте.

Определи начальную форму слова

А) небо;

Б) в небе;

В) из неба.

Определи начальную форму слова

А) без природы;

Б) с природой;

В) природа.

Самопроверка по слайду (в, а, а, в)

- Поднимите руку те ребята, у которых нет ни одной ошибки. (100%)

- Поднимите руку те ребята, у которых одна ошибка. (70%)

- Поднимите руку те ребята, у которых две ошибки.( 50% - выполнения).

- Заметьте, ребята, что слова начальной формы не употребляются с предлогом.

осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П)

построение логической цепи рассуждений (П)

доказательство П)

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К)

адекватное использование речевых средств для решения коммуникативных задач (К)

формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации (К)

учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К)

использование критериев для обоснования своего суждения (К)

следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л)

7. Рефлексия учебной деятельности на уроке. - Какое затруднение у вас возникло? В чем была причина затруднения?

- Какую цель перед собой поставили?

- Каким способом действовали?

- Достигли ли поставленной цели? Обоснуйте свою позицию.

- Кто нам больше всех помог на уроке, кого мы можем поблагодарить?

- Оцените свою собственную работу, используя смайлики. (Веселый смайлик – понял изученный материал; грустный смайлик – есть затруднения).

- Обоснуйте свой вывод.

- Какие затруднения остались? Над чем надо еще поработать?

рефлексия способов и условий действия (П)

контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)

самооценка на основе критерия успешности (Л)

адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К)

формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений (К)

использование критериев для обоснования своего суждения (К)

следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л)

Презентация